Тема: Развитие читательской грамотности младшего школьника .
К.Д.Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание – «понимать чтение … составляет главную задачу при обучении грамоте». «Читать - это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное – вот в чем главное дело ». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И. Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика читать и мыслить, а через это прививать интерес к чтению».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения.
1. Чтение произведения и определение его жанра.
2. Чтение и пометка непонятных слов.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10. Чтение, деление текста на части.
11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.
14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
16. Чтение по ролям.
17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
22. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
23. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
26. Чтение текста голосом героя.
27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
29. Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
37. Чтение и выполнение тестовой работы.
38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.
39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
41. Чтение и пересказ от лица героя произведения.
42. Чтение, представление и описание героя произведения.
43. Чтение сказки и изменение хода событий.
44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45. Чтение, придумывание продолжения рассказа.
46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
49. Чтение, расшифровка обряда.
50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
установка на целенаправленное восприятие текста;
первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
разбор жизненных ситуаций;
заключительная, обобщающая беседа.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения
1 группа: логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.
3. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.
Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
5. Какая буква, слог, слово лишние?
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
2 группа: игры со словами.
1. Игра «Найди слово в слове».
Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).
2. Игра «Кто как кричит».
Гусь – пищит
Утка – кудахчет
Курица – гогочет
Петух – крякает
Цыпленок – кукарекает
3. Игра «Назовите родителей»
У цыпленка – утка У утенка – гусыня, гусак У гусенка – курица, петух
4. Составь слова из данных букв.
у, х, л, к, п, е, с, о
5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА
Г РЯ
М ША
6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
М Р З
7. Разбор значений слов-синонимов:
ключ – родник,
воин – солдат- боец,
зябнуть – стынуть- мерзнуть,
забор – изгородь- плетень,
стеречь – охранять-караулить- сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный
8. Измени слова по образцу:
кленовые листья – листья клёна городские улицы - …
сосновый запах - … сделан из камня – каменный
сделан из бумаги - … сделан из соломы - …
3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …
4 группа: работа с текстом (учебник)
Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
Расположи вопросы по порядку содержания текста.
Зачитай ответ на 2-ой вопрос.
Задай вопросы по тексту или по части текста.
Определи сколько частей в тексте.
Работа над заголовком.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
Составление кроссвордов по тексту.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Пересказ по вопросам и без них.
Составление плана текста.
Подбор иллюстрации к тексту.
По иллюстрации определить содержание текста.
«Разрушенные тексты».
Наведи порядок.
Определение главной мысли текста по заголовку
По иллюстрациям к тексту определить его содержание
8