Словарная работа на уроках литературного чтения в начальной школе.
На уроках литературного чтения в начальной школе неотъемлемым обязательным элементом урока является словарная работа. Данная работа обеспечивает понимание значений слов, уместность их употребления в тексте, способствует развитию речи обучающихся.
Обогащения словаря младших школьников осуществляется в процессе работы над текстом на уроках чтения, где исходным материалом служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путём наблюдения за языком произведения и в процессе смыслового анализа.
Чтобы воспитать у обучающихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего, следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.
Умение «видеть» слово в тексте вырабатывается путём специальных упражнений. Для обучающегося начальных классов – это большое достижение, ибо через слово создаётся образ, реализуется основная мысль произведения.
На уроках литературного чтения воспитывается внимание не столько к грамматической, сколько к лексической стороне слова. И, прежде всего, объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов. Научить детей начальных классов различать оттенки значений слова, их образность – важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость.
От качества произведений, читаемых на уроках объяснительного чтения, их идейной, эмоциональной стороны и языка зависит характер лексических упражнений, отбираемых для работы с обучающимися. Художественные тексты вырабатывают вкус к языку, чутьё к слову. И чем выше произведение по своим качествам, тем большее влияние оказывает оно на речь младшего школьника, ибо по-настоящему художественное произведение глубоко затрагивает чувства детей, побуждает к активной работе их мышление и речь.
Богатство поэтического языка стихотворений, метких и образных выражений басен, точность, лаконичность делового языка, нередко содержащего терминологию, - всё наше лексическое богатство должно быть доведено до сознания детей уже в младшем школьном возрасте.
Вместе с тем работа над словом в процессе чтения текста воспитывает внимание детей не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова.
Работа над значением слова проводится и на научно-популярных текстах, и при чтении художественных произведений, дающих через художественные образы, через изображение событий или понятие о явлениях жизни.
В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.
Отбор словаря для изучения и включения в речь обучающихся зависит от того, какие знания должен получить ученик в связи с данной темой. Выбор слова для объяснения зависит от характера контекста, его общего содержания, так как следует определить, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает раскрыть основную мысль произведения, объяснить или охарактеризовать те или иные поступки героя.
Исходя из этого, в содержание словарной работы на уроках литературного чтения обязательно включается:
1) обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;
2) уточнение значений известных слов путём непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;
3) расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;
4) изучение путём наблюдения над словом в тексте его стилистической роли и основных лексических категорий;
5) работа над образными средствами языка в тексте;
6) употребление слов обучающимися в связной речи, осознание их смысловых и грамматических связей.
Обогащение словаря обучающихся связано с обогащением их мышления, представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребёнка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете.
Знания, получаемые ребёнком из книги, не должны быть вербальными. Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребенка; в свою очередь чувственные восприятия, образы должны иметь рациональную основу, иначе они будут бедны, односторонни.
Чувственный опыт ребёнка необходимо обогащать путём наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности. Неясные представления и понятия можно конкретизировать путём выяснения содержания понятий или представлений.
На уроках литературного чтения в целях обогащения словаря обучающихся мною используются следующие группы речевых упражнений:
1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Это такие упражнения, как наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение слова путём замены его синонимом и т.д.
2. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий. Сюда входят упражнения, направленные на расширение и уточнение представлений, связанных у ребёнка с данными словами. Большое место занимают упражнения, содержащие элементы логических операций; выделение основных признаков предмета; характеристику предмета по единичному, характерному признаку; сопоставление двух предметов по сходству и различию с целью более глубокой характеристики; систематизацию и обобщение основных признаков понятия (например, признаков времён года, отличительных признаков домашних и диких животных); сопоставление связных элементарных характеристик, описаний предметов (3 – 4 предложения) по вопросам или самостоятельно. Для успешного выполнения упражнений данного типа большое значение имеет наглядность – показ предмета, наблюдение и экскурсии. Помогает раскрытию содержания понятия и сопоставление личного опыта ребёнка, его представления о данном предмете с тем, которое даётся в книге. Поэтому возникает ещё один вид упражнений – сопоставление прочитанного с виденным, использование примера из опыта ребёнка.
3. Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.). Эти упражнения проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи обучающихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка – синонимах, омонимах, антонимах, многозначностью слова, эмоциональной его окраске и т.д. Лексико-стилистические упражнения связаны со смысловой стороной анализируемого текста или устного рассказа.
4. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Эта группа упражнений должна знакомить обучающихся с изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений – воспитать путем наблюдений над текстом внимание к образной стороне языка. Надо помочь детям осознать, что художественный образ создаётся с помощью определённых художественных средств.
При проведении названных видов упражнений, способствующих обогащению и активизации словаря обучающихся, важным и заключительным моментом является организация речевой практики детей в связи с прочитанным и проанализированным произведением.
На каждом уроке учитель также должен внимательно следить за речью обучающихся, обращать внимание на неверную постановку ударения в слове; выяснять как дети понимают значение того или иного слова или словосочетания; на точность употребления слов в предложении; не упускать из вида неправильного произношения того или иного слова.
Таким образом, систематическая словарная работа на уроках литературного чтения учит младших школьников понимать язык художественных, научных произведений и поэтическую речь. Содержание словарной работы необходимо тщательно продумывать для каждого урока и находить для неё эффективные и разнообразные упражнения в зависимости от характера текста и приемов работы над ним.