СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кроме наследственности надо параллельно изучать среду, которая воспитывает, тогда, возможно, не одна загадка найдет свое решение… "Я.Корчак

Просмотр содержимого документа
«Статья «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».»

Тема «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».


« Кроме наследственности надо параллельно изучать среду, которая воспитывает, тогда, возможно, не одна загадка найдет свое решение…»

                                                  Я.Корчак


Главными инструментами для формирования единого образовательного пространства служат разработанные и утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты.

      Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор. Образовательное пространство школы представляет собой систему связей и отношений в образовании, складывающихся из индивидуальных и коллегиальных позиций учителей и учеников.

      Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей , учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых.

     Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

     Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

     В образовательном пространстве личность учащегося и учителя занимает центральное место. Учителя создают все условия для самореализации учеников.

 самореализация подразумевает в первую очередь развитие через достижения.

 самореализация — это стремление постоянно повышать собственный профессиональный уровень, не забывая о человеческих качествах.

 самореализация — это работа над собой.

 самореализация — это баланс. Баланс возможностей, приоритетов, стремлений, планов и целей. Человек, идущий по пути самореализации, балансирует цели и создает возможности.

 самореализация подразумевает процесс непрерывного улучшения.

Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся означает создание условий для развития адаптивной образовательной среды, способствующей самореализации каждого школьника и учителя.  

Такое пространство обеспечивает каждого ребёнка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной и др.), а также позволяет развивать его собственные интересы, успешно проходить социализацию, осваивать культурные нормы и ценности, достигать новые образовательные результаты. 

Некоторые элементы, которые способствуют созданию такого пространства:

  • концепция и программа развития школы, отражающие актуальное состояние субъектов образовательного процесса; 

  • моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности; 

  • проведение в школе инновационной исследовательской работы; 

  • сплочённый общностью цели коллектив учителей и учащихся; 

  • организация оптимальной системы управления и самоуправления; 

  • система эффективной научно-методической деятельности педагогов; 

  • учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды; 

  • набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса; 

  • арсенал педагогических технологий и техник, создающих условия для самореализации всех субъектов образовательного процесса.

Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся в рамках ФГОС нового поколения означает создание благоприятных условий, способствующих проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности. 

Такие условия предполагают:

  • Активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности. 

  • Переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей. 

  • Пересмотр организации учебного процесса, чтобы учащийся мог не только самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач, но и выстраивать траекторию собственного обучения и развития, реализуя свои образовательные потребности и выражая себя в деятельности.

В основе создания такого пространства лежат принципы:

1. Демократизация .

2. Гуманизация.

3. Гуманитаризация образовательных программ.

4. Дифференциация, мобильность и развитие.

5. Открытость.

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика как пространства возможностей самореализации личности.

В образовательном пространстве личность учащегося и учителя занимает центральное место. Учителя создают все условия для самореализации учеников.

 самореализация подразумевает в первую очередь развитие через достижения.

 самореализация — это стремление постоянно повышать собственный профессиональный уровень, не забывая о человеческих качествах.

 самореализация — это работа над собой.

 самореализация — это баланс. Баланс возможностей, приоритетов, стремлений, планов и целей. Человек, идущий по пути самореализации, балансирует цели и создает возможности.

 самореализация подразумевает процесс непрерывного улучшения.

Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности.

Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.

Прежде всего, немецкий язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках немецкого языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: окружающему миру, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

 Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности.

Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

Использование  современных образовательных технологий не только повышает мотивацию, но и позволяет делать урок немецкого языка более интересным, увлекательным, тем самым активизирует  творческие и познавательные способности учащихся.

Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка

Исходя из собственного практического опыта, я выделяю 2 типа творческих работ:

        обязательные;

        по желанию.

К этим типам мною разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с большим желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкого языка.

Виды творческих заданий, развивающие:

·  языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);

·  речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);

·  социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

        книжка-малышка “Овощи. Фрукты”;

        проект расписания уроков, в магазине, меню на неделю;

        кроссворды по темам “Осень”, “Германия”.

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

        описание человека;

        иллюстрированные сочинения “Моё любимое время года”, “Моя

семья”, “Мой дом”;

        рассказ о любимом времени года, о друге( подруге), школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;

        мини-исследование с анализом немецких стихов;

Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

        эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;

        написание немецкого адреса;

        сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;

        написание письма.

 

Учащиеся получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.

Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.

Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности, часто в соответствии с индивидуальными склонностями и природными задатками.

Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.


          Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС.