СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль ансамблевой игры в развитии личностных качеств учащегося ДМШ или ДШИ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что средства музыкальной выразительности воспитывают учащихся комплексно, на уровне сознания и на уровне подсознания: эмоций и чувств. Подбирая соответствующий учебный материал (произведения отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), преподаватели ДМШ и ДШИ тем самым способствуют воспитанию толерантности, выработке преемственности мышления, приверженности национальному и интернациональному наследию, осознанию учащимся его роли и места в мировом духовном развитии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль ансамблевой игры в развитии личностных качеств учащегося ДМШ или ДШИ"»

РОЛЬ АСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩЕГОСЯ ДМШ ИЛИ ДШИ

Бекмеева Лилия Мирзиафовна,

преподаватель по классу баяна

высшей квалификационной категории,

Волкова Ольга Викторовна,

преподаватель по классу домры и гитары

первой квалификационной категории,

МБУДО «ДМШ № 1» Кировского р-на г. Казани

Всем известно, что средства музыкальной выразительности воспитывают учащихся комплексно, на уровне сознания и на уровне подсознания: эмоций и чувств. Подбирая соответствующий учебный материал (произведения отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), преподаватели ДМШ и ДШИ тем самым способствуют воспитанию толерантности, выработке преемственности мышления, приверженности национальному и интернациональному наследию, осознанию учащимся его роли и места в мировом духовном развитии. И если на уроках специальности учащийся находится под большим влиянием со стороны преподавателя, что благотворно влияет на усвоение учебной программы, то игра в ансамбле даёт ему больше свободы в проявлении и демонстрации всех своих личностных качеств.

Слово ансамбль в переводе с французского означает «вместе», «слитно», и хотя оно имеет несколько значений, в первую очередь дети должны осознать, что они – единый коллектив. И здесь очень верны слова Роберта Шумана: «Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестр. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте».

Ансамблевая игра способствует сплочению участников коллектива, усиливает эмоциональные связи между ними. Совместные выступления положительно влияют на психику, избавляя исполнителей от ощущения одиночества на сцене, психологически раскрепощают их, повышают «коэффициент» уверенности в себе, в своих силах. Чувство защищённости очень важный аспект в жизни каждого ребёнка. Мысль, что в случае ошибки, товарищ его «прикроет» своей игрой, снимает лишнее нервное напряжение и позволяет избежать или преодолеть так называемую «боязнь сцены». Желание ребёнка «быть как все» наиболее реализуемо в больших составах ансамбля. В дуэтах и трио, наоборот, наиболее полно раскрываются индивидуальные черты характера ребёнка.

Особенностью ансамблевого музицирования так же является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. Так как ансамблевые партии не должны включать в себя не изученные ранее приёмы игры на инструменте, то уроки ансамбля в ДМШ и ДШИ позволяют учащимся продемонстрировать свои исполнительские знания, умения и навыки, приобретённые на уроках специальности или ознакомления, если в ансамбле учащийся играет на другом, новом для него инструменте. Игра в ансамбле требует от учащегося большей самостоятельности, чем на уроках специальности, что провоцирует проявление темперамента и волевых качеств личности.

Партии для ансамбля расписываются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося. В отличие от оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос – солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развить инициативу и музыкальную самостоятельность исполнителей. Учащийся, прежде всего, осваивает способы коллективного музицирования, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех, и когда действие каждого учащегося находится в композиционной связи с действиями других участников ансамбля. Это обеспечивает им взаимообмен средствами музыкального общения, требует от каждого постоянного контроля над собственными действиями и действиями своих товарищей, таким образом проявляются лидерские способности у учащегося. Слаженно играя в ансамбле, учащийся коренным образом меняет свое представление о себе, изменяется его самооценка – он чувствует себя значимым и уверенным в себе.

Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося. Развиваются такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения нотным текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

В совместной работе, помимо коммуникативных качеств, формируются и такие качества личности, как целеустремленность, воля, трудолюбие, дисциплинированность. Сами по себе эти качества не появятся. Но они будут проявляться самым естественным образом, если создать учебную ситуацию, в которой успех или неудача одного - успех и неудача всех. Поэтому, ситуация совместных действий по достижению результата диктует необходимость личностных изменений (дисциплина, собранность, образованность) в пользу общего дела. Особенно ярко это проявляется во время концертных и конкурсных выступлений, которые, как правило, всегда пользуются успехом у слушателей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что занятия в ансамбле не только развивают личностные качества учащегося и аккумулируют музыкальные знания, умения и навыки, но и являются мощным стимулом в завязывании дружественных чувств и связей между участниками ансамбля и дальнейшей социализации ребёнка.