СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Скрайбинг как современная педагогическая технология на уроках истории и обществознания".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на "Школе педагогического мастерства". Представление опыта применения педагогической технологии-скрайбинга на уроках истории и обществознании.

Просмотр содержимого документа
«Статья"Скрайбинг как современная педагогическая технология на уроках истории и обществознания".»

Скрайбинг как современная педагогическая технология на уроках истории и обществознания.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. А так, как ключевые компетенции предполагают формирование способностей у обучающихся находить и применять нужную информацию, работать в команде. Быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Все это приводит к необходимости адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу. И одним из таких приемом является визуализация.

Психологи считают, что 80% современных обучающихся визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. И, это закономерно, если учитывать приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации. И поэтому преподавателю важно своевременно корректировать преподавание в связи запросами общества, потому, что только разумной методикой обеспечивается “ успеваемость, реализация программы, дисциплина, плодотворность работы преподавателя, дальнейший рост и развитие возможностей студента”.

Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры. Все средства зрительного восприятия помогают реализовать на уроке поставленные цели и задачи.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий; при работе с текстом исторического документа; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество при..., которые преподаватель самостоятельно определяет в учебном процессе.

Самая используемая и любимая у меня как у преподавателя составная визуализации – это презентация.

Чаще всего на уроках истории, обществознания использую презентация как фрагмент урока: при рассказе о внутренней и внешней политике различных исторических деятелей, на уроках по изучению культуры. Использую вкрапление видеофрагментов, которые дают четкое представление о своеобразии той или иной эпохи.

Но я хочу остановиться на одной из о технологией визуализации, которая позволяет решить многие проблемы легко, современно и эффективно –это применение скрaйбингa или его элементов на уроках истории и обществознания.

Скрaйбинг – это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл

темы, лекции или презентации более понятным.

Применение скрайбинга на уроках истории и обществознания вызывает у

обучающихся интерес к предмету, повышает познавательную активность, побуждает

их к творческой деятельности. В скрайбинге включается в работу одновременно слух,

зрение и воображение обучающихся, что способствует запоминанию. Самый простой вариант скрайбинга — рисовать вручную или «рисовальный»

Просто на уроке зарисовываете свой рассказ на доске. Условие только одно — должно получиться интересно. Нужно заранее обдумать, что именно вы бы хотели

изображать, во избежание заминок.

Бывает скрайбинг «магнитный», когда готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.


Эта технология выступает методом интерактивного мышления, который мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы студентов. Другое его достоинство -творчество: визуализация образовательного материала – увлекательный эстетический

процесс. Успех и эффективность скрaйбингa объясняется тем, что человеческий мозг,

склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Проще говоря, скрайбинг значит говорить картинками.

Преподавателю для осуществления этой технологии необходима только поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать.

Как выбрать в истории, которую мы рассказываем, главное? Как показать

абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать связи

между ними? Иными словами, как научиться концептуaлизировaть информацию, с

которой мы имеем дело?

Визуaлизaция выступает как промежуточное звено между учебным материалом и

результатом обучения, позволяющее «уплотнить» процесс познания, очистить его от

второстепенных деталей и, тем самым, оптимизировать.

Использование скрaйбинга на уроках помогает обучающимся наглядно

представить отвлеченное понятие, запечатлеть, а затем воспроизвести материал.

Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого

материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную

картину о том или ином явлении или объекте.

Кроме этого, если обучающиеся сами участвуют в создании скрaйбинга, у них

развивается критическое и образное мышление.

Преимущества скрaйбинга:

1. Эффективность –известно, что более 80% информации человек воспринимает

визуaльно.

За короткий промежуток времени на уроке можно доступно, качественно и интересно

донести материал,

2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрaйбинг в какой-то

степени выступает универсальным языком общения.

3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрaйб необходимы лишь поверхность

(доска или лист бумаги), мел и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить,

смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор,

колонки, микрофон, экран, камера и другие гаджеты).

4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов

презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко

восстанавливать в памяти прослушанный материал уроков, индивидуальных

докладов, поскольку, сложная информация преобразуется скрaйбером и находит свое

выражение в простых символах и предметах, которые мы встречаем в повседневной

жизни.

5. Возможность непрерывного общения со слушателями на протяжении урока.

6. Возможность использовать скрaйбинг в дальнейшей работе в качестве обзора всей

полученной информации.

7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами

практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

Скрaйбинг можно использовать на любом уроке и практически по любой теме.

Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть

использован как средство обобщения изученного материала, как домашнее задание,

как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Такие уроки интересны, поэтому

проходят активно и творчески.

Таким образом, скрaйбинг – это новый уникальный способ привлечь внимание,

завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить

ключевые моменты презентации. Я уверена, что исторические и обществоведческие темы – продуктивная сфера приложения скрайбинга. Скрайбинг и творчество неотделимы друг от друга, потому что направлены на создание чего-то качественно нового.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!