Статья «Система формирования УУД на уроках информатики в основной школе»
Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования [3].
Универсальные учебные действия являются, образно говоря, «кирпичиками», из которых строится любая учебная деятельность.
В процессе формирования УУД школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать УУД:
наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованные в учебном процессе оргтехника, мультимедийные устройства;
компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет не только индивидуальное рабочее место, но и доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках;
именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД. Я, конечно, не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные действия
Общеучебные универсальные действия включают:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами.
Логические универсальные действия включают:
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– подведение под понятие, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
– построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование.
Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики применяю следующие приемы:
– «найди отличия» (напр., сравнение одного и того же алгоритма, записанного разными способами)
– «на что похоже?»;
– поиск лишнего (напр., выбор инструментов в графическом редакторе Paint, не нужных для создания изображения);
– «лабиринты»;
– «цепочки»;
– хитроумные решения;
– составление опорных схем;
– работа с разного вида таблицами;
– составление и распознавание диаграмм;
– работа со словарями;
Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Пример.
Для работы с графической информацией нужен текстовый редактор.
При работе с графикой необходимы колонки.
Приём “Ложная альтернатива”
Универсальный прием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
На уроке предлагаю вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Двоичная система счисления количество знаков: 3 или 4?
Линейный алгоритм имеет условие или повторение действий?
Приём “Цепочка признаков“
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
Пример.
При изучении темы «Свойства объектов» 1-й ученик называет объект и его свойство («мяч - форма»); 2-й называет другой объект с тем же значением указанного свойства и другое свойство («солнце – цвет»); 3-й называет свой объект по аналогичному свойству и новое свойство («яблоко – вкус») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся :
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий и приемы:
– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.
Прием «Мозговой штурм»
При работе обращаю внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
Пример:
тема «Системы счисления», 6-й класс.
I уровень
– Какие системы счисления наиболее распространены в жизни?
II уровень
– С какой системой счисления работает компьютер и почему?
III уровень
– Какие действия можно выполнять в различных системах счисления?
Для формирования регулятивных УУД использую различные листы самооценки, взаимооценки.
Пример:
На заключительном этапе выполнения учебного проекта учащийся получает три равнозначных оценки: самооценка, оценка учителя и средняя оценка класса.
Реализуется это так. Сначала выступает автор с анализом своей работы, затем выступают «защитник», «критик»: выявляя недостатки и достоинства работы. В обсуждении участвуют все ученики. Последним анализирует работу учитель. По окончании выступления все участники выставляют оценки в «оценочных листах».
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
В блоке универсальных действий познавательной направленности особое внимание уделяю на развитие умений составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение структурировать знания.
Прием «Написание эссе»
«Интернет. Друг или враг?»
Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.
Пример задачи на универсальные логические действия.
В соревновании по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но еще один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором.
Пример задания на подведение под понятие «Подбери общее понятие»
Даю пары слов, к которым нужно подобрать общее понятие.
Природоведение, математика – …
Уменьшаемое, вычитаемое – …
Метр, сантиметр – …
Скорость, время – …
Солнце, Луна – …
Повесть, рассказ – …
Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ (технология развития критического мышления), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример:
Вопросительные слова | Термины |
Что | Графика |
Как | Выделение |
Какой | Окно графического редактора Paint |
Какая | Текстовая информация |
Чем | Графическая информация |
| Графический редактор |
| Заливка |
Приём “Зигзаг”
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала, например «Архитектура компьютера», «Глобальная компьютерная сеть Интернет». Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 4 смысловых отрывков («Устройства ввода информации», «Устройства вывода информации», «Устройства хранения информации», «Устройство обработки информации» или «История возникновения сети Интернет», «Применение», «Польза Интернета», «Вред, наносимый человеку Интернетом»), то в группах - 4 человека.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока «Глобальная компьютерная сеть Интернет» предлагаю детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкие вопросы.
В каком году появилась сеть Интернет?
Где это произошло?
Можно ли Интернет использовать для общения?
Толстый вопрос.
Какие услуги предоставляет сеть Интернет?
Какой вред наносит Интернет человеку?
В чём польза сети Интернет?
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
– оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках использую следующие виды заданий и приемы:
– поиск информации в предложенных источниках;
– взаимоконтроль;
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаю с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» предлагаю учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предлагаю предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять алгоритмы
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем растровая графика от векторной и т.п.
Приём "Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример.
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности .
И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Необходимо помочь найти в нем его индивидуальные личные особенности. Нужно помнить, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Нет одного «самого главного» педагогического приема. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают нужный эффект. Но многоцветную картину не рисуют одним махом. Нужны терпение и постепенность! Не стоит хвататься за все сразу. Лучше постепенно отрабатывать каждый прием – до автоматизма. Приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы черствеет! А в работе – совершенствуется.
Литература:
Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org
Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.
Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся средствами информатики / Сельская школа. - 2009.
www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».
Сайт учителя Бугаевой О.A. Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики» - http://bugaevaoa.ucoz.ru
Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] 2009.