РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных.
Одарены, талантливы все без исключения дети…
В.А.Сухомлинский
Без сомнения, выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский верно сказал об одарённости каждого ребёнка. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы, которым она наделила каждого ребенка. Если дать возможность развивать эти способности, то каждый человек может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и чем разнообразнее будет детская деятельность, тем успешнее будет идти разностороннее развитие ребёнка. Раскрытие природных данных каждого ведет к обогащению всего общества. Все это подчеркивает социальную значимость проблемы одаренных детей. Именно поэтому забота о таких детях сегодня - составная часть государственной политики, направленной на сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также выявление детей, чья одарённость в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, но есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Педагогами ведется, как правило, усиленная работа, направленная на поиск талантливых детей, но на деле оказывается, что выявление - это лишь первый шаг и важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей, развитии дарования.
В этой статье мне бы хотелось поделиться обобщением своего личного опыта по развитию художественно-творческой одарённости детей. Опыт представлен в виде наблюдений, разработок, методик, которые, думаю, будут полезны моим коллегам.
Что же такое одарённость? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? Кто такой одарённый ребёнок? Как выявленную одарённость использовать во благо ребёнка? Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в этой статье.
В современной психологии существует множество научных подходов и концептуальных представлений, разрабатываемых, апробируемых и практически внедряемых. Эти концепции и подходы разработаны такими отечественными учеными, как А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов и др. А.М. Матюшкин рассматривает одаренность как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего, в высокой исследовательской активности [8:29].
В.И. Панов, В.П. Лебедева и В.А. Орлов рассматривают одаренность как особую форму проявления творческой природы психики, которая выступает как системное качество психики и возникает во взаимодействии ребенка с образовательной средой. Разработка различных концепций и подходов позволила дифференцировать одаренность на интеллектуальную, спортивную, творческую и другие составляющие и в тоже время рассматривать как единую характеристику ребенка, предопределяющую его развитие.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют две формы проявления у детей одарённости:
- явная (высокая одарённость - достижения ребёнка очевидны). Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% от общего числа детей;
- скрытая (проявляется в замаскированной форме, т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей). Детей со скрытой одаренностью примерно 20% от общего числа детей. Причины скрытой одарённости ребёнка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии; в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми; в специфике культурной среды (освоении норм поведения).
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Наибольший интерес для меня, как учителя изобразительного искусства, представляет художественная одаренность.
Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве — в частности в графике, живописи, скульптуре, фотоискусстве, музыке и пр.
Как выявить художественно одарённого ребёнка:
1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
4. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.).
5. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
6. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.
7. В творчестве выражают свои чувства или настроение.
8. Повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
9. Не робеют высказать собственное мнение о произведениях искусства, причем могут даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Цели работы с одарёнными детьми по изобразительному искусству:
- выявлять одарённых детей, составлять базу одарённых и заинтересованных детей;
- организовать систематическую работу и сопровождение детей для подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям, конференциям;
- поддерживать высокую учебную мотивацию ученика;
- поощрять активность и самостоятельность обучающегося;
- расширять возможности обучения и самообразования;
- способствовать овладению ключевыми образовательными компетенциями;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка;
- заинтересовать учеников предметом изобразительное искусство, создать благоприятную обстановку доверия между учеником и учителем, дружелюбия, открытости.
Развивая художественную одарённость детей, учитель должен ставить перед собой следующие основные задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
-раскрытие и развитие способностей и индивидуального творческого потенциала каждого учащегося;
- создание комфортной среды общения;
- стимулирование дальнейшего развития художественных навыков;
- социализация посредством полученных знаний;
- содействие самоопределению личности.
Для реализации этих задач педагоги обычно используют: групповые дискуссии, беседы, игровые и арттерапевтические методы, а также методы обучения изобразительной деятельности и методы, направленные на развитие социальной перцепции.
Формы и методы организации обучения с творчески одарёнными детьми - групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка.
- предметная неделя (способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе);
- широкий спектр форм внеурочной деятельности;
- повышение мотивации учеников к изучению образовательной области;
-привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности;
- кружки, студии, объединения;
- содействие в профессиональной ориентации;
- создание индивидуальной траектории развития личности ребенка;
- создание банка данных одарённых учеников (банка класса, школы);
- создание индивидуальных образовательных маршрутов;
- создание портфолио учащегося.
- олимпиады и конкурсы по предметам
Но стоит понимать, что все эти формы и методы, когда они применяются с перегрузкой детских возможностей, они не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Конкурсы, фестивали истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежда на взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезла, не наступил кризис? Если ребенку предоставить возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, а также быть субъектом собственной деятельности, у него есть все шансы счастливо миновать этот кризис. Для этого необходимо использовать стратегию обогащения в обучении. Одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционной программе, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Необходимо найти новый подход к творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене педагогу необходимо ориентироваться на следующие направления в работе:
основной метод обучения — от знаний к творчеству;
требование обязательной грамотности исполнения работы — композиционной и изобразительной;
требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);
обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;
обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел;
стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения);
интеграция основного и дополнительного образования;
использование синтеза искусств;
педагогическая компетентность педагогов и поддержка родителей.
Педагогическая компетентность педагога, действительно, немаловажный фактор в развитии художественно-одарённых детей. Педагог-профессионал, который является авторитетом, неординарной личностью с высоким уровнем развития способностей, своим примером заряжает детей на перспективное развитие. Важная составляющая личности педагога - творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения. Педагог должен быть чувствителен к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!
В систему педагогического сопровождения талантливого ученика включаются особые технологии сопровождения в индивидуальной, урочной и внеурочной работе, а также глубокое понимание учителем возложенной на него миссии. Технологии выявления творчески одаренного ученика сводятся к творческой атмосфере уроков и внеурочной деятельности, а далее – интуиция учителя. Творческий ученик всегда потянется к творческому учителю по принципу магнита. Основополагающим становится умение учителя преодолеть в себе педагогические и психологические стереотипы в сотрудничестве с такими детьми, и здесь не получится «экономить энергию», а, наоборот, придется стать для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия [9:66]. Художественным творчеством могут заниматься лишь немногие одарённые дети, поэтому задача педагогов и психологов - рано и по возможности безошибочно выявить таких детей, а потом создавать для них самые благоприятные условия развития.
Психолого-педагогические условия для развития художественно-одаренных детей:
обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными и новыми для них предметами и стимулами с целью развития любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития художественных способностей;
использовать в работе нетрадиционные материалы и техники;
обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей;
помочь детям раскрыть свой потенциал, не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей.
Ещё одним важным условием является то, что семья и школа должны работать в тесном контакте. Родители должны осознавать важность своего влияния на развитие личности ребенка, должны научиться организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Для положительных результатов в работе с одарёнными детьми помогут:
мультимедийное оборудование, позволяющее сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты;
графический редактор Paint (принцип рисования — закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента — точки), которые, сливаясь, дают общую картину; принцип собирания — выполнение натюрморта с использованием фигур и линий, от общего к частному);
различные техники и материалы для выполнения заданий, что тоже развивает творческую индивидуальность учеников;
диагностика уровня сформированности навыков рисования в конце каждого звена.
Специфика предмета «Изобразительное искусство», например, в среднем звене такова, что главным в обучении является ориентация на развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности в выполнении творческих работ. Важно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои творческие возможности, талант и фантазию, поэтому диагностика сформированности навыков рисования важна для последующего сравнения.
Для развития художественно одарённых детей целесообразно использовать разные виды деятельности:
индивидуальную работу;
работу в малых группах;
методы проблемно-развивающего обучения;
игровые технологии;
информационно-коммуникативные технологии (для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей);
задания творческого и нестандартного характера и пр.
Технология развития художественно одарённых детей:
1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности. Поиск одарённых детей должен идти непрерывно, начиная с начальной школы. Наиболее распространённая форма отбора детей с художественной одарённостью — творческие конкурсы, олимпиады. Одаренность ребенка, как и отдельные способности, не бывает от природы в готовом виде. Выраженные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально – психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
2. Определить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. Здесь немаловажно, на каком этапе выявили этих детей. От этого зависит содержание индивидуального маршрута. Пути достижения выбирает педагог, опираясь на индивидуальные, возрастные особенности детей.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков. Здесь всё сугубо индивидуально. Есть психологические особенности, которые характеризуют детей и на которые должен обратить внимание учитель. Одному для усвоения материала понадобится значительно больше времени, чем другому, а результативность на одном уровне.
4. Определить способы оценки успехов ребенка. Образовательный и воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы ребенок мог максимально реализоваться, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действие ребенка. Когда деятельность имеет смысл, то развитие способностей приобретает новую мотивацию, у ребенка появляются возможности свободно выражать свои творческие ресурсы. Каждому ребенку важно видеть плоды своего труда и оценку окружающих. Получая за победу или участие в конкурсах (олимпиадах) сертификаты, дипломы, грамоты, дети начинают стремиться к большему.
Обязательное условие развития творческих способностей - это создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Радость - великая воспитательница. Её можно сравнить с солнечным светом; как он необходим для роста и развития всего живого, так и радость необходима для роста и развития ребенка. Ситуации успеха ребенка в разных видах деятельности это, прежде всего успех педагога. Вот она точка опоры, та психологическая готовность идти к себе через трудности, перерастающаяся в устойчивый интерес и осознанную мотивацию. Главное не уничтожить творческую личность, а способствовать ее творческому развитию.
Для развития художественно-одарённых детей необходимо использовать современные образовательные технологии:
технологии развивающего и проблемного обучения;
технология критического мышления;
информационно-коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;
системно – деятельностный подход;
проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Результаты: создан банк данных «Одаренные дети»; разработана программа по работе с художественно-одарёнными детьми; систематизирована работа педагога и родителей по вопросам сопровождения одаренных детей.
Итогом нашей работы с одаренными детьми является позитивная динамика творческих достижений детей в городских, районных, муниципальных, всероссийских конкурсах, персональных выставках учащихся, успешной реализации творческих проектов.
Главное в работе с одаренным ребенком не акцентировать внимание других детей на их различия в плане способностей, а создавать все необходимые условия для реализации имеющихся возможностей каждого ребенка. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основополагающие принципы при работе с одаренными детьми:
формирование устойчивой мотивации к самообразованию на основе использования разнообразных форм работы;
развитие и углубление компетенций в значимой для юного художника сфере;
вовлечение одаренного ребенка в коллективную деятельность, развитие у него интереса к изучению и познанию нового;
обеспечение благоприятных условий для развития социальной компетентности, нравственных категорий;
внедрение всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.
Задача образовательного учреждения — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Одаренные дети — это особый мир детства.
О.А. Куревина (кандидат философских наук, доцент) пишет: «Дети становятся одарёнными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя»[6]. Важно помочь ребёнку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но ещё важнее — не опоздать.
Литература
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2001
Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: Теория и практика. Методическое пособие - Казань, 2010
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб, 2012
Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути её развития – Ростов на Дону, 2011
Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста— М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003
Малахова И. А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. – М.: 2002.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 - № 6. – С. 29-33.
Научно-практический журнал «Управление современной школой»: М, 2012, №7, с.66-84;
Основные современные концепции творчества и одаренности // Под ред. Д. Б. Богоявленской – М., 1997
Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999.