Современные проблемы дошкольников и их социальная адаптация
В данной статье представлено изучение отдельных положений теории и практики социальной адаптации детей дошкольного возраста. Описаны проблемы в социуме с которыми сталкивается ребенок дошкольного возраста. Также указаны возможности помощи дошкольнику пройти социальную адаптацию. Описана эмпатия, как современная проблема дошкольника, влияние генетические факторов на эмпатию в дошкольном возрасте. Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Дошкольники сталкиваются с новыми проблемами в своей социальной жизни: развитие социальных и эмоциональных способностей для того, чтобы иметь позитивные отношения со сверстниками и взрослыми. Эмпатия, способность разделять и понимать эмоции других людей, способствует этой социально-эмоциональной адаптации.
Дошкольники могут испытывать трудности в управлении своими эмоциями и социальным поведением, в адекватном реагировании в ситуациях такого рода или в выражении сочувствия к другому ребенку и оказании помощи. В этом возрасте наиболее значительными рисками для психического здоровья являются внешние проблемы (например, словесная и физическая агрессия, противодействие, раздражительность и издевательства) и интернализирующие проблемы (например, тревожные или депрессивные расстройства, изоляция), которые необходимо выявлять и устранять с помощью целенаправленных вмешательств, чтобы предотвратить их в детстве. Поэтому задача родителей и учителей состоит в том, чтобы наблюдать, понимать сильные и слабые стороны социально-эмоциональных профилей детей и выявлять любых жертв, хулиганов или свидетелей в критических социальных ситуациях. Чтобы лучше понять социально-эмоциональные способности и как можно скорее предпринять эффективные шаги в ответ на эти ранние признаки издевательств и агрессии или интернализирующего поведения у маленьких детей, важно оценивать и развивать социально-эмоциональные навыки детей и поощрять просоциальное и социальное поведение. Соответствующие теоретические модели и эмпирические исследования должны определять оценку и основанные на фактических данных вмешательства для дошкольников с учетом их обработки социальной информации, их понимание аффективных и когнитивных психических состояний, их регулирование эмоций в социальных взаимодействиях и их способности к эмпатии. Оценка и вмешательство должны также отражать то, как эти навыки связаны и способствуют социальной адаптации или дезадаптации.
Эмпатия определяется как эмоциональный отклик, возникающий в результате понимания эмоций других. В модели развития эмпатии Хоффмана объясняется пять этапов: от ранних признаков эмпатии у младенцев до истинной эмпатии, которая развивается до совершеннолетия. Хоффман описывает различное эмпатическое поведение и реакции детей по мере их взросления, когда они сталкиваются с бедствиями других. На первой стадии, называемой реактивным криком новорожденных, и до 6 месяцев младенцы плачут, когда слышат плач другого ребенка. В конце первого года жизни, на стадии эгоцентрического эмпатического дистресса, младенцы всегда реагируют на страдания других, но менее интенсивно. Они путают свои страдания с страданиями других, но начинают перенимать некоторые модели поведения, которые успокаивают их собственную боль. Во время стадия квазиэгоцентрического эмпатического дистресса, в начале второго года жизни, малыши понимают, что другой человек находится в бедственном положении, чувствуют это и пытаются утешить или помочь человеку, демонстрируя некоторые модели поведения, которые помогают смягчить их собственное бедствие, но не приспособлены для преодоления бедствия другого человека(например, предоставление своего собственного защитного одеяла другому ребенку). Вистинная стадия эмпатического дистресса развивается с конца второго года, к этому времени дети понимают, что чувствуют люди, и что их собственное внутреннее состояние отличается от внутреннего состояния других, и способны воспринимать точку зрения других и реагировать на предполагаемые потребности страдающего человека просоциальным образом. В возрасте от 5 до 8 лет, при эмпатическом дистрессе за пределами стадии ситуации, дети могут понять, что люди могут испытывать эмоции в общем контексте жизни, а не только в ситуации, пережитой в то время. В немногих исследованиях изучалась эмпатия и просоциальное поведение у дошкольников с использованием проверенных и адаптированных мер, основанных на теоретических концепциях развития, таких как анкеты для взрослых, показатели, основанные на результатах или наблюдательных схемах.
Хорошо известно, что на эмпатию влияют генетические факторы, индивидуальные факторы (такие как возраст, пол или личность) и факторы, связанные с семейным окружением. Тем не менее, способности в других областях также участвуют в развитии эмпатии, таких как привязанность, язык и когнитивные навыки.
Хотя потенциальные гендерные различия в эмпатии широко изучались, результаты противоречивы. Рассматривая эмпатию как одномерную конструкцию, в большинстве исследований подчеркивалось, что девочки более эмпатичны, чем мальчики. Авторы этих исследований утверждают, что дети на ранней стадии усваивают роли, отведенные их полу, поэтому девочки больше беспокоятся об эмоциях других, чем мальчики, в соответствии с их ролью воспитателя. Тем не менее, некоторые авторы уточнили эти выводы, изучая гендерное влияние на аффективные и когнитивные компоненты отдельно. Некоторые из этих исследований показали, что девочки обладают лучшей аффективной и когнитивной эмпатией, чем мальчики, в то время как другие не выявили каких-либо гендерных различий ни в одном из компонентов. Другая группа исследований пришла к более сбалансированным результатам, обнаружив, например, что в раннем возрасте у девочек лучше эмоциональная эмпатия, тогда как у мальчиков лучше когнитивная эмпатия Девочки дошкольного возраста обладают лучшей когнитивной эмпатией, чем мальчики, но их уровень аффективной эмпатии одинаков,
Что касается изученных факторов развития, в некоторых исследованиях утверждается, что прогрессирование эмпатии связано с одновременным развитием исполнительных функций или языковых способностей. Другие исследования, посвященные привязанности, показали, что защищенные дети более эмпатичны, чем неуверенные в себе дети. Качество отношений между родителями и детьми и стиль воспитания также подчеркивались как защитные факторы в развитии эмпатии. Родители, использующие последовательные правила, индуктивное мышление, теплоту, родительскую чувствительность и отзывчивость, а также возлагающие большие надежды, имеют детей с лучшими навыками эмпатии. Более того, некоторые стратегии эмоциональной социализации родителей, такие как беседы об эмоциях с ребенком или родительское выражение эмоций, помогают ему или ей развивать навыки эмпатии. Братья и сестры также играют определенную роль в развитии навыков сопереживания. Действительно, старшие братья и сестры уделяют внимание младшим детям и больше заботятся о них, что усиливает их эмпатию.
Способность ребенка к общению определяется в психолого-педагогических исследованиях в целом как коммуникабельность. Чтобы быть общительным, человек должен овладеть определенными коммуникативными способностями.
Исходя из этого, коммуникативные способности - это способность людей взаимодействовать, переживать, понимать друг друга и влиять на них. Применительно к дошкольникам коммуникативные способности - это осваиваемые детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от формирования их коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных отношений.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Содержание и формы деятельности становятся все более разнообразными и насыщенными. На протяжении всего дошкольного периода меняется содержание общения, его мотивы, коммуникативные способности, преобладающие формы общения поочередно сменяют друг друга.
Список используемой литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
6. Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н. В. Микляева, Н. А. Виноградова, Ф. С. Гайнуллова; Под ред. Н. В. Микляева. — М.: Форум, 2012. — 256 c.
7. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
8. Истамгалина, Р. М. Современный дошкольник: проблемы воспитания и социальной адаптации / Р. М. Истамгалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98680/ (дата обращения: 24.12.2023).