Статья
Развиваем воображение детей.
Развиваем воображение детей.
Аннотация. В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазирования» для детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческого воображения, способам снятия психологической инерции.
Мозг ребенка-это сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы, высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Правое и левое полушарие мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать, сочинять различные истории, также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.
Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. В дошкольном возрасте основной упор делается на развитие левого полушария, тем самым часто забывая о правом. Многие считают развитие памяти, аналитических способностей, математических способностей, логического мышления наиболее значимым для ребенка нежели развитие воображения. Все это приводит к тому, что полушария головного мозга развиваются неравномерно и, соответственно, развитие правого полушария запаздывает. Вследствие этого в школе у ребенка могут быть сложности в учебе.
Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Самый эффективный способ развития правого полушария - это развитие воображения.
Работая в детском саду, я все больше внимания стала уделять развитию правого полушария у детей. Мною было изучено большое количество литературы по данной проблеме. Многие формы и методы не подходили для работы с дошкольниками, и в процессе поиска альтернативной и в то же время эффективной методики я столкнулась с инновационными технологиями ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления - Теория решения изобретательских задач - Развитие творческого воображения). В результате возникла идея создания «Школы фантазирования» для дошкольников.
На первом этапе работа строилась с воспроизводящим воображением, включающим представление процессов и объектов, которые были в памяти ребенка. Например, детям давалось задание «Ты лежишь на траве и смотришь на облака, на что они похожи», «Куда бежит муравей? Вы видели, как по земле бежит муравей, как вы думаете, куда он торопится, что с ним там может произойти, кого он встретит и т.д.». «Как можно использовать не по назначению обычный карандаш? Придумать наибольшее количество способов его использования и т.д.». Дети поочередно отвечали педагогу, при этом необходимо следить, чтобы ответы детей не повторялись. Когда 70% детей освоили этот уровень, то можно переходить дальше.
Второй этап - представление объектов или процессов, которых не было в опыте детей. Например, дети описывали путешествие под землю, на другую планету, облачное королевство и т.д. Подробно описывали жителей этих государств, какой там транспорт, кто президент, как там отмечают праздники и т.д. Каждое подобное занятие завершается продуктивной деятельностью.
Так же на этом этапе идет составление «Салата из сказок», составление новой сказки, в которой смешиваются герои и ситуации из разных сказок и мультфильмов, составляются новые варианты мультфильмов.
После прохождения первого и второго этапа идет третий этап «Фантазирование». Это самый высокий уровень. Информация носит парадоксальный, противоречивый характер. Ребенок преобразовывает себя и представляет, как он с этим будет жить. Например, мама привела тебя в детский сад шестилетним мальчиком, а к вечеру ты постарел и стал дедушкой. Как ты будешь выглядеть? Что будешь делать и т.д.). Ребенок фантазирует, может даже нарисовать свой новый портрет. На этом этапе задания могут быть следующими: «Ты стал очень маленьким и упал в стакан с соком, что будет дальше…», «Утром ты проснулся и обнаружил, что стал прозрачным, что было дальше…», «У тебя появился двойник…» и т.д. Используются 17 базовых приемов преобразования себя по признакам (по цвету, влажности, температуре, рельефу, звуку, запаху, вкусу, весу, действию, направлению, материалу, времени, месту, части, размеру, количеству, форме). Ребенок остается непреобразованным, а преобразуется пространство вокруг. (Например, ты должен одеть рубашку, а она расползается в разные стороны и т.д.). На этом же этапе перед ребенком ставятся фантастические задачи: например, Принц хотел подарить Принцессе волшебный цветок, но его нельзя трогать руками, как же быть… и т.д.
На мой взгляд, такая система работы с детьми формирует творческое воображение, способствует развитию правого полушария и гармоничному развитию головного мозга ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуткович, И. Я., Сидорчук, Т. А. Формирование системного мышления дошкольников. - АО «Первая Образцовая типография», филиал
«УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 80 с.
2. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 248 с.