СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие познавательных интересов личности, мотивация образования на внеурочных занятиях МХК как одно из условий адаптации учащихся к новым социально-экономическим условиям"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие познавательных интересов личности, мотивация образования на внеурочных занятиях МХК как одно из условий адаптации учащихся к новым социально-экономическим условиям"»

Развитие познавательных интересов личности, мотивация образования на внеурочных занятиях МХК как одно из условий адаптации учащихся к новым социально-экономическим условиям


Жизнь человека нуждается в грации и гармонии. Тот, кто разумно пользуется дарами Муз, тот смотрит на гармонию… как на дарованное, в виду нестройного течения душевной жизни человека, вспомогательное средство для приведения души в гармонию и согласие с самим собой

Платон

Качество подготовки выпускника общеобразовательной школы и абитуриента вуза подразумевает, кроме многих прочих показателей, его духовную зрелость. Она, в свою очередь, характеризуется степенью приобщения молодого человека к духовной культуре как способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие человека. Важнейшим средством приобщения ребенка, подростка, молодого человека к духовным ценностям, к культуре человеческих отношений является искусство. Произведения искусства способствуют художественно-образному освоению мира: содержат сведения об окружающем мире, выраженные в образной форме и преломленные через творческое «Я» художника, воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его жизненный кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Усваивая термины мировой художественной культуры, дети расширяют не только свой кругозор, но и лексикон, что немаловажно. Знания, полученные на занятиях мировой художественной культуры, пригодятся при поступлении на все факультеты гуманитарного цикла, кроме того, курс МХК сейчас читается и в технических вузах. Список специальностей, где необходимы знания по МХК сегодня постоянно расширяется.

«Курс МХК раскрывает ученику мир человеческой культуры. Воспитательный потенциал уроков МХК помогает сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая предмет, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.

Задача мировой художественной культуры заключается именно в том, чтобы обобщить знания, полученные обучающимися на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории в начальной и основной школе, сформировать единый образ культуры разных эпох. Предмет МХК, благодаря своему интегративному характеру, способен помочь ребенку в построении целостной картины мира, научить ориентироваться в современном культурном пространстве».1

Преподавание курса «МХК» приобретает все большую значимость в системе общеобразовательной подготовки школьников, т.к. призвано сыграть важную роль в гуманизации образования. Реализация программы обусловлена специфическими подходами в методике преподавания интегрированного курса. Разработка каждой темы происходит с опорой на принцип проблемного обучения. Для каждого конкретного урока составляется план-сценарий, подбирается символический эпиграф, перечень художественных произведений, краткий словарь искусствоведческих терминов. Центром урока при этом является проблемный вопрос, направленный на разработку, раскрытие и осмысление изучаемого материала.

______________________________________________________

1. Холодилова Е.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Примеры уроков

Урок по теме : «Миф как попытка осмысления мира»

Чем древнее сказка или миф,


тем с большей силой звучит в них

победное торжество

людей над силами природы.

М.Горький

Зрительный ряд: изображения божеств разных народов мира.

Литература: Мифы народов мира

Проблемный вопрос : какие задачи решал человек, обращаясь к мифам?

Словарь: тотемизм, анимизм, терралогические мифы, антропологические мифы


Урок по теме: « Книга книг»


Заменить Библию какой-либо другой книгой невозможно.

Л.Н. Толстой

Зрительный ряд: Библия в различных изданиях, гравюры Д. Доре

Литература: Н.Гумилев «Слово», Библия

Музыка: Гайдн «Сотворение мира»

Проблемный вопрос: Почему столько веков Библия остается главной книгой человечества, Книгой книг?

Словарь: завет, евангелие, вера, жертва, искупление и др.


Изучение каждого раздела завершается итоговым уроком, например, в художественно-творческой форме. Такая форма занятия дает возможность учителю установить обратную связь с учащимися, активизировать не только учебную, но и развивающе-познавательную, творческую деятельность школьников, выявить способности и потребности учащихся для дальнейшей стимуляции их интереса к предмету и художественной культуре в целом.

Например, после изучения раздела «Миф в системе культуры» был проведен урок-обобщение «Времен связующая нить», где речь шла о мифологических сюжетах и образах в литературе, живописи, архитектуре и музыке разных эпох.

После изучения Библии был проведен урок «Библейские мотивы в европейской и русской живописи» ( По творчеству Ге и А.Иванова).

Разговор о культуре Древней Руси мы закончили сочинением-миниатюрой «Православный храм как синтез разных видов искусств».

Таким образом, согласно принципам природо- и культуросообразности педагогического пространства, внеклассные формы работы по мировой художественной культуре , а элементы курса на уроках литературы и развития речи выполняют не только познавательную функцию, но и воспитательную, инициирующую, решают основные задачи образовательного процесса в контексте личностно-ориентированного и культуротворческого подходов современной парадигмы.