Тема: Словообразовательный анализ как способ развития речевых умений младших школьников на уроках русского языка
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Диагностическая работа: определение условий работы со словообразовательным анализом как способом развития речевых умений у обучающихся 4 класса на уроках русского языка
Практическая часть исследования осуществлялась на базе МАОУ «Лицей №1». В соответствии с темой курсовой работы целевая аудитория была представлена обучающимися 4 «Д» класса.
С целью осуществления общей диагностики условий работы со словообразовательным анализом как способом развития речевых умений у обучающихся 4 «Д» класса на уроках русского языка, нами были использованы методы: интервью, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности обучающихся.
Первый этап практической части представлен интервью 4 «Д» класса Петровой Надеждой Васильевной с целью определение наличия работы со словообразовательным анализом и его применения как способа развития речевых умений обучающихся. Во время интервьюирования было задано десять вопросов, учитель дал ответы на все вопросы.
Протокол интервью представлен в ПРИЛОЖЕНИИ № 1.
Основные положения в перечне вопросов: наличия факта проведения словообразовательного анализа, какими способами учитель достигает развития речевых умений обучающихся, учет особенностей класса и наличия базовых знаний учеников в области словообразования, пользуются ли ученики алгоритмом проведения словообразовательного анализа, существует ли взаимосвязь между словообразовательным анализом и развитие речевых умений учеников. Исходя из представленных положений, мы разработали перечень вопросов. Метод интервью был осуществлен и данные получены. Анализ ответов учителя позволил сформулировать следующие выводы:
учитель делает основной упор на формирование таких познавательных УУД, как: развитие речевых умений, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений;
в классе есть 2 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но при этом не удалось пронаблюдать за изменением способов, приемов работы в классе;
алгоритм проведения словообразовательного анализа изучается в период со 2 класса, и дети владеют в совершенстве данными знаниями. Каждый раз, когда видят определённую цифру над словом, производится словообразовательный анализ вне зависимости от самого задания.
Таким образом, ученики, по мнению учителя, имеют полное представление о словообразовательном анализе, без труда его осуществляют, так же учитель дает задания на развитие речи, где присутствуют задания на проведение словообразовательного анализа.
Сформулированные выводы 1 этапа практической части курсового исследования помогают перейти ко 2 этапу практического исследования - педагогическому наблюдению.
2.2. Педагогическое наблюдение: результаты, выводы
В рамках организации педагогического наблюдения нами была проведена предварительная работа – разработка и структурирование параметров и критериев наблюдения на 5 уроков русского языка по теме «Состав слова».
Фокусом нашего внимания послужили:
Лингвистическое использование терминологии;
Частота обращения к словарю;
Возможные, другие методы, способы и приёмы развития речи обучающихся;
Применение наглядного материала;
В результате сформирована карта наблюдения, которая представлена в ПРИЛОЖЕНИИ № 2, свидетельствует об эпизодическом наличии.
Предполагается что, учитель систематически использует в своей речи лингвистическую терминологию. Но в рамках педагогического наблюдения 5 уроков русского языка, нам не удалось зафиксировать использование лингвистических терминов (словообразовательный анализ, морфемы). В инструкции учитель использовал словосочетания «состав слова», «разберите слово по составу».
Следующим параметром является частота обращения к словарю. В рамках педагогического наблюдения на уроке № 4 удалось зафиксировать, как учитель обращала внимание обучающихся на имеющий у них толковый словарь в конце учебника. С целью раскрытия лексического значения устаревших слов.
Так же нас заинтересовало использование других методов, способов и приёмов развития речевых умений. В частности рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, что способствовало развитию речи обучающих.
Было использование такого наглядного материала, как схемы, иллюстрации, таблицы.
Таким образом, в рамках педагогического наблюдения 5 уроков по 1 теме «Состав слова» нами не было замечено лингвистическое использование, а следовательно не было зафиксировано обучающими этой терминологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Протокол интервью
Дата проведения интервью: 22.10.2021г.
Респондент: Петрова Надежда Васильевна
Интервьюер: Попова Еля Ильинична
Цель интервью: определение наличия работы со словообразовательным анализом и его применения как способа развития речевых умений обучающихся
Инструментарий: вопросы к интервью
Условие: все ответы на вопросы фиксируются на диктофон.
Ход интервью: предлагается учителю ответить на вопросы, ответы
записываются на диктофон.
Обработка данных: проанализировать ответы учителя, сделать выводы и оформить результаты.
Перспектива использования материала: на основе результатов, составить параметры педагогического наблюдения.
Вопросы
Знают ли ученики алгоритм проведения словообразовательного анализа?
Конечно, дети знают алгоритм, мы начали его изучать во 2 классе. К 4 классу многие дети знают алгоритм наизусть, и обращаться к справочной таблице им не нужно.
Как часто ученикам предлагается провести словообразовательный анализ, от чего зависит частота обращения к подобной работе?
Достаточно часто проводится словообразовательный анализ. Потому что, его можно включать в разные места проведения урока. Это может быть и работа в начале урока, когда проводиться минутка чистописания; часто встречается в упражнениях, особым способом в книги отмечено это. Если стоит цифра вверху слова, то мы разбираем слово по составу.
Какие приемы, способы и методы Вы используете для развития речевых умений обучающихся?
Так же как и все учителя, я использую различные приемы, способы и методы для развития речевых умений. В наглядные методы мы включаем экскурсии, рассматриваем натуральные предметы, слушаем ответы учащихся, рассматриваем картины, фотографии и т.д. Так же закрепляем знания под средством работы со словарями. К словесным методам используем пересказ, заучивание наизусть, обобщающие беседы. Практические: дидактические игры и упражнения, игры драматизация (инсценировка).
Вы используете словообразовательный анализ в качестве способа развития речевых умений учеников?
Конечно, используем, для этого я перечислила выше ряд методы, приемы и способы.
Какие словари имеются в классе? Как часто обращаются к ним ученики на уроках русского языка?
В классе имеются множество словарей. Не так часто обращаемся, как хотелось бы к словарям на уроке, но эта работа остаётся на дом. Со словарями дети знакомятся с 1 класса. В классе имеются такие словари как: словарь синонимов русского языка; школьный словарь образования слов русского языка; несколько орфографических словарей; двухтомный словарь словообразовательный Тихонова; словарь антонимов, синонимов; Словарь иностранных слов и выражений.
Используете ли Вы интерактивные средства обучения при развитии речевых умений учеников или вы отдаете предпочтение «живому» личному общению, когда речь идет о речевых умениях учеников?
Я использую интерактивные средства обучение, живое личное общение с детьми.
Если в классе дети с ОВЗ, какая работа предполагается с ними в рамках развития речевых умений и используется при этом словообразовательный анализ слов?
В классе 2 ребёнка с ОВЗ. Один ребёнок с диагнозом ТНР, он ближе к детям нормы потому что, у него только запинание на начале фразы. Второй с диагнозом мутизм, он вообще не разговаривает с взрослыми и общается только со сверстниками. С первым ребёнком легче проводить занятия, так как он идёт на общения, с ним используются все методы и приёмы которые перечислены выше. Второй сложно, он плохо идёт на общение. Применяются самые простые способы работы со словообразованием. Практически на занятии разговариваю я, он только кивает головой согласен или нет.
Считаете ли, что словообразовательный анализ слова помогает развитию речевых умений учеников?
Да. Я считаю, что словообразовательный анализ слова помогает развитию речевых умений.
Как происходит демонстрация учениками их речевых умений, в какой форме, на каком языковом материале?
Это можно продемонстрировать в форме, в течение урока умение изменять силу голоса, чёткость дикции, интонационная выразительность, правильный темп и ритм речи, физиологическое и речевое дыхание, плавность речи.
На ваш взгляд, содержит ли учебник русского языка УМК Школа России интересный материал для проведения словообразовательного анализа и использование его в качестве средства развития речевых умений учеников?
Считаю что, учебник русского языка содержит достаточно интересный материал для проведения словообразовательного анализа. На дополнительном уроке мы ещё используем различные дидактические материалы, для развития речевых умений школьника.
Респондент: Петрова Надежда Васильевна _____________________
(подпись)
Интервьюер: Попова Еля Ильинична ________________________
(подпись)
«22» октября 2021г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Карта наблюдений
Цель: Выявление внешних признаков развития речевых умений обучающихся с использованием словообразовательного анализа.
Предмет: Учащиеся 4 класса.
Ситуация наблюдения: Уроки русского языка в 4 классе.
Вид: Скрытое
Инструмент наблюдения: Карта наблюдения.
| Учитель | Обучающиеся | |
| Проявляют внешние признака терминологии | Производится работа со словарями | Другие способы развития речевых умений | Пользуются наглядности | Проявляют внешние признака терминологии | Производится работа со словарями | Другие способы развития речевых умений | Применение наглядного материала |
Урок 1 | - | - | + | + | - | - | + | + |
Урок 2 | - | - | + | + | - | - | + | + |
Урок 3 | - | - | - | + | - | - | - | + |
Урок 4 | - | - | - | - | - | + | - | - |
Урок 5 | - | - | + | - | - | - | + | + |