СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности"»

Евдокимова И.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46»

города Курска


РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВОСПИТАНИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ


Нельзя воспитывать полноценного человека

без воспитания в нем чувства прекрасного

Р. Тагор


Суть слов Р. Тагора в нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания человека. Многочисленные проблемы нашей жизни в основном сводятся к общей - проблеме культуры человека, которая вмещает в себя и духовность, и нравственность. Культура человека – проекция его внутреннего мира. Поэтому важно на раннем этапе обучения и воспитания сформировать у детей систему ценностей, воспитать культуру восприятия, чувств. И в этом огромную роль играет искусство. Искусство, как своеобразная форма отражения и познания мира, формирует в человеке эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с помощью которых мы ощущаем истинную меру ценности явлений окружающего мира. Эстетическое воспитание, как целенаправленная система мер, призвано пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение прекрасным во всех проявлениях, которые не позволят ему творить зло. Кроме того, «через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет его эстетическое сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей».

Меняются ли цели и задачи преподавания искусства в педагогических системах? Да, безусловно.

С древних времен (Греция, Индия, Китай) до настоящего времени многими философскими системами искусства признавались как Божественное откровение. Искусством лечили, искусством учили, искусство помогало в трудную минуту. Когда-то существовала страна и народ (не в сказке притом, а в действительности), где искусство служило основой воспитания. Эта страна – Эллада, этот народ - древние греки. Это историческая эпоха, знакомство с которой перевернуло мировоззрение средневековой Европы и распахнуло двери Ренессансу, это возрождение в искусстве подлинной человечности.

Обратимся к истории России. В семейных традициях русской интеллигенции навыки музицирования, танцевальной и художественной культуры были неотъемлемой частью воспитания всех детей независимо от творческих способностей. Более того, считалось, что ребенку с небольшими природными данными музыка нужна особенно, так же как особенно нужны физические упражнения ослабленному ребенку.

В России XX века искусство было низведено на роль «второстепенного предмета» в общеобразовательной школе, причем и эта дотация «разрешена» лишь для начального и среднего звена, исключая старшие классы, то есть возраст человека, наиболее сензитивный для восприятия искусства, для вхождения в мировую художественную культуру. И никакими наукообразными предметами типа «культурология» непосредственного прикосновения к искусству не заменить…

Это понятно, ведь, по словам ливанского писателя и художника Джебарана, «искусство – это свободная птица, которая, когда хочет – парит в вышине, а когда хочет – опускается на землю, и нет в мире никакой силы, чтобы сковать её или изменить. Искусство – это возвышенный дух, который нельзя ни продать, ни купить». И человек, воспитанный искусством, приобретает столь «неудобные» качества, как гордость, чувство собственного достоинства, осознание значимости собственного «Я».

Все мы – дети природы. Стремительное развитие науки и техники, все более благоустраивая цивилизацию, начинает подавлять в человеке личностное, индивидуальное. В попытке загрузить детей знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, современная педагогика во многом работает не столько на созидание, сколько на разрушение личности. Пока общество не осознает факта невозможности научить всех всему – человечество не вернется на путь мира, добра и справедливости. Невозможно охватить все достижения современной науки, подобные попытки приводят к роботизации человека, а следовательно, к вакууму духовности… А человек остается все тем же!

Сердце человеческое и сто, и тысячу лет назад болело одними горестями, тяжело переживало личные беды и расцветало, воспаряло, встретив любовь… Вот только притупляется из поколения в поколение взаимопонимание и порой кажется, что иссякает доброта, уступая место злу и ненависти… А ведь детей надо учить только одному, главному – как жить среди людей, что для этого надо знать, как стать личностью, а вернее, как не растерять собственные, природой данные качества.

Надо ли искать и открывать нечто новое в концептуальном плане для работы начальной школы во имя существования жизни на земле? Нет…

Ценностные ориентиры нашего бытия сформулированы четко, логично, лаконично в библейских заповедях. А произведения искусства – это учебный материал для воспитания эмоциональной сферы личности. Здесь хочется вспомнить еще одно высказывание Джебарана: «Искусство – это шаг от природы в Бесконечность…»

Когда – то, более ста лет назад, Е.М.Петровский, любитель музыки и меценат, в письме Н. Ф. Финдейзену, редактору «Русской музыкальной газеты», писал: «Если бы житель Марса прилетел на Землю, для ознакомления с людьми достаточно было ему дать Библию и Шекспира». К этому списку можно добавить ещё множество великих имён – Бах, Бетховен, Шостакович, Репин, Крамской…

Библия. Долгие десятилетия книга мудрости находилась под запретом… А ведь церковь столетиями была основой эстетического воспитания русского народа! В России «…художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно – нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека… В обществе, претендующем на какой – то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно… Всеобщее творчески ориентированное, полноценное художественное образование создаёт оптимальные условия и для того, чтобы нашли себя и проявили дети, особо одарённые в области искусства. Именно такое образование способно сохранить креативный потенциал нации» ( А. Мелик – Пашаев).

Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы и в части эстетического воспитания предполагают у учащихся формирование уважительного отношения и интереса к художественной культуре, восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Именно через искусство можно составить представление об эстетической культуре прошлых эпох, о специфике эстетического идеала, выдвигающегося на первый план конкретной исторической средой, об эволюции эстетического вкуса нации. Ведь в каждую эпоху формировалась своя система ценностей. И другая эпоха могла принять их или не принять их. Вокруг искусства складываются определенные структуры, такие как культура производства искусства, культура донесения его до потребителя (т.е. его восприятия), но именно искусство является ядром художественной культуры. Постигая искусство, можно понять особенности эстетического освоения мира писателем. Художником, композитором. Кроме того, через искусство можно определить уровень и характер эстетических запросов современного человека, который пропускает произведение искусства через призму своего восприятия. Таким образом, искусство есть и продукт эпохи, и продукт художника, и продукт современного зрителя, читателя и слушателя.

Следовательно, искусство является источником постижения духовной культуры как прошлого, так и настоящего. Его широкое вовлечение в школьную практику даёт обучающимся возможность составить более целостное представление о мире, об особенностях мировой, русской культуры и культуре родного края, специфике их взаимодействия, создать благоприятные условия для эстетического развития школьников.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию в ребёнке интеллектуального и эмоционального начал, к активизации творческого потенциала, и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребёнок приобщится к художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей.

В.А. Сухомлинский утверждал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. У трудолюбивых детей формируется живой пытливый ум. «Во время работы пальцами рук,- подчёркивал выдающийся педагог, - происходит сложнейшее явление: каждое мгновение много раз передаются сигналы от руки к мозгу и от мозга к руке, мозг учит руку. А рука развивает и учит мозг». Поэтому просто необходимо практиковать рисование воображаемых картин с последующим письменным рассказом. Музыкально – двигательные упражнения для пальцев рук помогают развивать мелкую моторику. Необходимую для рисования и письма. Дети, занимающиеся музыкой и танцами, обладают лучшей реакцией, координацией, вниманием, умением сосредоточиться; отмечена прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

Детство пролетает стремительно, и мы не должны мириться с потерей ни одного ребёнка для искусства. Одна неспетая вовремя или спетая без души колыбельная песня, одна нерассказанная вовремя или рассказанная без вдохновения сказка, могут оставить в душе ребёнка негативный след. Нужно делать сообща дело, которое формирует души детей. Дети – наше будущее, и нельзя экономить на их воспитании ни сил, ни времени, ни средств.

Творческое начало есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь для того, чтобы уникальный дар, данный от природы, раскрыть, сделать востребованным, и, в результате, дать возможность каждому ребёнку познать чувство Тайны, Радости и Успеха Победы!


Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!


С готовой, с красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек,

Ничто ведь само не строится.

Уверен, скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей и храбрецом –

Учатся и становятся!


Но как это сделать? Легко сказать!

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы.

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде,

Вот так и берут высоты.


Высоты всяческой красоты,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание – Человек,-

Стоит, друзья, учиться!

(Эдуард Асадов)

Список литературы и использованные интернет - ресурсы:

Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы. - М.: Русская литература,2000.

Письма Е.М.Петровского…www.slyogkimparom.ru/forum.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.- Киев: Изд-во «Радяньска школа»,1985