СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с мотивированными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены разные формы работ с мотивированными детьми

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с мотивированными детьми в начальной школе"»

МБОУ «СОШ п.Дукат»

учитель начальных классов

Туянина А.Г.


Работа с мотивированными детьми в начальной школе


  В наше время очень актуальна проблема развития и поддержки мотивированных (одарённых) детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для мотивированного ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Поэтому свое выступление хочу начать с цитаты В.В. Путина: «Каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России».

       В настоящее время существуют две точки зрения на понятие «одаренность»:

«все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Для других одаренность — уникальное явление, которое заложено с рождения.

   «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр.  Нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого — способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности, у шестого – способности к языкам.

В психолого-педагогической литературе говориться о том, что в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории мотивированных. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и мотивацию, доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой для нас, как учителей, является сохранение и развитие способностей.

Работа с мотивированными детьми (способными в той или иной деятельности) является одним из основных направлений в моей деятельности. Но здесь важна не только моя работа, но и степень заинтересованности родителей в развитии своего ребенка и включение самого ребенка в деятельность. Это могут быть познавательные уроки учителя, посещение кружков, внеурочных занятий и получение дополнительного образования в каких либо школах творческого, музыкального, художественного, научного направления.

      У мотивированных детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Например, если в 1 классе у учеников еще не были сформированы навыки поисковой, исследовательской деятельности, то в 4 классе они уже подходит со своими предложениями, идеями в проектной работе. Это результат нескольких лет плодотворной работы с детьми.

Для мотивированных детей предпочтительны такие методы работы, как проблемный; исследовательский; частично-поисковый; проектный. Формы работы также могут быть разными от классно-урочной (работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания развитие когнитивных способностей (тесты, презентации, тренажёры, задания на внимание, развитие памяти, логики), творческие и нестандартные задания) работы до разных дискуссий и игр поискового и проблемного характера (кейсы, квесты) Очень важны предметные олимпиады, творческие конкурсы разных уровней, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, мини проекты различной тематики, индивидуальные творческие задания, публикации творческих (стихи, рассказы, рисунки) и исследовательских работ.  -

      Работу с мотивированными учащимися, как и все учителя, начинаю с диагностики мотивированности.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности, которое позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся: творческие, практические, художественные, естественно-научные…

Для создания мотивации использую следующие приёмы: рейтинг учащихся, которое прослеживается в самом портфолио (техника чтения, отметки, грамоты за участие в различных мероприятиях), беседы по самоопределению, проекты по предметам, беседа с родителями (возможность оказания помощи ребенку).

Учитывая психологические особенности способных детей, очень важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. 

На этапе закрепления на уроках использую тесты, рабочие листы для анализа произведения, разноуровневые карточки, карточки-пятиминутки на уроках математики и русского языка (проверка словарных слов, таблицы умножения), игры на устный счет (игра «Молчанка», «Домики» по математике), игры по русскому языку с предметными картинками и словами (найди части речи, род, падеж имен существительных). Наиболее интересны для обучающихся игры «Хоккей», «Домики», которые основаны на умении детей задавать вопросы содержательного характера, при этом развивают речь. Очень часто а уроках окружающего мира и литературного чтения использую технологию интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта), «Кластер», развивающие когнитивные способности обучающихся. В начале урока часто использую распространенные среди учителей приемы «Привлекательная цель» или «Удивляй-ка», которые основаны на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Еще один прием на уровне закрепления знаний «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение таблицы, схем при чтении сказки, рассказа и других жанров, короткие тесты, ребусы, кроссворды. Так как моя работа связанна с малокомплектной школой, такой прием работы во много облегает работу учителя и позволяет переключиться к учащимся другого класса.

  Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектный метод, когда ученик включён в активный познавательный процесс, пробует самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Хорошая возможность проявить себя это наши школьные и районные конференции «Мой первый шаг в науку", где учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступить перед аудиторией, отстоять свою точку зрения.

       Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с мотивированными детьми. Безусловно, работа с мотивированными детьми трудна, но богата разными идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей.

 Свою статью хочу закончить цитатой Сократа «В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить»


Использованная литература


1.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей. - 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2014. - 144 с.

2.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2019 С.5-29

3.Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М: РОСМЭН-Пресс, 2018.
4.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2016, С.8-12

5.Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. - Волгоград: Учитель, 2017.