СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ «Работа по тексту при подготовке слабослышащих учащихся к изложению»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья "Работа по тексту при подготовке слабослышащих учащихся к изложению", позволяет четко понимать, как правильно научиться писать изложения. 

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ «Работа по тексту при подготовке слабослышащих учащихся к изложению»»

СТАТЬЯ

«Работа по тексту при подготовке слабослышащих учащихся к изложению»



ПЛАН

  1. Введение

Овладение слабослышащими учащимися словесной устной и письменной речи, развитие словесно-логического мышления.

  1. Основная часть

Одним  из эффективных средств развития речи слабослышащих учащихся, является изложение.

  1. над обучающим текстом изложения;

  2. подготовка учителя к проведению работа изложения;

  3. вступительное слово учителя;

  4. чтение текста;

  5. словарная работа, разбор содержания, установление идеи произведения;

  6. составление плана;

  7. повторное чтение;

  8. устный пересказ текста учащимися.

  1. Заключение

Обучение слабослышащих учащихся изложению - очень сложный и длительный процесс.

Всестороннее развитие и обучение слабослышащих детей в условиях специального обучения предусматривает овладение учащимися словесной устной  и письменной речи, развитие словесно-логического  мышления.

Речь ребёнка с частичной сохранностью слуха отличается нарушением произношения, своеобразием словарного запаса и грамматического строя. Всё это находит свое отражение и в письменной речи  слабослышащих детей.

Одним из эффективнейших средств развития речи слабослышащих детей является изложение. Обучение изложению позволяет учителю вести целенаправленную и систематическую работу по развитию слухового восприятия и воспитанию прочих навыков  чтения с губ.

При работе над изложением слабослышащие учащиеся должны установить тему и сюжет текста, продумать его план и композицию, вдуматься в содержание и идейный смысл, дать оценку поведения действующих лиц.

Учащиеся обогащают свой словарный запас, используя те или иные синтаксические конструкции, более сознательно расставляют знаки препинания, укрепляют навыки орфографии. Использование и подбор детьми соответствующей лексики, фразеологии и синтаксических оборотов развивают стилистическую грамотность, интерес к слову.

Очень важно, чтобы при работе над изложением у учащихся преобладало стремление правильно изложить свои мысли и чтобы это не заглушалось боязнью допустить  ту или иную орфографическую, пунктуационную или стилистическую ошибку.

Работа над обучающим текстом изложения в классе делится на следующие этапы:

  1. Подготовка учителя к проведению изложения.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Чтение текста.

  4. Словарная работа, разбор содержания, установление идеи произведения.

  5. Составление плана.

  6. Вторичное чтение.

  7. Устный пересказ текста учащихся.

  8. Самостоятельная работа учащихся над письменным изложением.

Во вступительном слове учитель сообщает название рассказа, который  предлагается учащимся для изложения, фамилию автора, время его написания.

В тех случаях, когда  учащимся предлагается текст из какого-либо большого литературного текста, изучающегося в классе или рекомендуемого учащимся для внеклассного чтения, учитель напоминает учащимся содержание всего произведения и определяет место, которое занимает разбираемый отрывок во всем произведении.

Чтение проводится 2 раза, но в обучающем изложении должно проводиться не подряд. Первое чтение проводится после вступительной беседы. Необходимо выбрать общий тон чтения. Это имеет большое значение, так как поможет передать идейное содержание текста. Большую роль при этом играют используемые автором  словарь и синтаксические конструкции.

Читать следует так, чтобы учащиеся, слушая учителя, уже схватывали разделение отрывка на отдельные части, предварительно почувствовали его план, для чего при переходе от одной части к другой делаются большие паузы, чем между отдельными предложениями, и несколько изменяется высота голоса.

Прежде чем приступить к разбору содержания текста, учитель объясняет учащимся значение непонятных слов. Слабослышащий ребенок воспринимает и запоминает слова в искаженном виде. Ограниченность речевого опыта слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, ведет к недостаточному запасу слов и к своеобразному применению этих слов. Слова, которыми пользуются слабослышащие дети, нередко характеризуются искаженным произношением.

В связи с общим недоразвитием речи у слабослышащих  детей можно наблюдать неточность в понимании значения слов, что обуславливает неправильное их употребление.

Учитель должен хорошо знать уровень речевого развития своих учащихся и систематически контролировать правильность понимания и применения даже самых употребляемых слов. В этом случае будет создана основа для полноценного словарного обогащения и в конечном итоге медленного развития речи слабослышащего ребенка. Особенно трудны для усвоения  слабослышащими  детьми прилагательные, местоимения, наречия.

Итак, перед разбором содержания текста объясняем учащимся значение непонятных слов. Например: слова, обозначающие географические объекты,  специальные термины из разных областей знаний, слова, характеризующие ту или иную профессию или род занятий людей и т.д. Трудные в орфографическом отношении слова, правописание которых учащимся неизвестно, и все собственные имена, встречающиеся в тексте, выписываю на доске. Далее проводится разбор содержания и установление идеи произведения по ранее заготовленным учителем вопросам. Эти вопросы должны быть рассчитаны на усвоение и раскрытие содержания, на установление связи между отдельными фактами и явлениями, на понимание композиции и идеи произведения.

Например, по отрывку из рассказа Л.Кассиля «Перелетные гости» (7-8кл.) могут быть поставлены вопросы:

  1. В какое время года и где происходило действие рассказа?

  2. Что произошло на корабле во время резкого изменения погоды?

  3. Какое отношение к неожиданным гостям проявили моряки?

  4. Как отнеслись птицы к заботам моряков?

  5. Что нарушало общую картину поведения перепелок?

  6. Как отнесся кочегар к ослабевшей перепелке?

  7. Что начал делать кочегар?

  8. Как кочегар объяснил цель своей работы?

  9. Что было дальше с перепелками?

  10. О чем говорит поступок кочегара?

Последний вопрос позволяет точно определить идею отрывка, проявляющуюся в заботливом отношении кочегара к ослабевшей птичке и миролюбивом настроении  русских моряков. В результате устанавливается большое воспитательное значение текста, содержание которого иллюстрирует и укрепляет горячее стремление бороться за мир.

После разбора содержания текста и выявления идеи производится работа над составлением плана изложения. В 5-7 классах составляем простой план к тексту.

План для изложения составляется путем опроса нескольких  учащихся. Из их ответов учитель выбирает наиболее удачные формулировки. Учащиеся должны тренироваться в составлении различных заголовков пунктов в плане. Начав с вопросительных  предложений, необходимо переходить к повествовательным, от полных личных  предложений к назывным; от простых планов к плану смешанного типа, к плану сложному и цитатному. При составлении сложного плана дети учатся четко разделять содержание рассказа на три основные части: вступительную, основную, заключительную, в которую они могут включить рассуждение или наблюдение по поводу главной мысли произведения. При обучении составлению планов смешанного и сложного типов нужно составить простой план, а затем преобразовать его в сложный или смешанный.

Учитель должен решить сам, какой план составить к данному тексту. По мере того, как учащиеся научатся составлять один вид плана, учитель может переходить к обучению составления другого вида плана. После составления плана производится вторичное чтение текста, которое позволяет учащимся глубоко и осмысленно усвоить не только содержание, но и идеи произведения.

После и во время чтения учитель может проверить, все ли учащиеся поняли объясненные им непонятные слова и выражения. Подбирают эпитеты, синонимы /можно разрешить пользоваться словарем синонимов русского языка/, сравнение и т.д., чтобы учащиеся ввели их в текст изложения.

Естественным продолжением вторичного чтения является устный пересказ учащимися содержания текста по составленному плану. Эта работа носит коллективный характер. Учащиеся раскрывают содержание одного пункта. Делаются поправки к формулировкам изложения по пунктам и учителем, и ребятами.

Большое внимание следует обращать на грамматико-стилистическое оформление речи учащихся в стилистическом  в устном произношении, чем достигается осознанное закрепление на практике получаемых учащимися знаний. Проводим работу над синонимами, подбирая наиболее удачные слова и выражения, используя соответствующие конструкции.

Обращаю внимание учащихся на возможность использования многих вариантов в выражении мыслей и более краткого или распространенного изложения по средствам различных оборотов речи и лексических средств.

То, о чем я рассказала, - это теория, а сейчас на нескольких примерах хочу показать, как в разных классах (5-8) провожу анализ текста при подготовке слабослышащих учащихся к изложению.

5 класс

Изложение по тексту «Змея» /учебник «Развитие речи» 5 класc /

Цель урока: подробно передать текст повествовательного характера с элементами описания.

  1. Словарь: копна – много травы (куча).

  2. Анализ текста.

  1. Что делали колхозники на лугу?

  2. Что делал здесь Миша?

  3. Почему Миша испугался?

  4. Как вели себя Миша и Жучка?

  5. Подробно рассказать, как Жучка сражалась со змеей

  6. (или прочитать).

  7. Чем закончилось сражение?

  8. Какова главная мысль рассказа? /Собака – друг человека. Жучка спасла Мишу от укуса змеи./

  1. Составление плана и примерный план.

  1. Колхозники косили сено.

  2. Игра Миши с Жучкой.

  3. Миша увидел змею.

  4. Жучка бросилась за змеёй.

  5. Собака убежала в лес.

  6. Возвращение Жучки домой.

  1. Предупреждение  ошибок.

       Косили – косит, далеко – даль, вдали, далекий; убежала – бег; копна – копны;      испугался.

            Собаки лечат себя от укусов змеи травой.

            Через две недели Жучка вернулась домой худая, но здоровая.

Изложение по тексту «Хитрые птицы» / учебник «Развитие речи» 5 класс/

Цель урока: передать содержание статьи близко к тексту.

  1. Словарь:

             сойка -  порода птиц,      

             интересно наблюдать – следить за птицами,

             кормушка – столовая для птиц.

  1. Вопросы к тексту:

  1. Зачем ребята устроили кормушку?

  2. Что было им интересно наблюдать?

  3. Чему они удивились?

  4. За чем стали следить ребята?

  5. Что они узнали?

  6. Зачем сойки прятали в снег мясо?

  1. Составление плана и примерный план.

  1. Ребята сделали кормушки.

  2. Наблюдали за сойками.

  3. Интересное открытие.

  4. Поведение соек.

  5. Хитрая птица – сойка.

  1. Предупреждение ошибок.

   Кормушка – корм, удивились – диво, следить – след, закопает – копка,      заинтересовали, исчезло, кусочек.

  1. Подобрать слова, близкие по смыслу.

  Сойки, птицы, хитрые птицы, они.

6 класс

Изложение по тексту «Советский солдат» /учебник «Развитие речи» 6 класc /

Цель урока: написать подробное изложение, используя слова – характеристики.

  1. Словарь:

В его сердце жило чувство мести – т.е. он хотел отомстить врагу,

наказать врага,

настало затишье – перестали стрелять,

погубить мир – уничтожить,

затеять войну – начать,  

зорко стоят солдаты – старательно, хорошо охраняют,

страшный огонь – очень сильный огонь,

затишье – тишина.

  1. Анализ текста «Советский солдат».

  1. Где происходило событие, описанное в рассказе?

  2. Какое чувство жило в сердце Николая Маслова?

  3. Как вы понимаете выражение «в его сердце жило чувство жалости»?

  4. Почему Маслов мстил фашистам?

  5. Что вдруг услышал солдат?

  6. Что он сделал?

  7. Как отметили люди подвиг солдата?

  8. Прочитайте описание памятника солдату в Берлине.

  9. Определите главную мысль текста. / «Зорко стоят на границе нашей земли советские солдаты – защитники мира. Они охраняют мир во всем мире./

  1. Примерный план к изложению .

  1. Где происходило событие?

  2. Советский солдат идет по земле врага.

  3. Что услышали советские солдаты?

  4. Что сделал Маслов?

  5. Памятник советскому солдату.

  1. Предупреждение ошибок.

  1. Охраняю – охрана, сердце – сердечко, советский солдат, герой,                        дороги.

  2. Объяснить знаки препинания в предложениях. Спас солдат её от гибели, уберег от войны. Не собираются ли злые враги снова затеять войну, погубить мир.

  1. Подобрать слова, близкие по смыслу.

Советский солдат, Николай Маслов, он, солдат, воин.

7 класс

Изложение по тексту «Первый снег» /учебник «Русский язык» 5 класс/

Цель урока: передать содержание текста от третьего лица, используя слова с переносным значением.

  1. Словарь:

странное ощущение – необычное чувство,

застенчивая невеста – стесняющаяся,

«мертвая» тишина – полная тишина,

головокружительная тишина – полная тишина,

посапывает кот – дышит кот.

  1. Анализ текста «Первый снег».

  1. От какого чувства (ощущения) проснулся автор?

  2. Почему автору показалось, что он оглох во сне?

  3. Какую тишину называют «мертвой»?

  4. Прочитать в тексте описание этой тишины /умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад/.

  5. Прочитайте, что увидел К.Паустовский из окна дома?

  6. Какое определение использовал автор к словам: свет /белый, ровный/, круг  /желтоватый/, дождь /стеклянный/.

  7. Назвать сравнения в тексте.

  1. Снег все сыпался, как стеклянный дождь.

  2. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

  1. Озаглавить  каждую часть словами из текста, выражающими её основную часть.

  1. Наступила необыкновенная тишина.

  2. За окнами все было снежно и безмолвно.

  3. Первый снег очень к лицу земле.

  4. Земля была нарядная …

  1. Предупреждение ошибок.

  1. Наполнял – полный, качнулось – качка, показалось – кажется, стеклянный.

  2. Объяснить знаки препинания.

                      Ветка качнулась, с нее посыпался снег.

                      Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался.

  1. Заменить местоимения 1 лица местоимением 3 лица.

  2. Подобрать слова, близкие по смыслу.

             Автор, Паустовский, он, писатель, Константин Георгиевич.

8 класс

Изложение по тексту «Воробей» И.С.Тургенев /учебник 5 класс/      

  1. Словарь:

Камнем упал перед ее мордой - неожиданно прилетел и оказался перед мордой,

взъерошенный – с растрепанными перьями,

благоветь – относиться к чему - нибудь с большим уважением,

            удалился – ушел,

            начала красться – ползла незаметно, тайком,

            ринулся спасать  – бросился спасать,

            тело трепетало от  ужаса – дрожало от страха.  

  1. Анализ текста «Воробей».

  1. От какого лица идет повествование (идет рассказ)?

  2. Кто это я? (автор, писатель).

  3. Откуда возвращался И.С.Тургенев?

  4. С кем возвращался И.С.Тургенев?

  5. Опишите поведение собаки.

  6. Кого увидел автор на аллее парка?

  7. Как оказался молодой воробей на дорожке?

  8. Опишите внешний вид молодого воробья (или прочитайте описание в тексте).

  9. Что остановило собаку?

  10. Устно опишите внешний вид старого воробья (или прочитайте в тексте).

  11. Как понимаете слова «он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…, но его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой»?

  12. О чем говорит такое поведение воробья?

  13. Что же это была за сила которая бросила(подняла) маленького воробья, заставила его заслонить собой свое детище от собаки?

  14. Как повел себя Трезор?

  15. Какой вывод делает автор? Что движет жизнью? (Любовь сильнее смерти страха смерти.)

  1. Составление плана к тексту «Воробей».

                            Примерный план.

  1. Возвращение с охоты.

  2. Встреча с молодым воробьем.  (Собака заметила молодого воробья.)

  3. Черногрудый воробей защищает свое детище.

  4. Трезор попятился.

  5. Автор благоговел перед героической птицей (перед любовью маленькой птички).

  1. Предупреждение ошибок.

  1. аллея, воробей, собака, героическая птичка, растопырив;

  2. впереди, беспомощно, медленно;

  3. начал красться, держится.  

  1. Подобрать слова, близкие по смыслу.

              Автор, Тургенев, он, писатель, Иван Сергеевич.

Итак,  регулярная и планомерная работа над изложением формирует умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное, устраняя неоправданные повторения одних и тех же слов – это, во-первых, и, во-вторых, обогащает словарный запас и грамматический строй речи слабослышащих учащихся.

Обучение изложению – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно  и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данной работе. Кроме того, изложение является одним из средств повышения культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических  и нравственных взглядов.





Работа над изложением в школе для детей с нарушением слуха

  • Усенко Татьяна Александровнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Одним из важнейших видов работы школы глухих является развитие у детей устной и письменной речи. Письменное воспроизведение прочитанного совершенствует многие умения по связной речи учащихся. При работе над изложением учащиеся познают различные по жанру тексты, их особенности, обогащают речь новым словарём и оборотами речи, учатся логически мыслить, содержательно и литературно передавать свои знания.

Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребенку, невелик по объему, прост по композиции, написан литературным языком. Тексты для изложений учитель может брать из школьных учебников по развитию речи, чтению, а также из сборников текстов для изложений.

В качестве существенного недостатка в методике работы над изложением следует отметить увлечение учителей устными и письменными пересказами по серии вопросов, в то время как пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям речевого высказывания. Считаю необходимым подчеркнуть следующую мысль известного методиста М.Р. Львова: «Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей». Советую в ходе беседы, посвященной анализу текста, требовать от учащихся полных ответов на вопросы, побуждать их к активной творческой работе над связной логической речью, над предложением. Часто при проведении обучающих изложений опускается составление плана, орфографическая подготовка к письменному изложению, необходимая помощь учащимся во время написания изложения, проверка ими своих работ.

Анализ письменных изложений глухих учащихся показы­вает их неумение передавать содержание прочитанного текста своими словами, самостоятельно строить предложения, бедность словарного запаса, отсутствие в речи синонимов и т.д., что является следствием указанных выше недостатков в работе учителей. 

Подробнее поделюсь опытом своей работы над сжатым изложением. Работая над сжатым изложением, школьники учатся сокращать предлагаемые им для пересказа тексты. Суть сжатого изложения не в простом отсечении каких-то деталей (например, элементов описания погоды, местности), а в обобщенном воспроизведении содержания и основной мысли текста.

С точки зрения работы по развитию речи учащихся подобный вид занятий является хорошим средством совершенствования умений систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия предложенной темы. Эти умения, как известно, оказываются особенно необходимыми в процессе работы учащихся над сочинениями, так как школьникам приходится на основе прочитанного и разобранного произведения вычленять какой-либо один вопрос и для его освещения выбирать материал из нескольких глав.

Что касается подготовки учащихся к написанию сжатых изложений, то скорее она напоминает схему проведения уроков подробного изложения. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. Так, если при подробном изложении текст воспроизводится учащимися целиком, то при сжатом изложении предполагается его сокращение до пределов, подсказываемых целевой установкой учителя.
В ходе подготовительной работы целесообразно сначала составить развернутый план к подробному изложению текста и пересказать по этому плану весь отрывок целиком. Затем учащиеся решают, какие части текста можно опустить, заменив их фразами обобщающего характера, а какие значительно сократить. Обязательно выделяется главная мысль, выраженная в предлагаемом для изложения отрывке.

В итоге беседы, направленной на сокращение текста, составляется план к сжатому изложению. Целесообразно оба плана – к подробному и сжатому изложению – записать рядом в два столбца, чтобы учащиеся наглядно убедились, какие сведения и факты из проанализированного текста могут быть сокращены.

Затем составляются рабочие материалы к сжатому изложению, в которых также записываются слова с трудными орфограммами, указывается эмоционально-экспрессивная лексика, отмечаются синтаксические конструкции, характерные для исходного текста. Кроме того, фиксируются предложения и словосочетания, которые будут использованы при сокращении текста как средство для оформления начала абзацев или переходов от одной мысли к другой.

Для сжатого изложения обычно используются тексты, включающие диалоги, пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п. Это значительно облегчает учащимся работу по сокращению текста, позволяя им без особого труда видеть, какие части связных высказываний вполне можно подвергнуть сокращению, не причиняя ущерба главным, основным мыслям исходных текстов.

Чтобы предупредить заучивание наизусть данного учителем текста для изложения, проводится работа по перефразировке входящих в него предложений. Одно предложение может быть разделено на два-три или составлен новый вариант. Опираясь на знания, полученные на уроках грамматики, дети включают в тексты новые виды словосочетаний, однородные члены, прямую или косвенную речь. В то же время необходимо, чтобы дети запомнили и использовали в своих письменных работах выражения автора прочитанного рассказа. Это необходимо для обогащения их речи. По вызову учителя дети пересказывают текст, исправляют и дополняют друг друга. Отдельные части будущего изложения могут быть выписаны на доску, обсуждаются и дополняются. Подготовка к изложению может продолжаться и во внеклассное время во время выполнения домашних заданий.

Важное значение в повышении грамотности, обеспечении речевых и орфографических умений и навыков учащихся имеет работа над ошибками, допущенными в изложении. Эта работа должна проводиться систематически. Работа над речевыми недочетами в изложениях формирует у глухих школьников необходимое в последующей работе умением – совершенствование текста, редактирование написанного.
Подготовку к сжатому изложению покажем на примере отрывка «Солдат гренадерской роты».

Солдат гренадерской роты

Русские бились у Витебска. Гренадер Федор Беда сражался вместе со всеми. Рядом с ним офицер Ардатов, рядом боевые товарищи.
И вдруг споткнулся, упал солдат. Ударила гренадера французская пуля в бок. Обожгла, вырвала клок тела.

Подобрали санитары солдата. Наложили Беде повязку на грудь, послали в команду для раненых. Только в команду солдат не прибыл. Свернул с пути он – и опять в свою гренадерскую роту.

Бьются гренадеры. Бьется Ардатов. Видят: рядом опять Беда. Продолжается страшный бой. И снова французская пуля достала солдата.
Очнулся Беда в санитарной палатке. Промыли ему рану, послали в команду для раненых. Только не прибыл в команду солдат. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.

Бьются гренадеры. Смотрят солдаты: снова Беда в бою. Заулыбались, еще дружней ударили по врагу.

К исходу дня в третий раз ранило Беду. Пуля попала в ногу.

В третий раз попал солдат к докторам в палатку. В третий раз не выполнил он приказ докторов. Свернул с пути – и снова в свою гренадерскую роту.

Явился и вместе со всеми палит по французам.

Разинули рты солдаты. Подивился геройству Ардатов:

- Откуда ты родом такой? Не из железа случайно выкован?

Засмущался солдат.

- С Украины я, - произнес, - из-под Полтавы.

Потом подумал и словно поправился:

- Из государства, выходит, Российского.

Перед началом чтения учитель провел краткую беседу о тех исторических событиях, которые нашли отражение в данном отрывке, организовал словарную работу.

В работе использовались картины. В ходе самостоятельного чтения учитель подходит к каждому ученику и дает объяснения, если они необходимы. Затем дети отвечают на вопросы.

В беседе ученики побуждались к встречным вопросам учителю и друг другу, устанавливали, соответствует ли заглавие содержанию рассказа, какое новое заглавие можно придумать.

Текст делится на части и параллельно под руководством учителя составляется план – сначала как к подробному изложению. Этот план может быть таким:

1. Сражение русских с французами у Витебска.

2. Первое ранение гренадера Федора Беды и его возвращение в строй.

3. Второе ранение война и возвращение в свою гренадерскую роту.

4. Третье ранение отважного героя и возвращение в гущу боя.

5. Как сражались с врагом русские солдаты и как влияли на них подвиги их товарища?

6. Разговор офицера Ардатова с отважным героем.

7. Федор Беда – горячий патриот государства Российского.

Далее подбираются синонимы к новым словам, встретившимся в тексте, проводится перефразировка отдельных фраз с целью оторвать детей от подражания образцу. Составляется подробное устное изложение. Затем учащиеся вместе с учителем решают, какие части текста следует подвергнуть сокращению.

Выясняется, что сократить можно части текста, где говорится, как гренадера Федору Беду трижды ранят в бою, и трижды он возвращается на поле боя. Обо всем этом можно сказать всего лишь один раз, выразив мысль в небольшом абзаце. Сокращению подвергается также разговор офицера Ардатова с бесстрашным воином. Здесь содержится главная мысль отрывка: Российская земля рождает отважных героев, которые готовы стоять за нее до конца в годину тяжких испытаний. Эта мысль выражается учащимися сжато, компактно – в рамках одного абзаца.

Затем, учащиеся, объединяя некоторые пункты плана подробного изложения, записывают план сжатого изложения текста.

1. Сражение русских с французами у Витебска.

2. Три ранения гренадера Федора Беды и его отвага в бою.

3. Как сражались с врагом русские солдаты и как влияли на них подвиги их товарища?

4. Федор Беда – горячий патриот государства российского.

По указанному плану ведется устный пересказ с сокращением текста. Даются другие варианты перефразировки, подбираются синонимические замены словам и словосочетаниям.

Составляются и записываются в тетради рабочие материалы. Предупреждению ошибок помогает прием предварительного разбора новых или трудных слов и выражений текста. Работа завершается сжатым устным пересказом текста учащимися. Далее учащиеся приступают к письменному изложению содержания рассказа.

Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребенку, невелик по объему, прост по композиции, написан литературным языком. Тексты для изложений учитель может брать из школьных учебников по развитию речи, чтению, а также из сборников текстов для изложений.