Статья на тему:
Ролевая игра как метод интерактивной педагогики.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность
использования ролевых игр в процессе обучения.
Согласно концепции детской игры Эльконина Д.Б, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста.
Ролевая игра – разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения, содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек - предмет, а человек - человек. Ролевая игра - способ расширения опыта учащихся посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению (игра).
Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):
Помогает ученику выразить скрытые чувства.
Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.
Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
Группа может контролировать содержание и темп.
Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
Изменяет установки.
Учит контролировать чувства и эмоции.
Способы распределения ролей
Возможны, как правило, два варианта распределения ролей:
роли распределяются между некоторыми учащимися, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции «арбитра».
все разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица - участника ситуации.
Характеристики ролевых игр
К основным характеристикам ролевых игр относят:
наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально
экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, библиотека или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);
наличие ролей;
различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
взаимодействие ролей;
наличие общей цели у всего игрового коллектива;
многоальтернативность решений;
наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
наличие управляемого эмоционального напряжения.
Стоит отметить, что ролевая игра - явление полифункциональное, выполняющая различные функции. Скляренко Н.К и Олейник А.
Функции ролевых игр:
мотивационно-побудительная. Обучение должно начинаться с приведения
действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует активному включению ученика в деятельность, более продуктивному усвоению материала. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
обучающая. Ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых
средств способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях, поэтому ролевую игру можно отнести к обучающим играм. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.
воспитательная. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную
деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ученики, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь, умение отстоять свою точку зрения, найти оптимальное решение в определенной ситуации.
ориентирующая. Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль
другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поведения других.
Компенсаторная. Противоречие, несоответствие между потребностью действия у
учащегося и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться только в игровой деятельности. Дети стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребенка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию. Эта функция позволяет выйти за рамки своей деятельности, дети стремятся быть взрослыми, а ролевая игра дает им возможность выйти за эти рамки и расширить свою деятельность.
Виды ролевой игры:
Вид ролевой игры | Свойство ролевой игры |
Контролируемая (controlled role-play) | Учащиеся получают необходимые реплики |
Умеренно-контролируемая (semi-controlled role-play) | Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей |
Свободная (free role-play) | Учащиеся получают обстоятельства общения |
Эпизодическая (small-scale role-play) | Разыгрывается отдельный эпизод |
Длительная (large-scale role-play) | В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов |
Этапы проведения ролевых игр:
Подготовительный этап
Разрабатывается «сценарий», в котором определяются цели, содержательная
сторона, роли участников, организация проведения (если нужно, то готовится
реквизит и пр.
Проигрывание ролей
Заключительный этап
По окончании инсценировки проводится ее обсуждение.
Список литературы:
Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке. – 1987 – №3.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. - М.: Лада, ЭТРОЛ, 2005.
Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2010.