«Профориентационная работа с воспитанниками среднего звена на воспитательных мероприятиях»
(МО воспитателей)
Цель:
- необходимость целенаправленной профессиональной ориентации воспитанников среднего звена с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся.
Задачи:
- дать воспитаннику новую информацию о профессиях;
- закрепить ранее полученные знания по профориентации.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный момент в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, своё место в жизни. В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью.
Воспитанники с ОВЗ не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы.
Воспитатель не только может влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами для реализации своих профессиональных перспектив.
Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Знания детей с ОВЗ среднего звена о профессиях ограничены. Воспитанники не могут чётко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т.д.. Они не имеют достаточно чётких конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Они претендуют даже на профессии , связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессий.
Профессиональные интересы у воспитанников с ОВЗ зависят от возраста. У воспитанников среднего звена наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий – от конструктора и космонавта до дворника и грузчика. Это объясняется низкой критичностью этих детей, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессией – либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна.
Работая по данной теме с детьми 4-6 классов, я поставила себе цель:
- обобщение социального опыта детей через расширение представлений у них о мире профессий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни детей;
- развивать трудовые навыки, а также трудовые качества;
- воспитывать мотивированное жизненно-заинтересованное отношение к труду.
В работе по данной теме я использую такие методы и формы профориентационной работы:
1. Беседы («»Калейдоскоп профессий», «Профессии моих родителей», «Профессии людей, которые лечат» и т. д.)
2. Профориентационные игры ( «Профессия на букву», «Кто, где работает?», игра-пантомима «Кто, каким делом занят?», пазлы «Профессии» и т. д.)
3. Коррекционные занятия: («Путешествие в страну профессий», «Личностный смысл труда», «Мои жизненные перспективы» и т. д.)
4. В группе создан лэнбук по профориентации, также различные папки передвижки по данной тематике и выставка детских книг о профессиях.
5. Проводились «трудовые десанты» по оказании помощи дворнику по уборке территории, посадке цветов, работе на цветниках.
6. Наиболее действенные способы ознакомление обучающихся с ОВЗ с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе экскурсии воспитанники получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Посетили школьную столовую, где ознакомились более подробно с профессией повара, посудомойки. Ходили на экскурсию на почту, узнали о профессии почтальона, в магазине о профессии продавца-кассира и администратора.
7. Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе личность осознания, простоту запоминания и отсутствия навязчивых поучений. На занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии. Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» и т. д.), просмотр мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают воспитанникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о мире труда и профессий.
На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии , которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.
Предполагаемые результаты профориентационной работы с воспитанниками:
- формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни и в обществе;
- представление о собственных интересах и возможностях;
- формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, профориентационная работа с воспитанниками среднего звена представляет собой комплекс воспитательных мероприятий. Такая воспитательная работа в данном направлении помогает дать воспитаннику новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации воспитанников среднего звена с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать нам представление о том, что труд и профессиональная деятельность является значимой сферой в жизни человека.