СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Сюжетные уроки русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обозначены особенности проведения сюжетных уроков русского языка, представлены виды занятий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сюжетные уроки русского языка"»



Сюжетные уроки русского языка

Ситуационные игры на уроках русского языка требуют соблюдения нескольких условий. Во-первых, это простота, во-вторых, это организация игрового действия, в–третьих, сочинение с учениками яркого и увлекательного рассказа.

Сюжетные уроки русского языка стали одним из первых проявлений дидактики творческого взаимодействия. Может быть урок-фестиваль, урок-олимпиада, урок-панорама, урок-симфония, урок-путешествие.

Один из уроков непременно посвящается правописанию предлогов в течение, в продолжение, вследствие. Такая тема требует сюжетного урока. Проблема урока доводится до сведения учащихся на всех занятиях творческого взаимодействия. Сюжет урока – путешествие на незнакомую планету.

Сюжетный урок имеет единую эстетическую тему; ребят сопровождает электронная музыка. Раздвигается доска и дети видят предложения:

Нужно идти в течени…дня. Водовороты следует искать в течени…реки. Трудно отыскать ошибки в следстви… Флаг отяжелел (в)следстви.дождя.

Дается задание (приказ из Центра управления полетами). Его нужно расшифровать. Спишите предложения, вставьте буквы. Следует отыскать стартовый шифр. Объяснить правописание слов. Это приносит баллы команде. Проверяя готовность к старту, учитель организует выборочное комментирование орфограмм. Затем смотрим на экран, где есть изображения поверхности разных планет, под звуки музыки дети пишут этюд «Планета, на которой предстоит побывать».

Затем пятиминутка занимательной этимологии. Подготовившийся заранее ассистент расскажет о происхождении звезд, слова «звезда», приведет этимологию слов астроном, космонавт, астероид.

Обитатели планеты направили послание, из кторого, возможно, станет ясно, как называется планета. На экране слова с пропущенными орфограммами, нужно их вставить. Этап выигрывает команда, представитель которой первым выполнил задание. Получилось слово «Астрон». Безусловно каждый случай восстановления должен быть объяснен. Учитель комментирует, что могут увидеть команды, прилетев на Астрон.

Далее работа с телеграммой с Земли для жителей планеты. Они не смогли ее прочесть, потому что не знают, как различаются омонимичные слова( предлоги и другие части речи). От каждой команды приглашаются лоцманы, читают текст, дети правильно его записывают. В тексте зашифрованы задания для команд по изучению планеты. Затем представители команд должны объяснить инопланетянам правила правописания предлогов в русском языке. А класс займется составлением опорных схем правила для астронцев.

Учитель говорит, что астронцы понятия не имеют, куда посылать свои экипажи для ответных визитов. Ответ на этот вопрос методом дешифровки сообщения – последний конкурс урока.

Сюжетные уроки русского языка – синтез игровых форм и проблемных ситуаций, объединенных одним содержанием. Педагогу необходимо тщательно продумывать формы заданий. Такой урок обязательно должен быть интересным и увлекательным путешествием в мир родного языка.