«Развития познавательного интереса к предмету».
М.И.Ломакина,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Эффективность учения, как и любой деятельности, зависит от отношения к нему студентов. Всем хорошо известно, насколько легче и приятнее обучать тех, кто расположен к учению, нежели тех, кто учится с нежеланием. Именно отношение к учению воспитывает личность. Поэтому формирование положительного отношения к учению составляет важную задачу обучения, которая решается воспитанием у студентов необходимых мотивов учения.
Под мотивами учебной деятельности студентов понимают внутренние импульсы, понуждающие их к внимательному отношению к своим учебным обязанностям, старательности, прилежанию, аккуратности в выполнении заданий и т.п. Внешними импульсами учебной деятельности являются стимулы. Например, хорошо развитое чувство долга является мотивом учения; поощрения и наказания - стимулом. Мотивы и стимулы находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Они влияют друг на друга и переходят друг в друга. Например, доброжелательная, строгая и справедливая требовательность к студентам как стимул постепенно перерастает в чувство ответственности, в мотив учения. Стремление порадовать близких хорошими успехами в учении постепенно превращается в чувство интеллектуального удовлетворения учебным трудом и становится внутренним мотивом учения.
В современном учебном заведении все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов по приобретению новых знаний, навыков, умений и их применению на практике. Для успешного выполнения таких заданий и необходимы мотивы учения.
Существуют большие потенциальные возможности совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития и воспитания студентов. Одна из важнейших проблем теории обучения состоит в том, чтобы раскрыть пути и методы реализации этих возможностей. Ставится задача неуклонного повышения эффективности и качества учебной работы, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательных интересов и навыков самостоятельной работы студентов.
Мотивы учения влияют на отношение студентов к учебному труду. При наличии положительного отношения к учению даже студенты с незначительными способностями при определенных усилиях, могут добиться заметных успехов в учебе. Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учению является создание у студентов положительных, мотивов учения, которое поддается педагогическому руководству. Процесс формирования и закрепления у студентов положительных мотивов учебной деятельности мы называем мотивацией.
Проблема мотивации учения давно стоит перед педагогической теорией и практикой.
В психологии и дидактике выделяют несколько взаимосвязанных групп мотивов учения. Это основные 4 группы методов мотивации и стимулирования учебной деятельности.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений; создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемных: ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, ”мозговая атака”,- развивающая кооперация.
ВОЛЕВЫЕ методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательном результате обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения /рефлексия - осознание себя в собственной деятельности/, прогнозирование будущей деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЕ методы: развитие желания быть полезным отечеству; побуждение подражать сильной личности; создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества /синергия/; заинтересованности в результатах коллективной работы; взаимопроверка, рецензирование.
Мотивы как компонент структуры процесса обучения тесно связаны с содержанием и методами обучения. От содержания учебного материала зависит выбор способов мотивации учения, методы же включают в свою структуру соответствующие приемы мотивации.
Мотивационная работа осуществляется в двух направлениях: воспитательном и познавательном. В процессе правильной организации воспитательного компонента занятия у студентов формируется чувство долга как мотива учения: хорошо учиться - долг каждого студента. Сочетанием различных методов и приемов формируется чувство ответственности, мотив борьбы за честь коллектива группы.
Интерес, как мотив, играет важную роль в обучении. Студентам должно быть интересно учиться.
Интерес должно вызывать не только содержание материала или отдельного учебного предмета, но главным образом сам процесс приобретения знании: наблюдать и делать выводы из наблюдений, решать задачи и овладевать обобщенными способами их решений, выполнять лабораторные и практические работы, анализировать и обобщать полученные факты, преодолевать трудности и препятствия в учебной работе.
Как же формировать у студентов интерес к учению?
Интерес как черта личности развивается в деятельности. На занятии важнейшим источником развития познавательного интереса является содержание учебных предметов. Однако самого содержания учебного материала еще недостаточно для формирования познавательного интереса. Об этом свидетельствуют факты, показывающие, что во время изучения определенного материала одни студенты проявляют к нему интерес, другие - нет. Какие же занятия для них интересны?
Анализ материалов исследования показывает, что для студентов наиболее интересны те занятия, на которых, четко организован учебный процесс, где студентов вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда.
Таким образом, на формирование у студентов интереса к знаниям и к процессу их приобретения влияет много факторов, таких, как четкость и организованность учебного процесса, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция преподавателя, эмоциональность изложения, мастерское использование различной наглядности и т.п. Но, чтобы эта деятельность была успешной, студентов необходимо предварительно вооружить соответствующими умениями и приемами.
Развитию познавательного интереса как мотива способствуют различные приемы проблемного обучения. Одним из приемов возбуждения, поддержания и развития мотивов учения является показ студентам практической и теоретической значимости изучаемого материала.
Другим важнейшим приемом мотивации учения является создание ситуации удовлетворения студентов успехами в обучении. Этот фактор важен для тех студентов, кто учится с трудом и имеет пробелы в знаниях. Желательно создавать ситуацию успеха и для способных студентов, давая им более сложные индивидуальные задания.
Оценка знаний и деятельности студентов, их прилежания является важным стимулом обучения, но при условии, что они оцениваются справедливо и доброжелательно.
Важную роль в мотивации учения играет и авторитет преподавателя. Студенты склонны к подражанию. В своем воображении они составляют идеал человека для подражания и нередко за такой идеал они принимают преподавателя. Тут все важно - соблюдение моды и скромность, чистота и аккуратность, прическа, украшения, платье и т.п. Поэтому далеко не безразлично, как преподаватель одевается, следит за своей внешностью.
Но еще более важен для студентов внутренний мир преподавателя: его эрудиция, глубокие знания не только по своему предмету, но и из других отраслей науки и культуры, умение дать характеристику нового фильма, спектакля, художественного или музыкального произведения. Студенты многое воспринимают из элементов культуры любимого преподавателя. Это вызывает их положительное отношение к приобретению знаний, к учению, к учебному заведению.
Немаловажным мотивом обучения являются ясно и четко определенные перспективы обучения - установление далеких и близких перспективных линий в учебном труде. Наиболее близкие перспективы - ставит преподаватель, это задачи каждого занятия, определение результата учения, который должен быть получен в конце занятия. Далекие перспективы - это определение целей, которых должны достичь студенты по окончании учебного заведения.
Жизнь требует, чтобы студенты были подготовлены к труду, к участию в общественно полезном производительном труде, к творческому решению производственных проблем. Подготовить к труду должны мы, преподаватели, используя известные в педагогической науке и практике методы, приемы и средства обучения - как традиционные, так и новые.
Список литературы:
1. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений
2013г
2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов 2006г
3. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов 1995г
4. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. М.: Смысл, 1991г.