Статья «РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС»
Автор: Вайст М.С.
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда
С прошлого учебного года все учебные заведения России работают по новым ФГОС. Они ориентируются на образовательные стандарты, которые разработало государство. По ФГОС в начальном образовании работают 1 и 2 классы. Однако учителя 3 и 4 классов, не смотря на отсутствие новых учебников, тоже проводят уроки в соответствии с новыми стандартами третьего поколения. Современный урок строится на самостоятельной деятельности учащихся, задания которого направлены на поиск и обработку информации, и завершается самоанализом. Важным критерием современного урока является результативность, то есть объем и прочность полученных знаний и умений. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию. Это может быть работа в парах и группах, диалог учителя и ученика. С целью успешного достижения разнообразных целей на уроке современный педагог должен владеть разными схемами урока, опираясь на личностно-ориентированный подход, при котором главным является личность ребенка, ее самооценка. Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение знаний на выбор по форме и разному уровню сложности. Кроме того, современный урок строится дифференцированно, то есть с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ситуация успеха позволяет решать педагогу определенные задачи, позволяет ученикам проявлять инициативу, не бояться ошибиться и самостоятельно искать пути решения разных задач. Соответственно, у обучающихся формируется внутренняя мотивация. В настоящее время на уроке широко применяется ИКТ: видеоролики, презентации, картинки, слайды. Это позволяют повышать у школьников интерес к уроку и мотивацию. Современный урок отличается гармоничным сочетанием творческой и учебной деятельности учащихся, строится на партнерских отношениях между учеником и учителем.
Приведем отрывок современного урока русского языка в 3 классе на тему «Как определить род имён существительных?» Опустим такие части урока , как организационный момент и проверку домашнего задания, так как здесь каждый может импровизировать. Рассмотрим момент подачи нового материала и работу по теме.
Цель: учить определять род имен существительных.
Оборудование: слайды для самодиктанта и самоопределения к деятельности.
3. Актуализация знаний.
Самодиктант. (Слайд с записью слов)
-Придумайте и запишите слова, которые пишется с большой буквы вместо точек.
Город …., река ….., фамилия…, собака …., сказка…., писатель …., страна .., горы …..
(Несколько учеников читают свои варианты ответов).
-Назовите орфограммы в этих словах. Подчеркните заглавную букву.
4. Самоопределение к деятельности.
-Возьмите в руки пенал. Чей это пенал? Запишите. (Мой пенал).
-Подчеркните в предложении слово мой.
-Какой пенал? Запишите. (Он красивый)
-Подчеркните в предложении слово он.
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.
Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
- Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно моё:
Моё окно, село моё.
-Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока (Слайд на доске)
-Прочитайте слова. Разделите их на три группы.
Солнце, огурец, море, книга, метро, магазин, диван, библиотека, корзина, лагерь, касса, болото.
-Прочитайте слова, которые можно заменить словом он. Назовите род этих имен существительных.
-Прочитайте слова, которые можно заменить словом она. Назовите род этих имен существительных.
-Прочитайте слова, которые можно заменить словом оно. Назовите род этих имен существительных.
-Прочитайте правило в учебнике.
-Каким словом можно заменить слова мужского рода?
- Каким словом можно заменить слова женского рода?
- Каким словом можно заменить слова среднего рода?
-Прочитайте правило еще раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
- Какие родовые окончания имеют иена существительные?
Упражнение в определении рода имен существительных. Самостоятельная работа и взаимопроверка. (Слайд на доске)
-Спишите слова. Определите род имен существительных.
- Пословицы записывают дети по желанию, которые быстрее справятся с первым заданием.
1)Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к..стёр, св..бода, ..кскурс..я, а (лл)ея, завтр..к, ябл..ко, лес..ница, пом..дор, рад..о, т…варищ.., р..шение, з..мл..ника, шо(с,сс)е.
2)(Без) т..рпен..я – нет умен..я. (Без) труда не вытащишь и ры..ку (из) пруда. (Без) х..зяина дом – сирота. Учен..е лучше богатства. Счась..е и тру.. рядом ж..вут.
Слайд с образцом ответов. Дети меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют работы.
-Оцените свою работу с помощью знаков «!», «+», «-»
Этапы физкультурной минутки, закрепление изученного материала, работа в тетради на печатной основе разрабатываются на усмотрение педагога.
Для этапа «Рефлексия» хочу предложить Картинный диктант.
Учитель показывает предметную картинку (используются слайды). Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.
-Какого рода бывают имена существительные?
-Каким словом можно заменить слова мужского рода?
-Каким словом можно заменить слова женского рода?
-Каким словом можно заменить слова среднего рода?
-Оцените свою работ на уроке.
Учителю необходимо предоставить информацию так, чтобы вызвать восторг, удивление или интерес. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Педагогу необходимо чувствовать эмоциональный настрой класса.
С целью положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком.
Таким образом, можно подвести итог, что на современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний.
2023 год