Тема «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».
« Кроме наследственности надо параллельно изучать среду, которая воспитывает, тогда, возможно, не одна загадка найдет свое решение…»
Я.Корчак
Главными инструментами для формирования единого образовательного пространства служат разработанные и утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты.
Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор. Образовательное пространство школы представляет собой систему связей и отношений в образовании, складывающихся из индивидуальных и коллегиальных позиций учителей и учеников.
Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей , учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых.
Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.
Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.
В образовательном пространстве личность учащегося и учителя занимает центральное место. Учителя создают все условия для самореализации учеников.
самореализация подразумевает в первую очередь развитие через достижения.
самореализация — это стремление постоянно повышать собственный профессиональный уровень, не забывая о человеческих качествах.
самореализация — это работа над собой.
самореализация — это баланс. Баланс возможностей, приоритетов, стремлений, планов и целей. Человек, идущий по пути самореализации, балансирует цели и создает возможности.
самореализация подразумевает процесс непрерывного улучшения.
Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся означает создание условий для развития адаптивной образовательной среды, способствующей самореализации каждого школьника и учителя.
Такое пространство обеспечивает каждого ребёнка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной и др.), а также позволяет развивать его собственные интересы, успешно проходить социализацию, осваивать культурные нормы и ценности, достигать новые образовательные результаты.
Некоторые элементы, которые способствуют созданию такого пространства:
концепция и программа развития школы, отражающие актуальное состояние субъектов образовательного процесса;
моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;
проведение в школе инновационной исследовательской работы;
сплочённый общностью цели коллектив учителей и учащихся;
организация оптимальной системы управления и самоуправления;
система эффективной научно-методической деятельности педагогов;
учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды;
набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса;
арсенал педагогических технологий и техник, создающих условия для самореализации всех субъектов образовательного процесса.
Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся в рамках ФГОС нового поколения означает создание благоприятных условий, способствующих проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.
Такие условия предполагают:
Активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности.
Переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей.
Пересмотр организации учебного процесса, чтобы учащийся мог не только самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач, но и выстраивать траекторию собственного обучения и развития, реализуя свои образовательные потребности и выражая себя в деятельности.
В основе создания такого пространства лежат принципы:
1. Демократизация .
2. Гуманизация.
3. Гуманитаризация образовательных программ.
4. Дифференциация, мобильность и развитие.
5. Открытость.
Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика как пространства возможностей самореализации личности.
В образовательном пространстве личность учащегося и учителя занимает центральное место. Учителя создают все условия для самореализации учеников.
самореализация подразумевает в первую очередь развитие через достижения.
самореализация — это стремление постоянно повышать собственный профессиональный уровень, не забывая о человеческих качествах.
самореализация — это работа над собой.
самореализация — это баланс. Баланс возможностей, приоритетов, стремлений, планов и целей. Человек, идущий по пути самореализации, балансирует цели и создает возможности.
самореализация подразумевает процесс непрерывного улучшения.
Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности.
Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.
Прежде всего, немецкий язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках немецкого языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: окружающему миру, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.
Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности.
Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.
Использование современных образовательных технологий не только повышает мотивацию, но и позволяет делать урок немецкого языка более интересным, увлекательным, тем самым активизирует творческие и познавательные способности учащихся.
Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка
Исходя из собственного практического опыта, я выделяю 2 типа творческих работ:
обязательные;
по желанию.
К этим типам мною разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с большим желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкого языка.
Виды творческих заданий, развивающие:
· языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);
· речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);
· социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).
Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:
книжка-малышка “Овощи. Фрукты”;
проект расписания уроков, в магазине, меню на неделю;
кроссворды по темам “Осень”, “Германия”.
Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:
описание человека;
иллюстрированные сочинения “Моё любимое время года”, “Моя
семья”, “Мой дом”;
рассказ о любимом времени года, о друге( подруге), школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;
мини-исследование с анализом немецких стихов;
Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:
эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;
написание немецкого адреса;
сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;
написание письма.
Учащиеся получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.
Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.
Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности, часто в соответствии с индивидуальными склонностями и природными задатками.
Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС.