СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"»

Статья


«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»



Наукой установлено, что способность познания путем восприятия предметов и явлений присуща человеку от рождения. Когда малыш появляется на свет, все его чувства начинают интенсивно работать. Включается сенсорное восприятие, в результате которого путем собственных ощущений и личного восприятия у ребенка закладываются первые кирпичики в составлении картины окружающего мира. Задача взрослых, которые находятся рядом с ребенком – максимально использовать его природные способности, не упустить возможность раскрыть их потенциал.

Период раннего и младшего дошкольного возраста является сензитивным для развития процесса восприятия. Природная способность слышать, видеть, обонять, ощущать нуждается в раскрытии, а работа органов чувств – в совершенствовании. Поэтому так велико значение сенсорного воспитания в этом возрасте. Ученые считают, что оно имеет не только самостоятельное значение, но и является фундаментом для всего умственного развития.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

В сенсорном уголке нашей группы я использую большое количество приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»; «шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы — «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки; часы с передвижными стрелками и многое другое.

Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память.

Если мы развиваем мелкую моторику у ребенка, то стимулируются не только те центры мозга, которые отвечают непосредственно за движения пальцев, но и отвечающие за речь. Таким образом, мелкая моторика тесно связана с речью и восприятием на уровне фундаментального строения центральной нервной системы.

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без него. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры, которые мы сделали сами.

Мешочки для развития мелкой моторики.

Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.

С мешочками мы изучаем понятия «Легче-тяжелее», «Больше-меньше», «Тише-громче».

Дидактические игры с пуговицами

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого я изготовила подушку с пуговицами.

Подушка с пуговицами.

Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: «Какого цвета пуговица, какого она размера - большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная ?».

Или попросить найти маленькую зеленую пуговицу, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.

1.«Разноцветные пуговки».

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;

- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка;

- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.

2. «Дорожка».

Предложить ребенку сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зелёная и т. д.

- чередовать пуговицы четырех основных цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

3. «Бабочки».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

4. «Найди шарик».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего цвета, умения пользоваться липучками.

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками.

Игры с прищепками

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:

Игра «Рассели по домикам».

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Игра «Веселая гусеница».

Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.

Игра «Умные шнурочки».

Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому я начала в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.

Значение сенсорного воспитания для детей младшего дошкольного возраста.

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.











Список литературы


  1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2000. – 109 с.

  2. Воспитание серсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1978. – 46 с.

  4. Запороец А.В Сенсорное воспитание дошкольников. – М. Просвещение, 1963. – 98 с.

  5. Поддьяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. – М, 1965. – 392 с.

  6. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. – Ж-л.

  7. Шарикова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 256 с.