СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема " Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов" Рекомендуется несколько видов работ  и приёмов для уроков чтения. Умения работать с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов"»


Тема: Развитие читательской грамотности младшего школьника .

К.Д.Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить, а через это прививать интерес к чтению».


Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения.

1. Чтение произведения и определение его жанра.

2. Чтение и пометка непонятных слов.

3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

16. Чтение по ролям.

17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

22. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.

24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

26. Чтение текста голосом героя.

27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.

32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

37. Чтение и выполнение тестовой работы.

38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.

39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

41. Чтение и пересказ от лица героя произведения.

42. Чтение, представление и описание героя произведения.

43. Чтение сказки и изменение хода событий.

44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

45. Чтение, придумывание продолжения рассказа.

46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

49. Чтение, расшифровка обряда.

50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.


Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает пони­мание смысла как отдельных слов и выражений, так и все­го произведения в целом, его идеи, образов и роли художе­ственных средств.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если  будем читать слишком быстро или слишком медленно».

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

  • подготовка  к  первичному  восприятию  текста  (всту­пительное слово учителя, возможное использование наблюде­ний за явлениями и предметами окружающей действитель­ности);

  • установка на целенаправленное восприятие текста;

  • первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и сло­весных средств обучения;

  • беседа в связи с разбором частей текста и всего расска­за (установление  последовательности  событий,  причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимо­связи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определе­ние существенных черт их характеров, сопоставление геро­ев, оценка их поступков);

  • словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);

  • работа   над   планом   (словесное   рисование   —   иллю­стрирование текста, драматизация;  озаглавливание каждой части рассказа,  коллективная работа с  учителем — деле­ние текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков   после   деления   текста   учащимися   на  части);

  • пересказ  (ответы  на  вопросы,   пересказ,  близкий  к тексту);

  • разбор жизненных ситуаций;

  • заключительная, обобщающая беседа.

Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1 группа: логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назови одним словом.

Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.

3. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.

Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

5. Какая буква, слог, слово лишние?

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

2 группа: игры со словами.

1. Игра «Найди слово в слове».

Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).

2. Игра «Кто как кричит».   

Гусь – пищит

Утка – кудахчет

Курица – гогочет

Петух – крякает

Цыпленок – кукарекает

3. Игра «Назовите родителей»

У цыпленка – утка              У утенка – гусыня, гусак              У гусенка – курица, петух

4. Составь слова из данных букв.

у, х, л, к, п, е, с, о

5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.

          И  РА

          Г  РЯ 

          М  ША

6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.

З_М_К

 М  Р  З

7. Разбор значений слов-синонимов:

 ключ – родник,

 воин – солдат- боец,

 зябнуть – стынуть- мерзнуть,

 забор – изгородь- плетень,

 стеречь – охранять-караулить- сторожить,

 храбрый – смелый- отважный- мужественный

8. Измени слова по образцу:

кленовые листья – листья клёна городские улицы - …

сосновый запах - … сделан из камня – каменный

сделан из бумаги - … сделан из соломы - …

3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.

2. Составь предложения к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …

4 группа: работа с текстом (учебник)

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

  2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

  3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос.

  4. Задай вопросы по тексту или по части текста.

  5. Определи сколько частей в тексте.

  6. Работа над заголовком.

  7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

  8. Составление кроссвордов по тексту.

  9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

  10. Пересказ по вопросам и без них.

  11. Составление плана текста.

  12. Подбор иллюстрации к тексту.

  13. По иллюстрации определить содержание текста.

  14. «Разрушенные тексты».

  15. Наведи порядок.

  16. Определение главной мысли текста по заголовку

  17. По иллюстрациям к тексту определить его содержание














8