Статья
«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»
Наукой установлено, что способность познания путем восприятия предметов и явлений присуща человеку от рождения. Когда малыш появляется на свет, все его чувства начинают интенсивно работать. Включается сенсорное восприятие, в результате которого путем собственных ощущений и личного восприятия у ребенка закладываются первые кирпичики в составлении картины окружающего мира. Задача взрослых, которые находятся рядом с ребенком – максимально использовать его природные способности, не упустить возможность раскрыть их потенциал.
Период раннего и младшего дошкольного возраста является сензитивным для развития процесса восприятия. Природная способность слышать, видеть, обонять, ощущать нуждается в раскрытии, а работа органов чувств – в совершенствовании. Поэтому так велико значение сенсорного воспитания в этом возрасте. Ученые считают, что оно имеет не только самостоятельное значение, но и является фундаментом для всего умственного развития.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
В сенсорном уголке нашей группы я использую большое количество приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»; «шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы — «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки; часы с передвижными стрелками и многое другое.
Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память.
Если мы развиваем мелкую моторику у ребенка, то стимулируются не только те центры мозга, которые отвечают непосредственно за движения пальцев, но и отвечающие за речь. Таким образом, мелкая моторика тесно связана с речью и восприятием на уровне фундаментального строения центральной нервной системы.
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без него. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры, которые мы сделали сами.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.
С мешочками мы изучаем понятия «Легче-тяжелее», «Больше-меньше», «Тише-громче».
Дидактические игры с пуговицами
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого я изготовила подушку с пуговицами.
Подушка с пуговицами.
Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: «Какого цвета пуговица, какого она размера - большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная ?».
Или попросить найти маленькую зеленую пуговицу, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.
1.«Разноцветные пуговки».
- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка;
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.
2. «Дорожка».
Предложить ребенку сделать дорожку из пуговиц:
- красная дорожка, зелёная и т. д.
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- дорожка из маленьких или больших пуговиц;
3. «Бабочки».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
4. «Найди шарик».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего цвета, умения пользоваться липучками.
Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками.
Игры с прищепками
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:
Игра «Рассели по домикам».
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Игра «Веселая гусеница».
Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.
Игра «Умные шнурочки».
Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому я начала в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.
Значение сенсорного воспитания для детей младшего дошкольного возраста.
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Список литературы
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2000. – 109 с.
Воспитание серсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1978. – 46 с.
Запороец А.В Сенсорное воспитание дошкольников. – М. Просвещение, 1963. – 98 с.
Поддьяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. – М, 1965. – 392 с.
Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. – Ж-л.
Шарикова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 256 с.