СОСТОЯНИЕ ГОСТИНИЧНО – РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Мизевич О.О., преподаватель, специалист II квалификационной категории
ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых
технологий и торговли», г. Донецк
Гостеприимство – это объемное и многогранное понятие, существующее еще со времен появления человеческой цивилизации. Гостеприимство – одно из базовых понятий цивилизации, которое под влиянием научно – технического прогресса превратилось в мощную индустрию, в которой в настоящее время работают миллионы профессионалов, создающих всё наилучшее для потребителей услуг. Гостинично - ресторанное хозяйство является важнейшим сектором в структуре туризма и отнесено к социально – культурным услугам.
Индустрия гостеприимства в Донецкой Народной Республике является одним из перспективных направлений развития современного бизнеса. Динамическая, набирающая обороты, с широким ассортиментом товаров и услуг, она ориентирована на большое количество потребителей.
Организация предприятий гостиничного и ресторанного хозяйства – это процесс создания структуры, дающей возможность всем сотрудникам эффективно работать для достижения цели. В понятие «организация» можно включить организацию производства предприятий питания, организацию и технологию предоставления услуг, организацию сервисной деятельности.
В связи с внедрением новых современных компьютерных технологий индустрию гостиничного и ресторанного хозяйства коснулись значительные изменения. Предприятиям необходимы конкурентоспособные специалисты в данной отрасли, поэтому руководители предприятий гостеприимства сделали акцент на профессиональное обучение сотрудников с ориентацией на повышение квалификации. Вследствие чего повысился профессионализм сотрудников и производительность предприятий и организаций индустрии гостеприимства.
На сегодняшний день индустрия гостеприимства находится в жестких условиях конкурентной борьбы за каждого клиента и вынуждена крайне стремительно реагировать на внешние условия хозяйствования.
Рынок гостиничной индустрии представлен многообразием средств и форм размещения, способных удовлетворить различные потребности и возможности клиентов. Главной целью деятельности предприятий гостинично – ресторанного хозяйства является именно прибыль, которая напрямую зависит от качества и количества предоставляемых услуг.
На данный момент в столице ДНР работает более 20 гостиниц и более 100 частных апартаментов. В условиях продолжающегося экономического спада и сокращения инвестиций, вследствие военных действий, во всех сферах значительно меняются приоритеты гостей в плане уровня размещения. Однако, несмотря на то, что по сравнению с довоенным периодом сфера гостиничного бизнеса сократилась практически в 3 раза, за последние несколько лет ситуация улучшилась. В ДНР стабильными темпами растет количество выставок, культурных мероприятий и других событий, на которые приезжают иностранные гости. Соответственно растет и число клиентов.
Гостиничная индустрия в ДНР, конечно, значительно уступает западным странам. Однако, оценивая состояние рынка в плане развития и использования компьютерных технологий, важно отметить, что многое зависит от менеджмента отеля. Наиболее полный набор онлайн – услуг предоставляют следующие гостиницы г. Донецка: «Прага», «Shahtar Plaza», «Park Inn», «Ramada» и получивший в 2005г. победу на самом престижном конкурсе туристического бизнеса World Travel Awards, признанный в 2008г. Ведущим Отелем Украины и Ведущим бизнес – отелем Украины «Donbas Palace».
По конкурентной среде гостиницы в ДНР делятся на:
Система управления гостиницами с внедрением зарубежного менеджмента (высококлассные отели уровня 4 – 5 звезд): «Shahtar Plaza», «Ramada», «Donbas Palace» и др.
Система менеджмента частных гостиничных предприятий: «Доминик», «Шафран», «Измайловский дом», хостел «The Red Cat» и др.
Сегодня гостиничный бизнес в ДНР развивается достаточно активно. В свете происходящих событий увеличивается спрос на размещение в хостелах и частных апартаментах. За 2016 – 2018 гг. количество предприятий данного типа увеличилось на несколько десятков единиц, что говорит о спросе на данный вид услуг.
Развитие же ресторанного хозяйства на территории Республики набирает обороты. За период 2017 – 2018 гг. только в столице ДНР было открыто более 20 новых предприятий питания различных форматов, ориентированных на разные возрастные и ценовые категории населения.
В последнее время предприятия питания различных типов стали местом, где можно не только вкусно покушать, но и получить удовольствие от окружающей обстановки, качественного и грамотного сервиса.
Согласно опросам, предприятия питания в столице посещает 76% населения. Из них 65% считает залогом успеха предприятия ресторанного хозяйства именно отличную сервисную деятельность и только 11% - направленность кухни.
Подводя итоги можно сделать выводы, что ситуация в Республике стабилизируется и предприятия гостинично – ресторанного хозяйства получают возможность активно развиваться, самосовершенствоваться и плодотворно работать. Однако, для разрешения проблем в индустрии гостинично – ресторанного бизнеса необходимо:
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
приведение нормативно – правовой базы к международным требованиям и стандартам;
грамотно подбирать и обучать персонал;
использование в своей деятельности такого направления рекламной деятельности как «брендинг».