СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развиваем воображение детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазирования» для детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческого воображения, способам снятия психологической инерции.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развиваем воображение детей"»

Статья

Развиваем воображение детей.


Развиваем воображение детей.

Аннотация. В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазирования» для детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческого воображения, способам снятия психологической инерции.

Мозг ребенка-это сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы, высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Правое и левое полушарие мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать, сочинять различные истории, также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. В дошкольном возрасте основной упор делается на развитие левого полушария, тем самым часто забывая о правом. Многие считают развитие памяти, аналитических способностей, математических способностей, логического мышления наиболее значимым для ребенка нежели развитие воображения. Все это приводит к тому, что полушария головного мозга развиваются неравномерно и, соответственно, развитие правого полушария запаздывает. Вследствие этого в школе у ребенка могут быть сложности в учебе.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать  художественную галерею и т.п. Самый эффективный способ развития правого полушария - это развитие воображения.

Работая в детском саду, я все больше внимания стала уделять развитию правого полушария у детей. Мною было изучено большое количество литературы по данной проблеме. Многие формы и методы не подходили для работы с дошкольниками, и в процессе поиска альтернативной и в то же время эффективной методики я столкнулась с инновационными технологиями ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления - Теория решения изобретательских задач - Развитие творческого воображения). В результате возникла идея создания «Школы фантазирования» для дошкольников.

На первом этапе работа строилась с воспроизводящим воображением, включающим представление процессов и объектов, которые были в памяти ребенка. Например, детям давалось задание «Ты лежишь на траве и смотришь на облака, на что они похожи», «Куда бежит муравей? Вы видели, как по земле бежит муравей, как вы думаете, куда он торопится, что с ним там может произойти, кого он встретит и т.д.». «Как можно использовать не по назначению обычный карандаш? Придумать наибольшее количество способов его использования и т.д.». Дети поочередно отвечали педагогу, при этом необходимо следить, чтобы ответы детей не повторялись. Когда 70% детей освоили этот уровень, то можно переходить дальше.

Второй этап - представление объектов или процессов, которых не было в опыте детей. Например, дети описывали путешествие под землю, на другую планету, облачное королевство и т.д. Подробно описывали жителей этих государств, какой там транспорт, кто президент, как там отмечают праздники и т.д. Каждое подобное занятие завершается продуктивной деятельностью.

Так же на этом этапе идет составление «Салата из сказок», составление новой сказки, в которой смешиваются герои и ситуации из разных сказок и мультфильмов, составляются новые варианты мультфильмов.

После прохождения первого и второго этапа идет третий этап «Фантазирование». Это самый высокий уровень. Информация носит парадоксальный, противоречивый характер. Ребенок преобразовывает себя и представляет, как он с этим будет жить. Например, мама привела тебя в детский сад шестилетним мальчиком, а к вечеру ты постарел и стал дедушкой. Как ты будешь выглядеть? Что будешь делать и т.д.). Ребенок фантазирует, может даже нарисовать свой новый портрет. На этом этапе задания могут быть следующими: «Ты стал очень маленьким и упал в стакан с соком, что будет дальше…», «Утром ты проснулся и обнаружил, что стал прозрачным, что было дальше…», «У тебя появился двойник…» и т.д. Используются 17 базовых приемов преобразования себя по признакам (по цвету, влажности, температуре, рельефу, звуку, запаху, вкусу, весу, действию, направлению, материалу, времени, месту, части, размеру, количеству, форме). Ребенок остается непреобразованным, а преобразуется пространство вокруг. (Например, ты должен одеть рубашку, а она расползается в разные стороны и т.д.). На этом же этапе перед ребенком ставятся фантастические задачи: например, Принц хотел подарить Принцессе волшебный цветок, но его нельзя трогать руками, как же быть… и т.д.

На мой взгляд, такая система работы с детьми формирует творческое воображение, способствует развитию правого полушария и гармоничному развитию головного мозга ребенка.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гуткович, И. Я., Сидорчук, Т. А. Формирование системного мышления дошкольников. - АО «Первая Образцовая типография», филиал

«УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 80 с.

2. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 248 с.