Развитие навыков письма как один из этапов подготовки к ГИА
Термин «Письмо» в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму (письменной речи) как самостоятельному виду речевой деятельности. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.
Раздел «Письмо» в рамках государственной итоговой аттестации включает два задания разного уровня сложности: написание личного письма и создание письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме. Чтобы получить более полное представление о задачах, стоящих перед экзаменуемыми в данных заданиях, следует также познакомиться и с требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» включает в себя такие пункты, как:
Содержание
Следует помнить, что главное в заданиях раздела «Письмо» - это выполнить коммуникативную задачу, сформулированную в задании: сообщать и запрашивать информацию; выражать личное мнение, эмоции и чувства; подкреплять свою точку зрения весомыми аргументами и приводить примеры.
Если коммуникативная задача не понята и не выполнена, работа оценивается в 0 баллов по критерию «Содержание» и данное экзаменационное задание считается невыполненным.
Особенностью оценивания является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов, даже в случае отсутствия языковых ошибок и ошибок, связанных с организацией текста.
Организация
Текст должен не только верно излагать нужную информацию, но представлять собой связное и логичное целое. Следует использовать разнообразные средства связи, соединяя как отдельные предложения, так и их части и показывая ход своих рассуждений. Только текст, который представляет собой единое целое, логически организованное и завершенное, имеет шансы на высокие баллы.
Стилевое оформление
Для личного письма следует использовать неофициальный стиль. Кроме соответствующего оформления письма, это подразумевает неофициальное обращение к адресату, прощальную фразу более личного характера, а также использование кратких форм глагола и т.п. Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения, напротив, предполагает нейтральный стиль.
Языковое оформление (лексика, грамматика, орфография, пунктуация)
Рекомендуется использовать более сложные структуры и разнообразную лексику. Использование разнообразных структур и оборотов может повысить оценку. Разнообразие структур включает различные речевые клише и вводные фразы в начале предложения. В демонстрационных вариантах ОГЭ и ЕГЭ на сайте ФИПИ прописано какое количество каких языковых ошибок допускается.
Контроль объема текста
Следует контролировать объем текста, придерживаясь заданных параметров в задании. Требование определенного объема не является чисто формальным, как ошибочно считают многие выпускники. Это важная часть инструкции к заданию, которую экзаменуемый должен внимательно прочитать и максимально точно выполнить. Точность выполнения задания определяется, в частности, и тем, как участник экзамена выполнил это требование (это распространенная практика, принятая, в том числе, и в международных экзаменах). Требование определенного объема дисциплинирует экзаменуемого, не дает ему «растекаться мыслью по древу», помогает определить необходимое и достаточное для выполнения задания содержание письменного высказывания. Превышение заданного объема письменной работы часто свидетельствует о том, что экзаменуемый не вполне понял, какие именно аспекты содержания необходимо раскрыть, или же он/она не умеет четко и ясно формулировать свои мысли. Если же письменная работа не достигает нижней границы предписанного объема, то в ней, по определению, не могут быть раскрыты все требуемые содержательные аспекты задания. Это свидетельствует о недостаточном владении умениями письменной речи.
Особенностью оценивания является следующее: если слов недостаточно, то текст не подлежит проверке и оценивается в 0, даже в случае отсутствия других ошибок. При превышении объёма более чем на 10%, проверке подлежит только та часть текста, которая соответствует требуемому объёму.
Информация о том, как производить подсчёт слов, также представлена в демонстрационных вариантах ОГЭ и ЕГЭ на сайте ФИПИ.
Обучение письменному выражению мыслей на среднем этапе основной школы осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений и заданий. Подготовительные упражнения и задания предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей.
Подготовительные упражнения и задания
1) трансформация
При выполнении подстановок учащиеся овладевают механизмом построения предложения, умением наполнять его новым языковым материалом. Подстановки иногда имеют зрительную опору в виде образцов выполнения заданий
2) расширение и сокращение предложений
Расширение и сокращение предложений относится также к несложным заданиям. При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную информацию с точки зрения (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения
3) заполнение пропусков
Заполнение пропусков недостающими словами имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует
4) конструирование предложений
Конструирование предложений является весьма ценным упражнением, так как при его выполнении происходит дальнейшее осмысление и запоминание материала, а также формируются навыки и умения:
а) строить предложения по образцу;
б) выбирать и комбинировать языковые единицы в зависимости от их морфолого-синтаксической характеристики и смыслового содержания;
в) правильно строить предложения, соблюдая правила графики, орфографии и пунктуации.
К конструированию относятся следующие виды упражнений:
• составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых;
• описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний;
• образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения
5) переводные подготовительные упражнения
Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов
Отличительная черта речевых упражнений и заданий – это направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения. Речевые письменные упражнения и задания можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности.
Речевые письменные упражнения и задания
Виды | Примеры |
1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц) | •воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам); •письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план; •составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений (ряды Ф. Гуэна и др.); |
2) репродукция содержания с опорой на текст | •письменные вопросы к тексту; •составление плана (в форме вопросов или номинации); •дополнение или сокращение текста; •озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка; • трансформация диалога в монолог; •видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения); • характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.; |
3) продукция с опорой на изобразительную наглядность | •описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма; •написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма; •написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов; •составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах); •составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.; |
4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное) | • составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом); •изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации; •объяснение значения пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка; •составление письменной оценки доклада, сделанного одним из одноклассников, на уроке; •написание курсовой/проектной работы (старшие этапы обучения в школах с расширенной сеткой часов); •написание рецензии на курсовую/проектную работу; •сочинение на тему, указанную учителем. Например, «Книги — мое хобби» или «Что я знаю о Париже/Лондоне» и т.д.; •составление текста официального и неофициального письма (текста объявления) |
Итак, подготовка к выполнению заданий раздела «Письмо» в ОГЭ и ЕГЭ должна включать знакомство с требованиями, выполнение подготовительных письменных упражнений и заданий, практику написания писем и сочинений в предлагаемом формате.
свое мнение они должны доказать и доказать его как бы в споре с оппонентами. В процессе работы учащимся предлагаются следующие стратегии:
-
Вдумайтесь в предложенную вам тему: она носит проблемный характер, содержит явное или скрытое противопоставление двух точек зрения. Определитесь со своим мнением по данной проблеме. Продумайте аргументы в его защиту. Предположите, какие аргументы могут быть у сторонников противоположной точки зрения и как эти аргументы можно опровергнуть.
-
Внимательно изучите предлагаемый вам план развернутого высказывания. Он является оптимальным для такой письменной работы, строго его придерживайтесь и ваше рассуждение будет правильно, логично организовано.
-
Во вступлении изложите проблему своими словами, перефразируйте данную вам формулировку.
-
Начните основную часть с изложения собственной точки зрения и приведите два-три развернутых аргумента.
-
Далее изложите точку зрения своих оппонентов и приведите хотя бы один их аргумент.
-
Поспорьте со своими оппонентами, найдите весомые контраргументы, объясните, почему нельзя согласиться с их взглядом на данную проблему.
-
В заключении еще раз изложите ваше мнение (желательно другими словами).
-
Если вы будете придерживаться предложенного плана, работа будет логично выстроена. Но не забывайте о делении текста на абзацы! Как минимум, каждому пункту плана будет соответствовать свой абзац. Скорее же, вступление и заключение будут занимать по отдельному абзацу, а главная часть будет состоять из 3-4 абзацев, согласно логике развития ваших рассуждений.
-
Обращайте внимание на внутреннее строение абзаца. Начинайте абзац с предложения, которое выражает его основную мысль.
-
Большую роль играют связующие слова и выражения, показывающие ход ваших рассуждений: firstly, secondly, finally, although, nevertheless, on the one hand, on the hand, in my opinion, as far as I know и др. Они обеспечивают связь между предложениями, внутри абзацев и между абзацами. Не пренебрегайте ими!
-
Закончив работу, проверьте, нет ли в ней орфографических, грамматических, лексических ошибок и соответствует ли она требуемому объему.
-
При подготовке учащихся к выполнению второго задания раздела «Письмо» ЕГЭ «Письменное высказывание с элементами рассуждения» следует иметь в виду, что в экзамене представлены задания двух типов: сочинение с аргументацией «за» и «против» и сочинение-выражение собственного мнения. Сочинения различны по предлагаемым в заданиях планам, что ведет к различиям в их содержании, в особенности в их основной части.
“For” and “against” composition | Opinion composition |
1. Introduction (State the problem). | 1. make an introduction (state the problem) |
2. Arguments “for”. | 2. express your personal opinion and give 2 – 3 reasons for your opinion |
3. Arguments “against”. | 3. express an opposing opinion and give 1 – 2 reasons for this opposing opinion |
4. Conclusion | 4. explain why you don’t agree with the opposing opinion |
________________________ | 5. draw a conclusion___________ |
-
В сочинении с аргументацией «за» и «против» в следующем за вступлением абзаце необходимо высказать развернутые аргументы в пользу высказанного суждения), привести примеры. Во втором абзаце основной части - привести аргументы «против». Аргументация проводится вне зависимости от собственного отношения к проблеме; формулирование собственного мнения в качестве вывода уместно лишь в заключении. Таким образом, следует избегать использования в основной части сочинения таких вводных фраз, как I think, To my mind, In my opinion и т.д.
-
Задание «сочинение - выражение мнения», напротив, требует формулировки и аргументации собственного отношения к поставленной проблеме в первом абзаце основной части (вне зависимости от того, отрицательное оно или положительное). Во втором абзаце основной части приводятся противоположные точки зрения и аргументация против них.
-
Типичная ошибка учащихся - это подмена одного типа сочинения другим. Она тем более досадна, что зачастую ведет к полному несоответствию содержания основной части письменного ответа поставленной задаче. В этом случае экзаменуемый получает 0 баллов за данное задание, поскольку если по критерию «Содержание» письменный ответ оценивается на 0 баллов, оценивание по остальным критериям не проводится. Таким образом, необходимы упражнения, которые, с одной стороны, приучают учащихся внимательно читать задания и определять тип предлагаемого сочинения;
-
и, с другой стороны, помогают на практике освоить специфику каждого из заданий и содержательно правильно выстраивать письменные ответы с использованием соответствующих языковых средств.