СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «развитие технического мышления как ресурс профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании детей технической направленности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ психолого–педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество, создает прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Важным фактором и институтом развития технического мышления личности выступает современная система дополнительного образования детей, динамично развивающейся, несмотря на все имеющиеся трудности, благодаря тому богатому наследию, которое было выработано не одним поколением ученых, специалистов широкого спектора технических наук, педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья «развитие технического мышления как ресурс профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании детей технической направленности»»

СТАТЬЯ

«РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Корж Светлана Викторовна

педагог – организатор, педагог дополнительного образования

МБОУ Лицей при УлГТУ (дополнительное образование)

г. Ульяновск

Введение.

Актуальность. Научно-технический прогресс приводит к все большему усложнению содержания и приемов трудовой деятельности. Эта деятельность связана с поиском, требует постоянного обновления технико-технологических знаний, развития технического мышления для оперативности в принятии решений.

Представленный комплекс противоречий обусловил выбор темы исследования: «Развитие технического мышления как ресурс профессионального самоопределения личности в учреждениях дополнительного образования аэрокосмического профиля», сформулирована его научная проблема: выяснить каковы теоретико – методологические основы, специфика, сущностно – содержательная характеристика, основные направления и педагогические условия эффективного развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования детей технической направленности.

Предмет исследования: процесс развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля.

Гипотеза. Процесс развития технического мышления детей в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля будет эффективнее, если:

- будет раскрыта содержательная характеристика понятия «техническое мышление», отражающего комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач профессионально-технической деятельности (конструкторских, технологических, практико-производственных) и способствующих профессиональному самоопределению личности в УДО аэрокосмического профиля;

- дано концептуальное обоснование, необходимое для проектирования структурно-функциональной модели исследуемого процесса и создающее возможность охватить в единой системе его специфику, способствующую преобразованию и эффективному управлению им на разных ступенях дополнительного образования;

- разработан критериальный аппарат и диагностический инструментарий, необходимый для осуществления его качественного мониторинга.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. На основании теоретического анализа психолого – педагогической литературы в контексте темы исследования раскрыть содержательную характеристику понятия «техническое мышление», общие и специфические признаки этой области мышления, а также особенности, обеспечивающие развитие качеств и свойств личности, наиболее значимых для развития технического мышления на разных ступенях дополнительного образования.

2. Дать концептуальное обоснование исследуемого процесса, разработать его структурно – функциональную модель, отражающую специфику развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля, раскрывающую содержание деятельности при решении конструкторских, технологических и практико – производственных задач, обеспечивающих оптимальное соотношение технических заданий репродуктивного и творческого характера.

3. Используя совокупность специальных методов обучения с применением затрудняющий условий (метод временных ограничений, метод мозгового штурма, метод внезапных запрещений, метод скоростного эскизирования, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод информационной перенасыщенности, метод абсурда, метод ситуационной драматизации и др.), способствовать развитию мыслительной деятельности обучаемых в процессе решения технических задач.

4. Разработать критериальную характеристику исследования эффективности исследуемого процесса, а также диагностический инструментарий, необходимый для осуществления его качественного мониторинга и опытно – экспериментального обоснования.

5. Раскрыть основные тенденции, исследовать педагогические условия развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в учреждениях дополнительного образования аэрокосмического профиля м разработать методические рекомендации по его совершенствованию в УДО технической направленности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации содержательной характеристики понятия «техническое мышление» как комплекса интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение конструкторских, технологических, практикопроизводственных задач в условиях допрофессиональной подготовки УДО технической направленности, концептуальном обосновании процесса развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности, проектировании его структурно – профессиональной модели, раскрывающей содержание деятельности и обеспечивающе1 оптимальной соотношение технических заданий репродуктивного и творческого характера, разработке критериальной характеристики эффективности исследуемого процесса, необходимой для осуществления его качественного мониторинга на различных ступенях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в использовании совокупности методов проблемного обучения с применением затрудняющий условий, способствующих развитию мыслительной деятельности обучаемых в процессе решения технических задач, выявлении основных тенденций, исследовании педагогических условий развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в учреждении жополнительного образования аэрокосмического профиля и разработке методических рекомендаций по его совершенствованию в УДО технической направленности, в возможности использования результатов исследования в деятельности других учреждений и в практике повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей и преподавателей учреждений профессионального технического образования.

Методы исследования: научный анализ философской, психологической, педагогической, технической и методической литературы, методы теоретического анализа (сравнительно – сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучение программно – методической продукции; изучение и обобщение опыта педагогов дополнительного образования; диагностические методы, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямые, косвенные и включённое наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статической обработки данных, кластерный анализ.


Исследование проблем, связанных с техническим мышлением и его развитием, было осуществлено в работах С М. Василейского, И.П. Иванова, Б И. Обшадко, В.В. Чебышевой (60-е годы ХХ в.). Специфика техническолгомышления и его структура исследовались Т.В. Кудрявцевым и его коллегами – О.А. Концевой и И.С. Якиманской (70-е годы ХХ в.). Бурное развитие техники в последующие десятилетия привело к величайшим техническим открытиям и соответственно поставило новые проблемы. Появилась наука «Философия техники», предметом изучения которой стали проблемы взаимодействия техники с обществом и природой (Х. Ленк, К. Митчем, М. Хайдеггер и др.). Развитие «Философии техники» привело к осмыслению методологии технического знания (В.Г. Горохов, Ф.А. Зуева, В.Д. Комаров, Г.И. Маринко, В.Т. Мещеряков, В.В. Чешев и др.).

В последнее время проблема технического мышления выделяется в качекстве самостоятельной, хотя почти не анализируется в целом. Разные её аспекты, так или иначе, рассматриваются в исследованиях С.М. Василевского, Д.Н. Узнадзе, И.П. Иванова, В.В. Чебышевой, Г. Кайзера, В. Кайзера, Э. Франсуа, Б. Краака и др.
















I. Актуализация проблемы развития технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании технической направленности

Проблема профессионального самоопределения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с введением профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Особенно актуально решение этой проблемы в дополнительном образовании, где многообразие форм организации деятельности детей и подростков является основой для успешного профессионального самоопределения личности.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способов его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Научно-технический прогресс приводит к все большему усложнению содержания и приемов трудовой деятельности. Эта деятельность требует развития технического мышления для оперативности в принятии решений. Техническое мышление - множество интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью (проектирование, изготовление, обслуживание, ремонт оборудования, приборов и др.)

Важным фактором и институтом развития технического мышления личности выступает современная система образования, одним из компонентов которой является детское техническое творчество, реализующееся в организациях дополнительного образования технической направленности, в технических творческих объединениях общеобразовательных учебных заведений.

1.1. Условия и методы.

Для развития технического мышления у обучающихся необходимо создать установку на творческий поиск, которая создается с помощью применения затрудняющих условий и методов.

Метод временных ограничений – основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность. При лимитированном времени, как правило, решение может упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает.

Метод мозгового штурма – задачу предлагается решить группе учащихся. На первом этапе решения дети выдвигают различные гипотезы. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывается каждое из них для того, чтобы выявить наилучшие идеи, которые могут быть быстро и легко реализованы.

Метод внезапных запрещений - ученику на каком-либо этапе (можно на нескольких) запрещается использовать в своих конструкциях тот или иной механизм. Метод внезапных запрещений – достаточно эффективный, так как разрушает штампы, лишает ученика возможности применять в работе хорошо известные типы деталей, устройств. Данный метод препятствует образованию стереотипов деятельности, способствует выработке умения менять характер деятельности в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Метод скоростного эскизирования - изображение всех вариантов творческого поиска. Этот метод выполняет в процессе решения задач функцию помощи в использовании эскизов, рисунков, схем, чертежей и т.д. и дает возможность проанализировать процесс понимания, уровень сформированности образных представлений, показатели знаний и предыдущий опыт.

Метод новых вариантов - заключается в исключении из методов решения задачи шаблонного, при этом ученик должен находить новые варианты решения задачи, что активизирует деятельность ребенка, нацеливает его на творческий поиск.

Метод информационной недостаточности – применяется для активизации работы на начальных этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения: в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные структурные и функциональные характеристики как задаваемых, так и искомых данных.

Противоположным предыдущему является метод информационной перенасыщенности. В исходном условии задачи содержатся лишние данные, иногда затемняющие полезную информацию. Ученик сам должен выбрать полезную для решения информацию.

Метод абсурда – ученику предлагается решать заведомо невыполнимую задачу, хотя можно предложить так называемые относительно абсурдные задачи (например, переконструировать уже известное устройство на выполнение других функций)

Метод ситуационной драматизации - что в ход решения в зависимости от педагогического замысла вводятся определенные изменения, которые предназначены для затруднения работы ученика.

Все методы могут сочетаться между собой, а также с другими и модифицироваться. Естественно, все перечисленные методы необходимо применять продуманно, иначе можно добиться «эффекта полного погашения» и нежелания заниматься техническим творчеством и самой деятельности.

Применение указанных методов создает искусственные трудности, преодоление которых приучает субъект действовать в нешаблонных условиях, разрушать стереотипы, активизировать умственную деятельность, развивать способность всесторонне анализировать условие задачи, и все это в конце концов приводит к формированию гибкости мышления.

1.2. Организация процессов обучения и воспитания.

Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. Но начать формировать эти навыки необходимо со школьной скамьи. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, и вырабатываются навыки технического мышления. Благодаря занятиям объединений технической направленности во много раз возрастает возможность развития технического мышления у учащихся, которые приобретают знания, умения, навыки именно в технической области.

Интенсивный научно-технический прогресс и быстрое проникновение его достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают возрастающий интерес детей к современной технике.

Современное образование использует огромное количество технологий, методик, форм и методов организации процессов обучения и воспитания. Педагоги-практики стремятся найти все новые формы массовой работы с детьми, поскольку массовые мероприятия способствуют воспитанию творческой активности, пытливости и любознательности, инициативы и стремления к научному поиску и рационализаторству в той области производства, где они планируют работать.

Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника). Для успешного проведения такого мероприятия нужно:

- знать существующие формы;

- уметь наполнить эти формы каждый раз нужным, актуальным содержанием;

- владеть методикой организации мероприятий;

- уметь придумать полученному результату название.

Какие же формы воспитательных мероприятий технической направленности существуют?

Из целого ряда классификации форм, весьма интересной представляется мысль С. П. Афанасьева о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип – класс – род – семейство – вид – подвид. При таком подходе мы можем получить следующую картину: в качестве типов форм могут выступить «статичные» (представление), «статично – динамичные» (созидание – гуляние), «динамико – статичные» (путешествие). Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет выделить несколько классов. Так в типе «представление» выделяются три класса

П редставления





П редставления -демонстрации


Представления - ритуалы


П редставления - коммуникации

В ыставка


Линейка


Д искуссия



С пектакль


Праздничная программа


Л екция



К онцерт


Научно-техническая конференция


Д испут



Защита проекта


Праздник -посвящение


Н еделя технической игры и игрушки



С оревнование


Б еседа

Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Тип «созидание – гуляние» можно также разделить на 3 класса

С озидание –гуляние



Развлечение

демонстрация


Совместное

созидание


Развлечение

к оммуникация



Я рмарка


Трудовая акция


П родуктивная игра



П редставления в кругу


Подготовка к представлению


В ечер общения



И гра-демонстрация


Подготовка выставки


С итуационно-ролевая игра

Т анцевальная программа



Характерной чертой форм этого типа является то, что они не предусматривают одного центра внимания. Центры внимания разбросаны по площадке, что позволяет каждому участнику выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Объединяет все формы статично – динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, способы движения заданы.

В типе «путешествия» можно представить также три класса

Путешествия



Путешествие-

д емонстрация


Путешествие-

р азвлечение


Путешествие-

и сследование



И гра-

путешествие


Поход


Экскурсия



Парад-

ш ествие


Прогулка


Познавательная

э кспедиция

Источником возникновения такой разновидности форм являются путешествия как таковые: поездка в музей, экскурсия на техническое производство и т.д.

Данная классификация форм воспитательной работы может являться неисчерпаемым источником форм массовой деятельности с детьми и варьироваться с учетом возрастных особенностей участвующих.

Групповые формы организации внеурочной работы технической направленности охватывают лишь часть учащихся, которые проявляют повышенный интерес к данной деятельности. Для того чтобы расширить пропаганду научно-технических достижений, а также выявить основные направления и подвести итоги внеклассной и внешкольной работы, необходимо максимально использовать массовые формы организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся, которые предполагают проведение ряда массовых мероприятий с временными коллективами.

В образовательных организациях можно использовать следующие массовые формы организации внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству учащихся

Большинство форм массовой работы применяется в комплексе с другими, что оправдано с методической точки зрения. Проведение различных внеклассных и внешкольных мероприятий, вместе с оформлением уголков научно-технической информации и выставками технического творчества, проведение конкурсов и турниров юных техников обогащает их содержание. К наиболее комплексным мероприятиям можно отнести неделю науки, техники и производства, утренники и вечера техники и др.

1.3. Организация массового мероприятия по техническому творчеству.

Успех любого дела во многом зависит от правильной организации и четкой расстановки сил. Для массового мероприятия по техническому творчеству наиболее приемлема технология коллективной творческой деятельности, разработанная И.П. Ивановым. В ее основе – активное участие детей на протяжении всех этапов мероприятия: от замысла, до анализа результатов.

Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:

1 Конструирование;

2 Подготовка;

3 Проведение мероприятия;

4 Анализ.

Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.

Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.

После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1. Четко поставить цели и задачи.

2. Определить тематику мероприятия.

3. Определить форму проведения и содержание массового мероприятия в соответствии с возрастом детей, их уровнем развития, психо - физиологическим состоянием на момент проведения мероприятия.

4. Придумать мероприятию яркое название.

5. Разработать правила и условия проведения мероприятия:

- определение участников (команды или индивидуальные участники), их количества;

- продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;

- порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);

- последовательность выступлений (по жребию, по готовности);

- возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;

- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;

- время на подготовку задания;

- критерии оценки;

- определение победителя.

6. Определить место и время проведения мероприятия.

7. Тщательно подобрать задания для участников и возможно болельщиков.

8. Разработать положение о мероприятии.

На этапе подготовки мероприятия работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1) ознакомление участников с «Положением» о мероприятии;

2) подготовка и оформление согласно тематике места проведения мероприятия;

3) подготовка музыкального оформления;

4) подготовка светового и технического обеспечения мероприятия (микрофоны,

магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамеру и т.п.).

5) заготовка реквизитов (карточки, жетоны, фишки);

6) подготовка оценочных листов;

7) приглашение компетентного жюри;

8) подбор ведущего;

9) подготовка призового фонда.

10) подготовка программы мероприятия и написание сценария;

11) проведение репетиции (при необходимости).

Прохождение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешного его проведения и большого воспитательного эффекта.

При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:

1. Организационный момент (5-7 минут). Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.

Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.

2. Вводная часть (10-15 минут).

Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.

3. Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.

Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.

Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. д.

4. Заключительная часть (10 -15 минут).

Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).

Цель: систематизация детьми полученного опыта.

Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие дети из разных классов, детских объединений, групп, т.к. дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей.

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.

В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.

Следует особо подчеркнуть, что успешность проведения мероприятия зависит не только от освоения организатором технологии его подготовки и проведения, но и от того, насколько основополагающие идеи приняты им, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.



II. Реализация проекта по развитию технического мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании МБОУ Лицей при УлГТУ.

Реализуя работу по развитию технического мышления, МБОУ Лицей при УлГТУ (кафедра дополнительного образования) осуществляет следующие направления деятельности:

  • создание объединений технической направленности:

- Ракетомоделирование. Данное объединение направлено на формирование и развитие познавательного интереса обучающихся к современной ракетной технике, к профессиям, занятым в этой области деятельности, ракетомодельному спорту, а также на воспитание у школьников чувства гордости за успех отечественной ракетной и космической техники.

- Начальное аэрокосмическое моделирование. Занятия направлены на удовлетворение интереса детей к конструированию посредством создания упрощенного аналога уменьшенного или увеличенного прототипа реального или воображаемого летательного аппарата тяжелее воздуха,

- Техническое моделирование. Программа нацелена на то, чтобы научить обучающихся разбираться в различной технике: в радиотехнике, в электронике, уметь читать и составлять чертежи, уметь пользоваться различным инструментом, распознавать и обрабатывать соответствующим образом разные материалы, создавать аппараты на воздушной подушке, аэросани, автомодели и корабли;

- Робототехника. Программа «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач,

- Программирование. Занятия предполагают подробное изучение прикладных программ Microsoft Office, дают сведения практического характера, которые позволят обучающимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями, помогут учащимся использовать теоретические и практические знания для обработки и создания собственных проектов.

  • сотрудничество с организациями и учреждениями высшего профессионального образования (ИАТУ УлГТУ, УВАУ ГА, Информационный центр по атомной энергии города Ульяновска, УФ ИРЭ им.В.А.Котельникова РАН, Управление довузовского образования УлГТУ) – организация и проведение совместных мероприятий (викторины, научно-практические конференции, Дни открытых дверей), лекции привлеченных специалистов;

  • взаимодействие с образовательными организациями города - выездные экскурсии в школы, детские дома, школы-интернаты, дома культуры, библиотеки и другие организации, реализация дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей, мастер-классы, беседы в рамках Клуба выходного дня;

  • тематические встречи с представителями технических профессий – Встречи с интересными людьми авиационной и космической отрасли не только города Ульяновка, но и других регионов. Так 19 апреля 2016 года состоялась встреча с летчиком – космонавтом СССР, Героем Советского Союза, Заслуженным летчиком-испытателем СССР, президентом международной ассоциации «Земля и космонавтика» Волком Игорем Петровичем; в ноябре 2014 года ребята беседовали с представителем филиала Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г.Краснодар) Бичуком Сергеем Викторовичем;

  • работа интерактивных городских площадок – ежегодно в рамках городских праздников, таких как День города, день защиты детей, День знаний и др., и городского проекта «Территория детства» педагоги кафедры дополнительного образования проводят мастер-классы по начальному техническому моделированию;

  • участие в конкурсах, выставках, соревнованиях - активное участие учащихся и педагогов в конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях различного уровня;

организация и проведение ежегодных городских конкурсов, конференций. Ежегодно кафедра дополнительного образования Лицея осуществляет общее руководство по организации и проведению таких городских мероприятий как конкурс рисунков «Ждите на, звезды!»; марафон «Туполевские чтения», который включает в себя проведение конкурса компьютерных работ, научно-практической конференции; марафон «Крылья России», посвященный Дню гражданской авиации РФ – конкур детского рисунка, первенство по запуску простейших (бумажных) самолетов, командная интерактивная викторина.

Наиболее социально-значимым мероприятием является ежегодный городской детско-юношеский аэрокосмический фестиваль, посвященный Международному дню авиации и космонавтики. В рамках фестиваля проводятся следующие городские мероприятия: Интернет-викторина, научно-практическая конференция, командная викторина, экскурсионные программы, мастер-классы. На церемонии закрытия фестиваля проходит награждение и поздравление победителей и призеров городских конкурсов, посвященных Международному дню авиации и космонавтики, на которое также приглашаются представители авиационной отрасли города, представители власти, СМИ, организаций высшего профессионального образования авиационной направленности. В апреле 2016 года проведен XXV городского детско-юношеский аэрокосмический фестиваль, посвященного Международному дню авиации и космонавтики и 55-летию со дня первого полета Ю.А.Гагарина в космос. Участников фестиваля в своем видеообращении поздравил российский космонавт-испытатель О.Г.Артемьев.

В рамках воспитательной работы МБОУ Лицей при УлГТУ организует и реализует следующие массовые мероприятий.

Форма «Представление»

- организация выставок технического творчества как на базе самой организации так и на городских площадках в рамках Дней открытых дверей УлГТУ, городских мероприятий День знаний, День молодежи, день города, день защиты детей и других, и на региональных площадках – г.Димитровград, Фестиваль науки в Ульяновской области, Межрегиональный авиационный фестиваль «Мечта о полете»

- соревнования по запуску простейших бумажных самолетов, по робототехнике, по запуску ракет среди обучающихся объединений кафедры дополнительного образования в каникулярное время

- организация и проведение Недели науки, Недели космонавтики в организации в рамках которых проводятся защиты проектов, лучшие из которых направляются на городские, областные конференции

Форма «Созидание»:

- в течение года по запросу педагогов и школ города педагог-организатор проводит КВНы, викторины, выездные экскурсионные программы аэрокосмической направленности

- по запросу образовательных организаций проводятся мастер-классы с показательными запусками технических объектов (роботы, начальное техническое моделирование)

Форма «Путешествие» - обучающиеся кафедры посещают музеи города, игровые площадки, форумы, встречи с интересными людьми.

Мы стремимся, чтобы наша работа способствовала развитию мотивации учения; созданию новой образовательной среды; повышению профессиональной подготовки; углублению знаний в области естественных наук; ликвидации астрономической неграмотности; формированию интеллектуальных качеств, научного мировоззрения, целостной научной картины Мира; развитию различных умений и навыков в процессе технического творчества.





















Заключение

Анализ психолого–педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество, создает прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Важным фактором и институтом развития технического мышления личности выступает современная система дополнительного образования детей, динамично развивающейся, несмотря на все имеющиеся трудности, благодаря тому богатому наследию, которое было выработано не одним поколением ученых, специалистов широкого спектора технических наук, педагогов дополнительного образования.

В ходе теоретико – методологического обоснования проблемы профессионального самоопределения личности в учреждении дополнительного образования технической направленности раскрыто содержание понятия «профессиональное самоопределение личности» в теории и практике профессионального становления личности, выявлена специфика исследуемого процесса в системе дополнительного образования.

Осуществленный анализ состояния проблемы развития технического мышления в психолого – педагогической литературе, предложенные формы и методы, обозначенные педагогические условия развития технического мышления в структуре учебно – позновательной деятельности учреждения дополнительного образования детей послужило основой для концептуального мышления как ресурса профессионального самоопределения личности в УДО технической направленности на примере Лицея при УлГТУ (Кафедры дополнительного образования).



Литература

1. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования - Махачкала, Образование 2003 – 270 с.

2. Донина О.И. Развитие технического мышления как ресурс профессионального самоопределения личности в учреждении дополнительного образования технической направленности – Ульяновск, УИПКПРО, 2014

3. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности - М.: Изд-во МГУ, 1993 – 68 с.

4. Финажина С.Ю. Методика организации массовых мероприятий. // Дополнительное образование. № 9 , ООО «Витязь – М», 2005г.

5. Хохлова С.В., Макаренко И.В. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. /Сообщение № 8 . – М.: «Илекса», Ставрополь, 2002г.

6. http://studopedia.org/5-18589.html
7. http://it-n.ru/attachment.aspx?id=131021