СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Ролевая игра как метод интерактивной педагогики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра - способ расширения опыта учащихся посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению (игра).

Просмотр содержимого документа
«Статья "Ролевая игра как метод интерактивной педагогики"»

Статья на тему:

Ролевая игра как метод интерактивной педагогики.


Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность

использования ролевых игр в процессе обучения.

Согласно концепции детской игры Эльконина Д.Б, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста.

Ролевая игра – разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения, содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек - предмет, а человек - человек. Ролевая игра - способ расширения опыта учащихся посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению (игра).

Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):

  • Помогает ученику выразить скрытые чувства.

  • Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

  • Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

  • Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

  • Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.

  • Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

  • Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.

  • Группа может контролировать содержание и темп.

  • Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

  • Изменяет установки.

  • Учит контролировать чувства и эмоции.

Способы распределения ролей

Возможны, как правило, два варианта распределения ролей:

  1. роли распределяются между некоторыми учащимися, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции «арбитра».

  2. все разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица - участника ситуации.

Характеристики ролевых игр

К основным характеристикам ролевых игр относят:

  1. наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально

экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, библиотека или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);

  1. наличие ролей;

  2. различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

  3. взаимодействие ролей;

  4. наличие общей цели у всего игрового коллектива;

  5. многоальтернативность решений;

  6. наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;

  7. наличие управляемого эмоционального напряжения.

Стоит отметить, что ролевая игра - явление полифункциональное, выполняющая различные функции. Скляренко Н.К и Олейник А.

Функции ролевых игр:

  1. мотивационно-побудительная. Обучение должно начинаться с приведения

действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует активному включению ученика в деятельность, более продуктивному усвоению материала. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

  1. обучающая. Ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых

средств способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях, поэтому ролевую игру можно отнести к обучающим играм. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

  1. воспитательная. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную

деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ученики, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь, умение отстоять свою точку зрения, найти оптимальное решение в определенной ситуации.

  1. ориентирующая. Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль

другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поведения других.

  1. Компенсаторная. Противоречие, несоответствие между потребностью действия у

учащегося и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться только в игровой деятельности. Дети стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребенка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию. Эта функция позволяет выйти за рамки своей деятельности, дети стремятся быть взрослыми, а ролевая игра дает им возможность выйти за эти рамки и расширить свою деятельность.

Виды ролевой игры:

Вид ролевой игры

Свойство ролевой игры

Контролируемая

(controlled role-play)

Учащиеся получают необходимые реплики

Умеренно-контролируемая (semi-controlled role-play)

Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей

Свободная

(free role-play)

Учащиеся получают обстоятельства общения

Эпизодическая

(small-scale role-play)

Разыгрывается отдельный эпизод

Длительная

(large-scale role-play)

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов


Этапы проведения ролевых игр:

  1. Подготовительный этап

Разрабатывается «сценарий», в котором определяются цели, содержательная

сторона, роли участников, организация проведения (если нужно, то готовится

реквизит и пр.

  1. Проигрывание ролей

  2. Заключительный этап

По окончании инсценировки проводится ее обсуждение.



Список литературы:

  1. Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке. – 1987 – №3.

  2. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. - М.: Лада, ЭТРОЛ, 2005.

  3. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2010.