Воронина Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Биробиджан ЕАО
Система работы в начальных классах по выработке прочных навыков грамотного письма.
Вступление.
Развитие орфографической зоркости школьника.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками.
Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
1
Вступление
Не для кого не секрет, что грамотность школьников за последние годы катастрофически падает. Это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед школой. Решение этой проблемы своими корнями уходит в начальную школу. Как научить детей осознанно и грамотно писать? Прекрасно, что есть единицы детей, которые от природы чувствуют правила интуитивно и пишут без ошибок. Но есть дети, и их большинство, которые знают правила, но пишут безграмотно. Из личного опыта работы, из опыта работы своих коллег, я выделила причины, которые влекут за собой безграмотность.
1 Не видят орфограммы.
2 Орфограмму видят, но ошибочно её определяют.
3 Не успевают применять свои знания, т.к. медленно работают.
4 Не понимают значение слова, словосочетания, предложения.
5 Невнимательность, рассеянность, поспешность.
Как мы видим, что есть проблемы, которые напрямую зависят от индивидуальных особенностей детей (медлительность, невнимательность, рассеянность, поспешность). Конечно в задачи учителя входит корректировать эти особенности ребёнка, но я в своей работе хочу уделить внимание проблеме орфографического навыка. Орфографический навык- это сложный навык, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. Именно отсутствие сформированности орфографического навыка является причиной низкой грамотности учащихся.
2
Развитие орфографической зоркости учащихся
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период. Я работаю по УМК «Гармония» и считаю, что букварь М.С. Соловейчик отлично справляется с задачей- быть первым этапом в системе обучения младших школьников грамотному письму.
Как известно, место при письме, где требуется выбор написания называют орфограммой, а неверный выбор- орфографической ошибкой. Умение же замечать орфограммы именуют орфографической зоркостью. М. С. Соловейчик выделила главное для успешного формирования умения находить орфограммы: а) на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также хорошее развитие у них всего комплекса фонетических умений; б) познакомить учеников с признаками наиболее частотных орфограмм; в) систематически тренировать в выявлении орфограмм;
В основе грамотного письма на уроках обучения грамоте и письма в 1 классе лежит аналитико- синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха.
В букварный период для выработки орфографической зоркости я использую следующие упражнения.
Определение количества букв и звуков. Дети произносят слово, выделяя голосом каждый звук, при этом на пальцах считают количество звуков.
Характеристика звуков. Гласные - ударный или безударный. Согласные – твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости –звонкости, непарный звонкий (или глухой)
На начальном этапе давать для характеристики нужно одно- двусложные слова где произношение совпадает с написанием.
Деление слов на слоги. По совету Соловейчик здесь в основном пользуемся методом скандирования (произносим слово 3 раза громко и отрывисто, как болельщики на стадионе). Но прибегаем и к таким методам деления на слоги как хлопанье, отстукивание, прикладывание ладони к подбородку.
Обучение постановке ударения. Ударение играет смыслоразличительную роль, оно нужно для осмысленного чтения, выделяя ударный тут же находим безударный гласный (первые закладки орфографической зоркости.), разъясняя несоответствия произношения и написания, вводя понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Чтобы найти ударный слог нужно с удивлением спросить со словом это: «это мама?»
Письмо с проговариванием. Записываем слово по слогам: записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «мо- пишу м с гласным о и т. д. Такое письмо помогает исключить пропуск букв. Сначала проговаривание вслух, затем шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание.
В конце букварного периода ученики должны проводить фонетический анализ слова по данному плану:
Скажи слово и послушай себя. Если надо уточни значение слова.
Проговори слово так. Как кричат на стадионе, и узнай количество слогов; обозначь их дугами.
С удивлением спроси: Это...? Узнай и отметь ударные и безударные слоги.
Произнеси слово выделяя первый звук; охарактеризуй его и обозначь. Потом так же выдели охарактеризуй и обозначь второй (третий…) звук. Каждый раз договаривай слово до конца.
«Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово; покажи дугами слоги.
Уже в букварный период знакомлю детей с понятием «Опасные при письме места». Учащиеся могут решать некоторые орфографические задачи, которые не связаны с обозначением звуков буквами: умеют оформлять границы предложений, писать слова отдельно друг от друга, употреблять заглавную букву в именах собственных. На знакомство с понятием «Опасное при письме место» отводится специальный урок. Привожу его фрагмент, разработка рекомендована пособием «Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений.» М.С Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
-Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными, узнать, что ещё мы показываем, когда ставим значок, которым их отмечаем.
-Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?
-Несёт меня лиса за темные леса!
-Давайте хором скажем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь, какие слова я имею в виду.
-Что в них интересного? (Они одинаково произносятся.) А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и тоже? ( Ими названо разное: животное и много деревьев.)
- Послушайте ещё раз слово лиса. Можете точно сказать: я назвала животное или деревья? (Может быть и то, и другое- слова то звучат одинаково.)
-Проверьте (Открываю на доске составленные из карточек две одинаковые схемы): у меня правильные звуковые схемы этих слов? (Да)
-Назовите первый гласный звук в слове лиса – названии животного. Какой это звук? (Безударный гласный и) (Беру в руки «его» карточку.)
-Назовите первый гласный звук во втором слове лиса. Какой он?( Такой же безударный гласный и)(Беру в руки такую же вторую карточку.)
-Что же скажете о первых гласных звуках в этих словах? (Они одинаковые) Могу я показать этот вывод вот так?
(Накладываю карточки друг на друга и помещаю на доску.) Появляется начало будущей схемы:
-А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала- название животного. Может быть, кто-то сам вспомнит? (Выслушивается ответ и открывается заранее приготовленная первая запись на доске: лиса. Вторе слово пока закрыто.)
-Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нём звук и? ( Буквой и.) Покажем это в схеме.
и
-Читаем второе слово. (Оно открывается: леса) Какая в нём буква на месте звука и? ( Буква е.) Покажем это в схеме. Запись на доске дополняется.
и
е
- Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук и при письме? ( Буквами и или е.)
-Смотрите, какой хитрый звук и : он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы: или и, или е. Как вы думаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышите? ( Нет)
- Почему? ( Можно не ту букву написать)
- А какому же это такому звуку и нельзя доверять? Что мы о нём не сказали? Ударный он или безударный?
- Так какому же звуку и при письме нельзя доверять? (безударному.)
- Сделаем важный вывод: на месте безударного звука и при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет ненастоящим. Вот почему безударный гласный при письме- это «опасное место».
-Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором идёт речь, безударный. (надо под ним поставить точку.) Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? Но тогда покажем « опасности письма» ещё и под буквами безударных гласных в записанных словах.
и
лиса
е леса
-Вот мы и открыли важную тайну: безударному гласному звуку и при письме доверять нельзя, так как за него, оказывается, на «письменную работу» могут выходить разные буквы. На месте этого звука всегда есть опасность ошибиться.
Но у нас есть и ещё одно открытие. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой? ( Что этот гласный безударный.)
- А что ещё теперь будет обозначать такая точка? (Что на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность». Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять. Что нельзя писать, как слышишь.)
- Теперь, когда мы будем ставить точку под буквой безударного гласного, всегда будем помнить, что отмечаем «опасное место».
Подобная работа проводится и над введением орфограммы парный согласный в конце и середине слова. Предлагаю фрагмент урока в 1 классе.
- Произнесите 2 слова ананас, арбуз.
-Выделите и назовите последние звуки в этих словах.
- Дайте им характеристику.
- Перед вами схемы этих слов.
-
К какой группе согласных относится звук с ? (парный)
-
Тогда я могу оба наших одинаковых звука обозначить вот таким значком? .
- А теперь посмотрите, как пишутся эти слова.
с
з
-Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный с , у которого есть звонкая пара? (буквами с и з)
-Когда так бывает? ( когда этот звук находится на конце слова.)
-Как вы считаете: можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь? ( Нет)
- Почему? (Можно не ту букву написать; можно допустить ошибку…)
- Какой же вывод сделаем: на месте согласных звуков бывают «опасности письма» (Да)
- Как это показать в схеме?
- Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то не придумывать новый значок, а воспользоваться тем, который уже есть, -точкой как сигналом светофора, «маячком».
Таким образом дети под руководством учителя открывают для себя «опасности письма» и к окончанию букварного периода свои открытия сводят в таблицу.
Опасные при письме места
Таким образом уже в букварный период ребята учатся находить в словах орфограммы и уже в это время делаются первые шаги на пути к развитию орфографической зоркости.
Но вот во 2 классе у учеников стали появляться элементы орфографической зоркости. Они могут найти большинство орфограмм в тексте, уже задумываются о том какую букву писать в слове в слабой позиции. Например, в слове моря на месте безударного гласного есть «опасное место». Но как записать слово – с буквой о или, а? Как не ошибиться?
Можно посмотреть в словаре. Но не все могут им пользоваться, да и под рукой его может не быть, во-вторых, пока будешь искать слово, забудешь мысль, которую хотел выразить. Спросить у учителя? Таких учеников может быть много и у каждого свои вопросы.
Тут и возникает вопрос о том, как поступить ученику? Как зафиксировать своё незнание и продолжить запись?
Ещё в 60 годы в методике появился совет: пропусти букву. Но, к сожалению, в массовую практику он не вошёл. Чтобы ученики могли «уходить» от ошибок, пропуская буквы, в которых они сомневаются, нужно сначала научиться их сомневаться.
Работая по учебнику М.С. Соловейчик несомненно решается эта задача.
Значительной вехой в системе всей орфографической работы во 2 классе является тема: «Учимся записывать орфографические задачи» Вводится особый способ письма – с «окошками» в котором находит материальное воплощение главная орфографическая проблема: необходимость выбора буквы для обозначения звука.
-Первая тема, которая готовит знакомство с приёмом пропуска буквы, называется «Учимся записывать орфографические задачи»; она приходится на вторую половину 1 четверти 2 класса. В тетради- задачнике дети видят такую запись:
125. Что необычного в этой записи?
Необычно что отсутствуют буквы на месте всех орфограмм, а во- вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, то есть показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, то есть показ выбора букв. Эта запись поможет понять, какие два действия мы производим при осознанном письме.1. Нахождение орфограммы 2. Четкая постановка перед собой орфографической задачи. А третье действие – решение некоторых задач- дети осуществляют по ходу работы. Там, где дети владеют правилом. они сразу решают орфографическую задачу: зачеркивают неверную, а правильную вписывают в слово. В других случаях останутся « окошки». Первое время учащиеся привыкают к «окошкам», тренируются в орфографической зоркости. Т.е. происходит осмысление учащимися чужого опыта, но через некоторое время он составит основу собственного.
Итогом проведённых наблюдений является таблица.
Как писать без ошибок?
Памятка 4
1-2. Находи в слове орфограммы и
о п р е д е л я й,
з
наешь ли буквы.
Знаешь. Не знаешь.
3. Пиши без «окошек», Пиши с «окошками».
отмечай орфограммы. Попробуй узнать буквы:
Узнал(а) буквы. Не узнал(а).
Вставь и подчеркни. Оставь «окошки»;
Где надо, покажи выбор букв.
Д
альше ребята знакомятся с орфографическим словарём, для того, чтобы узнавать какую букву нужно писать в словах с непроверяемым написанием. Вот памятка, на основе которой второклассники овладевают данным умением.
Как пользоваться
орфографическим словарём.
1.До обращения к словарю определи, из каких букв
будешь выбирать правильную.
2.Поищи слово с одной из букв.
Н
аходишь не находишь
Пиши ту, что в Ищи слово с
с
ловаре другой буквой
У
знал(а) букву не узнал(а)
Пиши её Оставь «окошко»
3
. Проверь: прочитай слово у себя и ещё раз сверь со словарём.
Хочется отметить некоторые вопросы, касающееся правильного оформления записей в детских тетрадях. Порядок букв для выбора совершенно случайный, можно сверху написать правильную, а можно и неправильную, чтобы дети не старались по расположению букв угадать решение задачи. Выбор букв нужно показывать над строкой, т.к. слово после решения задачи должно оказаться правильно написанным, а не восприниматься как запись с исправленной (зачеркнутой) ошибкой.
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
Ещё К.Д. Ушинский предъявил к упражнениям следующие требования:
1.Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только.»
2.«Упражнения… должны быть систематическими» т. е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические… Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения должны быть устные и письменные, и при этом устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
а) Внимательно прочитай предложение.
б) Повтори его, не заглядывая в текст.
в) Подчеркни в предложении все орфограммы.
г) Прочитай предложение орфографически.
д) Повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
е) Закрой текст. Начинай писать , диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивай орфограммы.
ё) Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке. Причем списывание может дополняться грамматическими заданиями.
2.Комментированное письмо.
Перед учеником- комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3.Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание- своего рода предупреждение ошибок.
4.Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
5.Скоростное письмо.
Самым эффективным Приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1.Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2.Самостоятельное чтение хором.
3.Объяснение орфограмм (коллективно.)
4.Считают количество предложений в тексте.
5.Чтение по предложениям.
6.Орфографическое чтение.
7.По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.)
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9.Проверка написанного.
6.Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка отвожу письму по памяти. Его провожу по следующей схеме:
1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3.Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5.Запись.
6.Проверка.
7.Диктант
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
Самодиктант
Зрительно-слуховые диктанты
Цель предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
8.Орфографические минутки.
Учиться с увлечением, с интересом открывать тайны русского языка – Вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии- использование компьютера и мультимедийного проектора, презентации и тесты –всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов работе.
3
Самостоятельная работа учащихся над ошибками
В журнале «Начальная школа» прочитала о памятке по работе над ошибками. И взяла её на вооружение. Считаю, что работа над ошибками должна быть индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
1-2 класс
1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение.
П
одчеркни заглавную букву. Делай так: Снег пушистый лег на ветки. У крыльца играют дети.
2.Знаки препинания в конце предложения.
В
ыпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
3
.Пропуск букв. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: корабль, тетрадь.
4
.Замена букв. Выпиши слово правильно. Подчеркни заменённую букву. Укажи количество букв и звуков. Делай так : петух -5 букв, 5 звуков; пальто- 6 букв, 5 звуков.
5.Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у\че\ник- 3 слога. Запомни! В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
6.Перенос слов. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ули-ца, ме-ло-дия, лей-ка. Запомни!.Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку. Букву й и ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
7.Ударение. Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения. Делай так: алфави?т, азбука, портфель.
8
.Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: Надя, Перов, кошка Мурка, река Волга, город Самара, гора Эльбрус.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
9. Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: ель, пень, мальчик, деньги.
Запомни! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, роща, чудеса, туча, щука.
Сочетание чк, чн, щн, нщ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. Делай так: дочка, речка, булочная, мощный.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
13. Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму - пробел. Делай так: к берегу, к (какому? ) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега
14. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи .
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.
15. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которое оканчивается на согласный, перед буквами е, ё, я.
16. Непроверяемые согласные в слове
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни согласную. Запиши два однокоренных слова. Например, вокзал, вокзал, вокзал, привокзальная, вокзальный.
19. Буквы е, ё, ю, я.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни в нём гласную букву е (ё, ю, я). Определи место этой гласной в слове. Подбери ещё два слова на эту же орфограмму. Делай так: яхта, яхта, яхта, ёжик, юбка; баян, баян, баян, заяц, рояль.
3 класс
20. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных
слова.
Например: поездка, разъезд, ездить.
21. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа, групп - па, групповой, подгруппа.
22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: водовоз, землемер.
23. Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корни. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Делай так: звезда, звёздочка -звёздный, честь - честный, вкусен - вкусный.
24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов - помощников. Подбери и запиши пример. Делай так: на опу?шке, на земле? (1 скл.), на столе?, на коне?, на ду?бе (2 скл.), в степи?, в тетра?ди (3 скл,).
25. Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.
Выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь ударение. Подчеркни шипящую или ц перед окончанием. Например: свечо?й - ту?чей, плащо?м -това?рищем.
Запомни^.! В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения -с
26. Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения.
Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую. Подбери два слова на эту же орфограмму. Например, печь (ж. р.), рожь, глушь, планам, р.), товарищ, багаж.
27. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так:
Седые туманы плывут к облакам, (повеет., новосёл., прост., распр.) туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?) к облакам.
28. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они
зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными
членами. Выполни схему предложения. Например: Сильный ветер сорвал листья с
деревьев, разметал их по дороге. ( ===, =в===)•
Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. ( ===== и ====).
Запомни! Запятая ставится перед союзом да в значении но (Говорит он редко, да метко).
29. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: полетели, залетели, улетели. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словами.
30. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Например: отнёс, отлетел, отбежал.
31. Предлог с местоимением (орфограмма - пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Например, кинему. оной, сними. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся раздельно.
4-й класс
32. Сложные предложения.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни
запятую. Например, в синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. (
),( ).
33.Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять.
34.Не с глаголами (орфограмма - пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
Запомни! Глаголы, которые не употребляются без не всегда пишутся слитно. Например: ненавидеть, неволить, недоумевать, негодовать и другие.
35. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Например, пишешь, решаешь, лепишь (наст, ври., 2-го лица, ед. ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
36. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: пи?шет - писать, i лаг., 1 сир., (-е, -ут, -ют); с га?вит - ставить, глаг., 2-го спр., (-и, -ат, -ят).
37. Безударные гласные в родовых окончаний имён прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму. Делай так: в доме (каком?) новом.
Запомни! У слов - вопросов всегда ударные окончания.
38. Правописание безударных надежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: к лесу (какому?) дальнему - м. р., ед. ч., д. п.
Проверяя работу ученика в тетради, я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. Ученику дома или в классе достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. В идеале хотелось бы, чтобы ученик сам определил на какую орфограмму допущена ошибка и по образцу поработал над ней.
4.
Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
Запоминание учащимися слов с непроверяемым написанием требует от учителя кропотливой работы. Словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены программой и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника русского языка.
В школьной практике распространён следующий способ подачи «словарного слова»: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберём это слово!» Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный.
В таком порядке учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.
Я строю работу над словарным словом иначе.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют « трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орофографическая задача. Еще в период обучения грамоте я знакомила учеников с признаками орфограмм, поэтому после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове « трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, по их мнению, они нашли сами. Если дети умеют определять трудное место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают «словарное слово» в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показывали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окошком». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. При такой форме записи важно соблюдать его условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставится какой-либо «сигнал опасности»- например точка: б.рёза
После проведения необходимой работы самостоятельно вставляют нужную букву и ещё раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т. е. как оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места- это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе над словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используются и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: «Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окошко» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению.»
Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой: б.рёза . Этот приём не равноценен приёму записи слова с «окошком» самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важнее, чтобы он ставил её самостоятельно.
После того как ученики записали слово с «окошком» Ю они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся , дети обращаются к авторитетному источнику.
Использую в своей работе и такой приём. Все словарные слова разбиваю на смысловые группы(блоки) следующим образом:
Работу организую по дням недели.
Понедельник.
Проводится ознакомление с группой этих слов, запись их с выделением орфограмм и расстановкой ударений, по способу описанному выше. Перед этим предлагаю детям вопросы:
- Почему эти слова объединены в одну группу?
-На какие две группы можно их разделить (По количеству слогов, по разным буквам, обозначающим безударный гласный, по видам орфограмм)
Вторник.
Работа продолжается с этой группой слов, но с другим заданием.
- Запишите словарные слова, комментируя их написание. Образуйте от них родственные слова. Эту работу можно организовать парами.
- Продиктуйте своему соседу эту группу слов. Выслушав его комментарии. Вместе придумайте к ним родственные слова. Запишите их.
Среда.
Составляем предложения с этими словами. Самые удачные записываем на доске и в тетрадях, комментируя изученные орфограммы. Ребята получают задание на четверг: приготовить карточки с этими словами, но с пропущенными орфограммами (поменяв слова местами). Карточка предназначена для соседа по парте. Проверяет карточку тот, кто её приготовил, и он же её оценивает. В правом верхнем углу пишется фамилия ребёнка, заполнившего карточку, внизу – фамилия проверяющего. Я после урока проверяю все мини- карточки.
Пятница.
Дети пишут под диктовку словосочетания или небольшой текст, с использованием всех изученных на этой неделе словарных слов.
Считаю, что проведение такой работы по запоминанию словарных слов носит развивающий характер и способствует лучшему их усвоению, что в свою очередь повышает качество грамотности учащихся.