СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие натюрморта"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается как появился и развивался натюрморт в искусстве

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие натюрморта"»

РАЗВИТИЕ НАТЮРМОРТА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Шляпцева Ирина Игоревна

Педагог дополнительного образования

E-mail: shlyaptsevairina@yandex.ru

МБУДО «ЦДТ»,

Россия, Курская область, Железногорск.

THE DEVELOPMENT OF STILL LIFE IN WESTERN EUROPE DURING THE RENAISSANCE.

Shlyaptseva Irina Igorevna

Teacher of additional education

MBUDO "CDT",

Russia, Kursk region, Zheleznogorsk.

Аннотация

В статье представлена история развития натюрморта в Западной Европе в эпоху Возрождения , как вид изобразительного искусства. Рассматривается такие известные в этом жанре Голландские натюрморты, Фламандские и др. Также разбираются главные черты натюрморта того времени и его различные особенности в европейских школах.

Annotation

The article presents the history of the development of still life in Western Europe during the Renaissance, as a form of fine art. Dutch still lifes, Flemish, etc., well-known in this genre, are considered. The main features of the still life of that time and its various features in European schools are also analyzed.

Ключевые слова: натюрморт, эпоха Возрождения, Голландский натюрморт, Фламандский натюрморт, Итальянский и Испанский натюрморт.

Keywords: still life, Renaissance, Dutch still life, Flemish still life, Italian and Spanish still life.



Одной из прекрасных граней в искусстве является живопись. А одним из интересных и своеобразных жанров можно назвать натюрморт. Натюрморт ( от франц. «натуре морте» - букв. «мертвая натура» ) это жанр изобразительного искусства, где изображаются неживые предметы. Он является одним из любимых жанров в современном искусстве. Предметом натюрмортов становятся бытовые и неодушевленные вещи. Все предметы в натюрморте должны быть связанны общей темой. Художник предварительно компонует предметы, а не пишет их «с натуры» как они расположены в среде. В натюрморте художник раскрывает то, понимание красоты которое присущее человеку его времени. Натюрморт содержит в себе послание зрителю, чаще философского характера. И вместе с этим он несет в себе отпечаток эпохи. Примером служит знаменитая картина советского художника Петрова-Водкина «Селедка». До того времени как натюрморт стал отдельным жанром изобразительного искусства, бытовые предмета являлись атрибутом картины.

Натюрморт в европейской живописи не имел долгой истории своего развития. Если в эпоху Ренессанса он только переживает период своего становления, то уже в 17 веке мы наблюдаем подлинный рассвет натюрморта, который уже сформировался и выступает как самостоятельный завершенный жанр живописи.

Он довольно молодой жанр в искусстве. В сравнении с остальными жанрами его начало приходиться к 16-17 столетию в Европе. Натюрморт, как и другой жанр в истории искусств, находит свой расцвет и падение. Рождение натюрморта как самостоятельного жанра приходится на эпоху нового времени в искусстве европейского общества, а также выделением станковой живописи.

Это можно заметить в произведениях итальянских и нидерландских художников, где особое внимание уделено материальной стороне жизни человека. Распространение этого жанра приходиться на начало 17 века, благодаря интересу к бытовой стороне жизни человека, развитию художественных методов и национальных школ живописи.

Искусство 17 века отличается многообразием школ и направлений. Зародившись в искусстве Италии. Каждая из европейских художественных школ вносит свой вклад в развитие этого жанра. Здесь можно интересно проследить как социальный строй и отношения в обществе влияют на характер жанра.

Итальянский натюрморт в живописи 17 века развивался своим путем, приобретая новые качества. Он не нес смысловой глубины голландского, ни достигал мощи фламандского натюрморта. Мощный толчок в натюрморт Италии принес Караваджо. Он был одним из первых художников, кто обратился к натюрморту и создал монументальный образ «неживой натуры».

В его работах с библейской тематикой мы можем проследить, как автор на переднем плане картины изображает натюрморт. Но в дальнейшем увлекшись этим «малым» жанром он пишет картину «Корзина с фруктами» уже как отдельное художественное произведение.

Рисунок 1.«Корзина с фруктами» 1596г.

В испанском натюрморте также отражаются традиции караваджизма. Более заметно это в пластике формы, выявленной контрастами светотени.

Традиционными странами получившие широкое распространение натюрморта были Голландия и Фламандия. Бывшие Нидерланды, которые были в 17 веке разделены на две страны, дают нам совершенно разное прочтение натюрморта.

Голландские натюрморты 17 века являются уникальными в европейской культуре не только данной эпохи, но и последующих веков. Это дало огромное воздействие на развитие европейской живописи. Именно голландцы впервые увидели своеобразную незримую жизнь вещей, которые живут в повседневной жизни параллельно с нами. Они первые ввели термин которые обозначал натюрморт «стилевин» в перевод с голландского означает «застывшая жизнь». Затем распространился и в других европейских странах. Можно сказать, что натюрморт в искусстве Голландии 17 века имел огромный успех и представители чиновников и буржуазии охотно покупали эти работы для украшения своих домов. Композиционно голландский натюрморт интересен тем, что он как на витрине представляет и посуду и утварь , фрукты, вина, и экзотику ( кубки из наутилуса) это как ярмарка повседневности рассказывающая о жизни человека. Известные голландские мастера изображающие натюрморты здесь Вильем Хеда, Питер Класс и Виллем Калф. Этих художников отличает индивидуальность тематики, стилистка произведения и художественный почерк. Сближает их желание показать фактуру предметов. Они настолько точно передают фактуру предметов, что у нас создается желание прикоснуться к ним.

Также в голландской живописи самым перспективным видом из натюрморта считался «завтрак». Он получил большое распространение благодаря открытию единого цветового тона и свето-воздушной среды. Их натюрморты отличались в зависимости от того, что именно происходило во время конкретного «завтрака». Если мы рассмотрим натюрморт В.Хеды «Ветчина и серебряная посуда» на котором , изображен богата сервированный стол, то увидим что сам характер трапезников несколько бесшабашный. Это нам показывает скомканная салфетка на столе, хлеб и тарелка которые могут упасть со стола, пустой бокал, ваза опрокинутая.

Рисунок 2. «Ветчина и серебряная посуда» 1649г.

Другая его работа «Ежевичный пирог» вызывает у зрителя мысли, что сотрапезники устроили разгром, об этом говорит: сдернутая скатерть, разбитый бокал, валяющийся ключ от часов. И каждый «завтрак» уникальный по нему можно понять предысторию картины от чинных сцен до пьяного дебоша.

Рисунок 3.«Стол для завтрака с пирогом с ежевикой» 1631 г.

Многие натюрморты этого времени являются по своему характеру «аллегорическими», то есть через предметы художник вносит свои идеи скоротечности жизни и т.д. Такие натюрморты чаще всего изображались с черепом и песочными часами. Натюрморты такого типа получили название «ванитас» от латинского выражения «суета». Как образец натюрморта «ванитас» можно рассмотреть работу известного художника Вильема Хеда «Ванитас».

Рисунок 4. «Ванитас» 1628 г.

Первой линией развития натюрморта в голландской живописи 17 века после его окончательного утверждения стал цветочный натюрморт. Художники были довольно изобретательны в написании цветов. На своих полотнах они изображали их в корзинах или в букетах и вазах , также различные цветы по фактуре , цвету и т.д. Здесь можно отнести таких замечательных художников как Ян Давидс де Хем , Бальтазар ван дер Аст .Также параллельно развивается линия ученого натюрморта. Он зарождается в академической среде в старинном голландской университете в городе Лейдене. В какой-то степени натюрморт продолжает линию аллегорического натюрморта ( ванитос). В отличие от цветочного натюрморта научный натюрморт ориентирован на узкий круг знатоков, он может отсылать зрителя к цитатам из библии или малоизвестным литературным произведениям. Можно сказать, они считались своеобразным ребусом для знатоков 17 столетия, зритель нуждался в определенной подготовке, потому что не все могли сразу расшифровать послание художника.

Также развивалась знаменитая школа фламандского натюрморта. Ее эпоха расцвета была связана с такими крупнейшими художниками как Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта. Фламандские натюрморты в отличие от Голландских, откровенно обращаются к зрителю своим пафосным характером. Одним из ведущих мастеров натюрморта фламандской живописи был ученик Рубенса Франс Снейдерс. В работах Снейдерса это всегда фурор человека, достигшего своей победы.

Сложенные в груды трупы убитых животных и птиц словно хранят судорожное напряжение последней битвы или отчаяние полной беспомощности. Такие натюрморты воспринимаются как поле битвы после сражения, своеобразная аналогия с битвами, которые обычны во фламандской живописи. Для Снейдерса характерно в первую очередь масштабность, где изображается сцены на рынке, огромное количество снеди на прилавке. А во вторую характерно для его работ это идея изобилия природы. Живопись его звонкая, мажорная на открытых цветовых сочетаний. В произведении «Рыбная лавка» художник показывает рыбу разных сортов, крабы, омаров выставленных покупателю к самому краю прилавка. Здесь показана как барочная декоративность, так и жестокость.

Рисунок 5. «Рыбная лавка» 1618 г.

При всем своеобразии школ натюрморта в 17 веке можно выделить общие черты присущие для эпохи в целом. В основном это бурная активность самого жанра, ее способность говорить за человека и о человеке, отрывшие значение вещей в жизни человека. Но каждая школа говорит об этом по-разному. В Голландии - жизнь стоит того, чтобы жить из-за маленьких радостей, что человеку есть что терять, поэтому ты должен постоянно помнить об этом. Во Фландрии жизнь – постоянная борьба, напряжение и успех победы. В общем, это особая художественная миссия жанра, которая берет на себя задачу решения глобальных идеологических проблем.

Вещь в искусстве 17 века приобретает все большее значение не только из-за способности говорить языком метафор и аллегорий. Вещи придают материальную плотность среде, в которой существует человек, качественному разнообразию пространства. Они действуют как посредники между человеком и безграничным миром вселенной, они очеловечивают этот мир, делают его удобным для жизни.

Список литературы :

  1. Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учеб. пособие. Краснодар: Кубанский университет, 1987, — 89 с.

  2. Васильев А.А. Живопись натюрморта. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2004, - 97 с.

  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.; Искусство, 1985,- 480 с.

  4. Виппер Б.Р., Проблема и развитие натюрморта. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005, - 384 с.

  5. Герчук Ю.Я. Живые вещи. М.; Советский художник, 1977. - 143 с.

  6. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт – М.: Советский художник, 1966, - 226 с.

  7. Унковский А.А. Живопись. Основы теории и практики, М.: Просвещение, 1980, -253 с.

  8. Щербачёва М.И., Натюрморт в голландской живописи, Ленинград: Академии Наук СССР, 1945. – 130 с.

  9. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985.- 286 с.