Статья. Раннее выявление кризисных ситуаций и факторов жестокого обращения с детьми в семье и школе.
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория:
Педагог-психолог
Предмет(ы):
Психология
Цель урока:
Организовать раннее выявление кризисных ситуаций и факторов жестокого обращения с детьми в семье и школе и актуализировать превентивные мероприятия по формированию толерантной среды и жизнеутверждающих установок несовершеннолетних
Тип урока:
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других, и, главное педагогические – когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская работа с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить, что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, можно провести элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Перечень сигналов
жестокого обращения слайд 3
Эмоциональное состояние: слайд 4
ü низкая самооценка, пассивность;
ü сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
ü беспокойство, повышенная тревожность;
ü депрессивные состояния, печаль.
Поведение: слайд 5
ü оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
ü несоответствующая возрасту ответственность;
ü само разрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли);
ü возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.
Интеллект: слайд 6
ü снижение или полная потеря интереса к школе;
ü задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
ü снижение познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
ü нарушения речевого развития;
ü заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
ü трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими: слайд 7
ü неумение общаться с людьми, дружить;
ü отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
ü стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
ü требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
ü агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
ü роль "козла отпущения”.
Физическое состояние: слайд 8
ü маленький рост, недостаточный вес;
ü гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
ü психосоматические заболевания, неврозы;
ü постоянный голод и/или жажда;
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: слайд 9
ü Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
ü Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
ü Обвинение в травмах самого ребенка.
ü Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
ü Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
ü Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
ü Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
ü Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
ü Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Берегите детей, берегите! слайд 10
Не бросайте своих малышей!
Как над нежным ростком трепещите.
Каждый миг рядом ходит злодей.
Берегите детей, берегите!
Охраняйте хрупкий покой.
Их ладошку в своей сожмите
И ведите вслед за собой.
Попросите у них прощенья
За жестокость и злость людей.
Попросите без сожаленья,
Может, мир станет чуть добрей.
Детским смехом весёлым живите.
Подарите тепло семьи.
Берегите детей, берегите!
Как ростки беззащитны они.