СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает значение создания условий для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста в семье.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"»

СТАТЬЯ


На тему: РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



В. А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал» [2, с. 965].

Известно, что главная цель нравственного воспитания – формирование высоконравственной личности. Достигается это через постановку и решение конкретных задач данного вида воспитания. На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики, под разным углом зрения рассматривались цели, содержание, методы нравственного воспитания детей. Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка-дошкольника (А.В.Запорожец, И.А.Княжева, Л.П.Стрелкова и др.), значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П.Гаврилова, Т.И.Ерофеева, Е.А.Киянченко идр.), становление нравственной культуры ребенка (С.В.Петерина), роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А.Козлова), возможности и особенности осуществления дошкольником морального выбора (И.В.Сушкова, Н.А.Хохина, Г.И.Морева), проблема формирования основ гуманных отношений (Т.И.Бабаева, Ф.В.Изотова) и др.

Нравственное воспитание детей происходит на протяжении всей их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в атмосфере счастья, любви, понимания. Переоценить важность семьи в эмоционально - нравственном воспитании детей дошкольного возраста невозможно. Поэтому так важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.

Согласно Конституции ДНР, ст. 31, п. 2: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» [3, с. 5]. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Актуальность данной работы обусловлена всё нарастающей тенденцией изменений взаимоотношений родителей и детей. Старые установки, заложенные в родительские головы бабушками и прабабушками прошлого времени, сейчас мешают воспитанию нового поколения детей. Всё чаще родители сталкиваются с трудностями в решении конфликтных ситуаций с дошкольниками и подростками. Нравственность, как известно, не передаётся по наследству, поэтому каждый человек должен пройти через процесс нравственного воспитания. Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственным. Это возможно только в обществе, семье, в коллективе, в общении. Исключительно важным при этом является личный пример воспитателя, родителей, единство их слова и дела. Если родители, руководители разных уровней, педагоги и воспитатели будут говорить одно, думать другое, делать третье, то говорить о нравственном воспитании в семье и обществе в целом будут невозможно.

Перед воспитателями детских садов стоит цель научить родителей конструктивному общению с детьми, умению находить подход в различных ситуациях, понимать психологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы в дальнейшем вырастить полноценную и нравственно развитую личность.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных качеств у ребенка является создание взрослыми здоровой и добро​желательной обстановки. Доверие взрослых, их забота и поддержка способствуют положительному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций [6, 69].

Благородные поступки детей, даже незначительные, должны быть замечены и оценены. Одобрение взрослых помогает им убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Необходимо учить детей сопереживанию как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего с плохим формируются нравственные чувства ребенка.

Среди родителей старшей группы МБДОУ №304 г. Донецка было проведено анкетирование на тему «Способы воспитания» [1] и анализ эмоционального самочувствия ребенка в семье с помощью игры «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е.  Бине) [5]. С целью выяснению типа воспитания в семье, родителям было предложено анонимно ответить на ряд вопросов, касательно семейной политики дома. Результаты анкетирования показали, что во многих семьях преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

В ходе игры «Почта» детям старшего дошкольного возраста было предложено ответить на вопросы и разложить «письма» в конверты, в зависимости от степени доверия к каждому члену семьи. Анализ результатов игры показал, что у большинства детей противоречивые чувства по отношению к таким членам семьи, как мама и папа; более доверительные – к бабушкам и дедушкам, и почти безучастные отношения со старшими братьями и сестрами.

Целью нашей статьи мы определили повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Мы выдвинули предположение о том, что решение проблемных ситуаций с семьями дошкольников будут способствовать повышению педагогического опыта взаимодействия родителей с детьми.

С целью формирования демократического типа воспитания в семьях нами была проведена деловая игра на тему «Нравственное воспитание ребенка в семье». В деловой игре приняло участие 18 родителей.

Во время психологической разминки «Мудрость через века» семьям необходимо было дополнить пословицы о воспитании. Задание вызвало некоторые затруднения у многих родителей, однако коллективное обсуждение позволило найти правильное продолжение к предложенным изречениям (Вся семья вместе …; семье, где помогают друг другу, …; сын мой, а ум у него …; любящая мать – …; Богатство детей — … и т.п.).

В ходе дискуссии «Мой ребенок – какой он?» нам удалось подвести родителей к осознанию того, что у каждого из нас живет в голове образ Идеального Ребенка и часто мамы и папы стараются подвести реального ребенка под этот идеальный образ. В результате чего замечания, адресованные детям часто не имеют весомого основания. Перед участниками деловой игры была поставлена проблема – как конструктивно выстраивать взаимоотношения с детьми. Нами были подготовлены разнообразные проблемные ситуации, поиск решений на которые способствовал приобретению правильного опыта поведения родителя в отношениях с ребенком дошкольного возраста [4]:

Ситуация №1 «Выпал первый снег. Дети вернулись домой счастливые, но в грязной и мокрой одежде. Мать поручает им мыть полы в качестве наказания. Права ли женщина? Что бы вы сделали?»

В ходе коллективного обсуждения родители пришли к выводу, что наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили («Лучше превратить это в игру и всем вместе мыть полы и стирать. Детям это нравится»).

Ситуация№2 «Мальчик провинился и был наказан, отец запретил ему выходить из дома. Пришли друзья мальчика и позвали его на игровую площадку. Мама решила пожалеть сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошел конфликт. Почему возник конфликт между родителями?»

Во время обсуждения второй ситуации мнения родителей разошлись: одни говорили, что ребенка нужно уметь прощать и не держать на него зла, другие – о том, что ребенок должен отвечать за свои поступки. Выслушав мнения друг друга, мы пришли к выводу, что самое важное в этой ситуации заключается в том, что родители должны предъявлять единые требования к ребёнку («Каша в голове порождает недоверие к обоим родителям»).

Ситуация№3 «Наташе очень хотелось сделать сюрприз своей маме, она убрала игрушки в комнате и вымыла посуду. Когда мама пришла с работы, девочка радостно бросилась к ней и поцеловала. Мама была в плохом настроении, она не заметила, как ее дочь старалась и никак не отреагировала на поцелуй дочери. Как бы вы поступили на месте мамы?»

Предложенная ситуация заставила родителей задуматься о том, как часто их настроение влияет на отношение к детям. Мы пришли к выводу, что ребенок нуждается в любви и ласке независимо от наших неудач и проблем («С моим сыном однажды была такая ситуация и он очень расстроился. Из этой ситуации я поняла, что порой тоже бываю не права»).

Родительский дом – это школа жизни для ребенка. Любовь, справедливость и доброжелательность всегда должны царить в доме не только для детей, но и для всех членов семьи. Чтобы привить эти качества, ребенок должен видеть, как мы сами проявляем любовь к другим.

В ходе деловой игры родителям также было предложено выполнить несколько творческих заданий, среди которых: психологический тренинг «Загибаем лист» и рисунок «Мой ребенок».

Загибая части листа, родителям необходимо было ответить на вопросы, за что они ругают ребенка и разгибать, вспоминая все добрые слова, адресованные ему. Тренинг был направлен на осознание того, что подобно линиям сгиба на бумаге, на душе ребёнка остаются раны от обид, непонимания и несправедливости. Таким образом, важно, чтобы у детей всегда был рядом добрый и надежный друг, родитель-наставник.

Выполнение рисунка-портрета ребенка (Рис. 1) позволило семьям прочувствовать истинную любовь к нему и получить заряд положительных эмоций. Кроме того, мы предложили родителям описать своего ребенка и проследить, о каких качествах они говорят больше – положительных или отрицательных. Эксперимент заставил многих родителей задуматься над связью между своей речью и поведением ребенка.

В конце деловой игры всем участникам были выданы памятки о том, что важно помнить, чтобы правильно поступать в той или иной проблемной ситуации:

1. «Пойми и прости меня»

2. «Отвлеки меня»

3. «Обними меня»

4. «Помоги мне найти плюсы в любой ситуации»

5. «Дай мне возможность выбора»

6. «Покажи мне, как правильно»

7. «Слушай меня и я услышу тебя»

С целью повышения уровня нравственности детей старшего дошкольного возраста нами была разработана и внедрена картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей («Как надо заботиться», «Комплименты», «Колечко красоты», «Ласковое слово», «Обмен», «Сделай вместе», «Поступаем правильно», «Доктор вежливых наук»). Дидактические игры имели целью закрепление норм и правил поведения в обществе; воспитание отзывчивости и вежливости; умения играть в паре, помогать друг другу и делиться.

Анализ результатов повторной диагностики родителей и детей показал, что взаимоотношения в семьях улучшились. Большинство родителей стали применять демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания. С учетом этого многие ребята старшей группы стали более открытыми и общительными, делятся наставлениями о правильном поведении со сверстниками. Однако осталась и та часть родителей, которая ничего не меняла в своей семье. С этими семьями будут проводится дополнительные беседы и консультации в целях повышения их нравственности.

Таким образом, мы видим, что взаимоотношения в семье оказывают большое влияние на ребенка. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам отношений, учится проявлять гуманное отношение в первую очередь к своим близким, а потом ко всем остальным. Доброжелательность по отношению друг к другу, спокойная ласковая речь, доброжелательный тон в общении – обязательный фон для формирования духовных потребностей у ребенка, и, наоборот, крики и грубые интонации – такая семейная атмосфера приводит к противоположным результатам.

Вопрос о приобретении педагогического опыта родителей в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста остаётся актуальным и требует дальнейшего углубления и поиска интересных форм подачи информации семьям. Однако систематическая работа в данном направлении будет способствовать улучшению внутрисемейных отношений, и следовательно формированию гармоничной личности ребенка.