СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются пприемы, формы, методы, помогающие раскрыть творческий потенциал обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"»



Создание условий для активизации творческого мышления учащихся

на уроках русского языка и литературы

Алпатова Т.Н., учитель

русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №7 г. Кинеля

Самарской области


Аннотация: В статье рассматриваются приемы развития творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. Опираясь на имеющийся опыт, автор предлагает использовать различные формы и методы работы с детьми для успешного овладения знаниями по предмету.

Ключевые слова: русский язык и литература, заинтересованность ученика, приемы творческого мышления.

В повседневной жизни мы постоянно разговариваем с кем-то, слушаем других, поем, мечтаем, думаем, передаем информацию. В каждом из случаев мы используем родной язык.

В связи с этим школьника необходимо научить хорошему чтению, чтобы он мог воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умел достаточно быстро и правильно записать прослушанное и прочитанное. Чтобы этого добиться, ученик на уроках русского языка и литературы должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность.

Цель данной статьи – подробно изучить возможности создания условий для активизации творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач: 

  1. Рассмотреть приемы развития творческого мышления;

  2. Выделить положительные стороны данных приемов обучения;

  3. Проанализировать виды работ, повышающие мотивацию учащихся при выполнении заданий.

Материалы данного исследования могут быть полезны практикующим учителям-словесникам, интересующимся проблемами активизации творческого мышления школьников. Выводы и обобщения, сделанные авторами, послужат теоретической основой для формирования профессиональных компетенций студентов филологических факультетов вузов, проходящих педагогическую практику в школе.

При исследовании данной проблемы, ученые приходят к выводу, что необходимо создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности» (Д.Б.Богоявленская) [4].

Главным условием овладения знаниями, безусловно, является привитие интереса учащихся к учебе. Для этого необходимо:

- Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика, как в своей работе, так и в работе всего классного коллектива;

- Стимулировать учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроках русского языка и литературы без опасения ошибиться, получить неправильный ответ;

- Поощрять стремление учащихся к самостоятельной работе, анализировать во время уроков различные способы выполнения задач, отмечать и поддерживать все проявления деятельности, способствующих достижению учащимися цели.

В педагогической деятельности автора статьи для достижения необходимого результата используются различные приемы развития творческого мышления:

Одним из таких приемов является создание проблемной ситуации, которая побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений и их обобщению. Такие задания применяются для необходимости выбора нужной информации учащимися.

В 5 – 6 классах можно давать «Морфологические пазлы». Учащимся раздают строку пазлов (с названиями частей речи) и разрезанные карточки (со словами разных частей речи). Учащимся надо разложить пазлы в соответствии с предложенными группами. Например:

Имя существительное

Имя

прилагательное

Местоимение

Числительное

Глагол

Атмосфера, багряный, бассейн, присмотреться, иссиня-черный, пятерка, пять, пятый, торопиться, центнер, изжелта-красный, поражение, 

профессия, январский, присутствовать, прилежный, четыреста, пригласить, терраса, экономить, свиной, приготовить, триста, препятствие, привыкать.

В этом задании проверяется знание частей речи и написание словарных слов.

По данному принципу можно построить «Синтаксические пазлы», «Фонетические пазлы», «Лексические пазлы».

Для решения проблемного вопроса ученикам предлагается найти больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится обсуждение и анализ.

Развитие творческого стиля мышления - вот основная его цель.

Объединению учителя и учащихся к совместной деятельности способствует групповая работа. Дети, размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.

Например: предлагается несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них - ложные. Учащимся необходимо найти и доказать ошибочность.

Или в литературе: ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Необходимо доказать свою правоту. Данный вид работы дает возможность закрепить полученные знания о строении текста, его признаков.

Творческие задания создают атмосферу открытости, поиска. Если задания близки к жизни учащихся, тогда они мотивируют учащихся и придают смысл обучению. Ученики ищут решения, которые основаны на их жизненном опыте и опыте одноклассников. Творческим заданием для учителя является выбор творческих заданий. Они не должны иметь однозначного ответа или решения, быть интересными и полезными учащимся, связаны с жизнью. Необходимо постепенно давать задания от простых к боле сложным.

Например, составление загадок, ребусов, кроссвордов. Учащимся очень нравятся такие виды работы, т.к. в них проявляется творчество ребенка, и, достигая конечного результата, каждый чувствует себя «победителем».

Предлагаются вопросы вроде: «Что произойдет, если ...?». В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики могут самостоятельно подбирать такие вопросы, задавать их одноклассникам, обсуждать, защищать свою позицию, используя знания по предмету.

Художественные задания, например, «Каким я представляю себе ...». Здесь можно предложить и природное явление, и событие. На уроках литературы можно составлять сказки, басни, стихи, используя знания по предмету.

Вызывает интерес составление кластеров (способ графического изображения материала). Данный способ отражает мыслительные процессы учащихся. В процессе работы над темой устанавливаются логические связи.

В литературе это составление психологического портрета писателя, сопоставительная характеристика персонажей.

Например, в сказке К. Г Паустовского «Теплый хлеб» (5 класс) учащимся необходимо изобразить, каким они увидели Фильку, как он изменился в конце сказки. (Дети дают характеристику герою).


Грубый

Помощь людям

Недоверчивый



Желание

измениться

Желание Сердитый Скрытый Неласковый

помириться Раскаялся

Учащиеся дают волю воображению и интуиции. Они не боятся и не стесняются выражать свои мысли. Благодаря этому приему легко отследить понимание темы. В этой работе осуществляется приобретение знаний через игру.

Психологи утверждают, что игра может стать одновременно и средством самообновления, самосовершенствования, к тому же - и стимулятором хорошего настроения. С другой стороны, объективно огромные возможности игры как педагогического средства, увеличивает интеллектуальную напряженность, активизирует мыслительные процессы, повышает интерес к знаниям, тренирует память, умение рассуждать логически и тому подобное. Увлекшись игрой, дети даже не замечают, что учатся.

Игра как философско-культурологический феномен, способ взаимодействия человека с миром рассматривалась в трудах Аристотеля, Платона, Ж-Ж. Руссо, Я. А. Коменского, Ф. Шиллера, Гегеля.

Педагогическая энциклопедия трактует игру как «средство физического, умственного и нравственного воспитания детей»; по Г. Селевку, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [5, с. 50].

Ведь не зря игру называют королевой детства, поэтому, конечно, потенциал игры должен быть использован в учебном процессе. Многолетний опыт преподавания в школе позволяет заключить, что деловые игры используются для решения комплексных заданий, усвоению нового и закреплению изученного материала, развитию творческих способностей, формированию общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и закрепить учебный материал с разных позиций.

Учитывая то, что четкой классификации деловых игр на сегодняшний день не существует, автор опирается на мнение одного из самых известных исследователей педагогических технологий - Германа Селевко, который различает такие модификации деловых игр: имитационные; игра-конференция; театрализованная игра.

Ролевые игры можно использовать при изучении любой темы учебного предмета, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст прокрались ошибки. Найди их и исправь.

В подростковом возрасте наблюдается потребность в формировании собственного мировоззрения, стремление быть взрослым, бурно развивается фантазия и воображение, направленность на самоутверждение перед обществом. Решению этих задач способствуют деловые игры, которые привлекают подростка к деятельному решению задач и проблем, ставят их в позицию причастности к историческим событиям. В связи с этим деловая игра требует от учителя и участников собранности, мобилизации усилий, тесного партнерства. Этот вид работы стимулирует творческую активность, появляется потребность в получении новой информации, формируются умения анализировать и обобщать, предлагать конкретные пути решения тех или иных вопросов.

Как свидетельствует собственный педагогический опыт автора, научить учеников получать учебную информацию из первоисточников, развивать специальные умения и навыки помогают исследовательские работы. Ведь, как говорил Константин Ушинский: «Самостоятельные мысли возникают только из самостоятельно полученных знаний». И этому надо научить детей, не только уметь добывать знания, но и мыслить самостоятельно, доказывать свою позицию, подтверждая фактами. Для многих детей - это возможность поднять свою самооценку, возможность быть замеченным в коллективе.

 Таким образом, необходимо заинтересовать всех учеников, каждый из которых «нужен» и выполняет определенную задачу. Ученики учатся толерантному отношению друг к другу, умению слушать и слышать товарищей, изучать материал, даже не замечая этого. Необходимо подбирать такие формы и методы работы, которые помогают выявить индивидуальность, неповторимость, развить способности к самореализации, создают условия для активизации творческого мышления.

Содержание и методы обучения способствуют приобретению и закреплению учащимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.


Литература:

  1. Артемьева О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности [Текст]: Монография  / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 208 с. – с. 5-9.

  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка. - Москва, 2001.

  3. Бирибаева Н.Ж. Вариативные подходы к формированию лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. - Алмата, 2005.

  4. . Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Электронный ресурс] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие  /  Г. К. Селевко  –  М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  6. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки / авт.-сост. Н.М. Сулицкая [и др.]. - Изд.

2-е. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. - 190с.

  1. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - Москва, 1987.

  2. http://infourok.ru/sozdanie_usloviy_dlya_aktivizacii_tvorcheskogo_myshleniya_uchaschihsya_na_urokah_russkogo-460390.htm

  3. otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00236967_0.html




6