СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании методического объединения учителей начальной школы. В данной статье описывается поэтапное использование ИКТ на уроках в начальной школе с целью развития познавательной активности учащихся. Презентации представляют некоторые виды интерактивных упражнений, которые применяются на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Статья »

Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Современное образование должно обеспечить формирование творческой личности, которая сможет быть:

  • мобильной;

  • конкурентно способной;

  • уметь интегрироваться в современном обществе;

  • принимать нестандартные решения;

  • генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь;

  • гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.

Необходимым условием развития этих качеств является активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.

Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении предмета даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Использование ИКТ как фактор развития познавательной активности младших школьников» продиктовано необходимостью перехода от традиционной системы обучения к инновационным технологиям. Использование компьютеров в учебной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения познавательной активности.

Проблема развития познавательной активности меня заинтересовала после исследования учащихся в 1-м классе.

В исследовании принимали участие 24 ученика и были получены такие результаты:


Уровень познавательной активности

Количество учащихся

Процентное отношение

Высокий уровень

2

8%

Исполнительский уровень

8

34%

Ситуативный уровень

12

50%

Отсутствие интереса к учению

2

8%


Такие результаты вызвали у меня беспокойство и стремление изменить ситуацию. Основной задачей при проведении уроков для меня стало создание условий, которые способствовали тому, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами.

В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению познавательной активности в частности.

До сих пор нет единого понимания сущности, содержания и объема познавательной активности.

Одни рассматривают ее как деятельность (М.И. Лисицына, Г.М. Каджаспирова и А.Ю. Каджаспиров, Е.В. Коротаева, Р.С. Черкасов), а другие как качество, личностное образование (Г.И. Щукина, Л.С. Кулыгина, З.А. Абасов).

Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности, о котором говорит Т.И. Шамова. Она считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Т.И. Шамова дает наиболее общее определение:

Познавательная активность - это:

- Во-первых, повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к

изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности.

- Во-вторых, ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действий учащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя),

направленных на достижение определенного познавательного результата.

Познавательная активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет значимые для ученика потребности .

Понять - еще не значит познать. Знание приобретает смысл, пройдя через деятельность.

Согласно Т.И. Шамовой, можно выделить следующие уровни познавательной активности школьников.

1. Воспроизводящая активность характеризуется стремлением ученика

понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его

применения по образцу.

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно - иллюстративным методом преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую деятельность.

2. Интерпретирующая активность характеризуется в стремлении учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явлений, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Сущность деятельности педагога, стремящегося развить познавательную активность на втором уровне, связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности ученика.

3. Творческий уровень активности характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязи, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне учащиеся проявляют стремление применить знания в новой ситуации, т.е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые до сих пор не были известны.

Положительных результатов в работе над развитием познавательной активности можно достичь на уроках с использованием ИКТ, так как существует ряд преимуществ таких уроков.


Главным преимуществом ИКТ является возможность преподнести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- принцип равенства позиций;

- принцип доверительности;

- принцип обратной связи;

- принцип занятия исследовательской позиции.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

  • уточняю, где и когда буду использовать информационные технологи;

  • согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

  • учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:

- практический (выполнение упражнений учебника);

- репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);

- объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);

- наглядный (демонстрация);

- эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);

- исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);


- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор).

Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:

Для каждого этапа урока у меня подобраны разные формы заданий и упражнений.

  1. Организационные моменты можно провести в виде психологических

тренингов с установкой на продуктивность работы и доброжелательность.

На этом этапе урока можно использовать видео, звук, анимацию.

2. Проверка домашнего задания.

а) использование тестов;

б) использование схем;

в) описание объектов природы по иллюстрациям.

г) игры «Найди лишнее», «Узнай по описанию».

3. Мотивация учебной деятельности

На этом этапе урока можно использовать и записи звуков, и загадки, пословицы, использовать мультипликационные видеоматериалы.

  1. Объяснение нового материала

На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через мультимедиапроектор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.

Во время объяснения нового материала большой объём материала можно без труда изложить при помощи послайдового изображения информации, при помощи таблиц и схем.

  1. На этапе закрепления и обобщения знаний очень часто использую

тренажёры, игры, разнообразные кроссворды и тесты.


В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы: Word используется мною для создания дидактических материалов, работа в Internet Explorer позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений, с помощью программы Potatoes создаю интерактивные упражнения, которые ребята выполняют с удовольствием. Но чаще всего в своей работе использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.

Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия, зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Работая с учащимися, я пришла к выводу, что наиболее эффективным приёмом развития познавательной деятельности являются интерактивные упражнения. Я использую такой вид работы при объяснении нового материала, закреплении и обобщении знаний.

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий традиционных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.

В настоящее время существует множество видов интерактивных заданий, но каждый из видов содержит в той или иной мере элемент творчества. Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Кроме того, это задание должно быть практическим и полезным для учащихся; связано с их жизнью, должно вызывать интерес у учащихся и максимально служит целям обучения.

Используя интерактивные упражнения, удается охватить всех учащихся учебным процессом и таким образом осуществляется и индивидуальный подход, и дифференциация.

Для эффективного использования интерактивных упражнений, для того, чтобы охватить необходимый объем материала и глубоко его изучить, а не превратить технологию в игры ради игр, я старательно планирую свою работу:

- даю задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, продумать;

- отбираю для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам ключ к усвоению темы;

- во время проведения интерактивных упражнений даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;

- на одном занятии использую одно или два интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп;

- очень важно провести спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения.

Определенную роль для поддержаний у учащихся заинтересованности учебным материалом выполняют видеофильмы.

Видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на детей, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Учебные фильмы применяю в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредствен -ным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями.

Учебные фильмы на уроке использую, как источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний. Большинство фильмов использую в различных учебных ситуациях в зависимости от целей и содержания урока. Часто использую фильмы на уроках природоведения и чтения. («Путешествие воды», «Правила сбора грибов», «Кладовая знаний»).

Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией произношу непродолжительное вступительное слово, в котором стремлюсь пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места.

Целевую установку так же даю в форме вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ на основе фильма.

На таких уроках стираются границы участников процесса. Нет авторитарной роли учителя, а царит атмосфера партнёрства. В таких условиях ученики раскрываются и начинают творчески работать. В результате их познавательная активность повышается, улучшается уровень знаний.

Результаты проведенной работы показали, что применение ИКТ на уроках оказало влияние на:

- повышение уровня познавательной активности младших школьников, развитие любознательности и заинтересованности; развитие исследовательских умений и навыков детей;

- на речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- использование ИКТ оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, развитие творческих способностей.

Используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

Использование виртуальной интерактивной доски (Wikiwall.ru) для совместного создания газеты несколькими пользователями дает возможность каждому принять участие, поделится и продемонстрировать свои идеи.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя задания разного уровня).

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.


Просмотр содержимого презентации
«интерактивные упражнения»

Учимся, играя

Учимся, играя

Что лишнее?  воробей синица соловей сорока

Что лишнее?

воробей

синица

соловей

сорока

Выбери правильно написанное слово  лесница лестница

Выбери

правильно

написанное

слово

лесница

лестница

Выбери неправильно написанное слово  чудестный чудесный

Выбери

неправильно

написанное

слово

чудестный

чудесный

Просмотр содержимого презентации
«проверь себя»

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? Прилагательное Существительное Глагол Предмет 1 2 3 4

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

  • Прилагательное
  • Существительное
  • Глагол
  • Предмет

1

2

3

4

Выберите существительное КРАСНЫЙ БЕЖАТЬ МЫ ЁЖИК 1 4 3 2

Выберите существительное

  • КРАСНЫЙ
  • БЕЖАТЬ
  • МЫ
  • ЁЖИК

1

4

3

2

Выберите слово, которое написано правильно белочька птеньчик коричневый речьной 1 3 4 2

Выберите слово, которое написано правильно

  • белочька
  • птеньчик
  • коричневый
  • речьной

1

3

4

2