СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ В ШКОЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Двигательная активность - важное условие развития личности и здорового образа жизни детей школьного возраста. Малоподвижный образ жизни ведет к понижению работоспособности организма человека, в особенности мозга: ослабляется память, снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, а также нарушается координация движений. Функциональные патологии в состоянии здоровья в результате заболеваний и недостаточный уровень физической подготовленности учащихся предъявляют особые требования к организации уроков физической культурой и внеурочной спортивной деятельности школы.
Внеурочные школьные занятия помогают достичь больших показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, разрешают проблему двигательной активности среди учащихся любого возраста и пола. Важной особенностью легкой атлетики является то, что занятия проводятся как на открытом воздухе, так и в спортивном зале. В школьных соревнованиях и тренировках нет необходимости в дорогостоящем оборудовании и экипировки, что является неплохим преимуществом. Естественные движения человека (ходьба, бег, прыжки, метания) - это основа легкой атлетики. Поэтому занятия по легкой атлетике доступны, оттого и популярны.
При подборе физических упражнений, входящих в легкоатлетическую деятельность, немаловажно знать, как достигается их эффект. Его определяют содержанием упражнений, которое, в свою очередь, обусловливает оздоровительное значение на личность школьников и образовательную роль упражнений. Морфологические и функциональные перестройки организма, которые улучшают здоровье, достигаются через оздоровительное значение физических упражнений. Занимающиеся учатся преодолевать многообразные трудности, что вынуждает развивать ценные качества характера и управлять своими эмоциями. Так происходит влияние на формирование ряда личностных качеств. Образовательная же роль заключается в том, что с помощью физических упражнений школьники овладевают двигательными умениями и навыками, а также познают законы движения своего тела в пространстве.
Проводя внеурочные школьные занятия достигаются такие задачи, как:
освоение простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
воспитание ценностного отношения детей к собственному здоровью;
воспитание нравственных и волевых качеств;
изучение жизненно существенным двигательным действиям в беге, ходьбе, прыжках и метаниях.
Подключая соревновательный и игровой методы в учебно-тренировочный процесс, детям интереснее посещать тренировки, результаты при сдаче спортивных нормативов растут, поскольку у каждого есть азарт стать лучше и сильнее.
В заключение можно сказать, что на занятиях по лёгкой атлетике благополучно развивается физическая подготовка занимающихся, дети меньше болеют, а также возрастает число детей, желающих заниматься в спортивных секциях в школе и вне школы.
Список литературы
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб пособие для студ. высш. уч. заведений. М. Академия, 2003.
Федоров, А.И. и др. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические и информационные аспекты: Учебное пособие. / А.И. Федоров, И.П. Сивохин, В.Н. Авсиевич; Костанайский государственный педагогический университет им. У. Султангазина. - Костанай: КГПУ им. У. Султангазина, 2019. - 140c.
Белоножкина О.В., Егунова Г.В., Смирнова В.Г. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.
Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка/ И.С. Барчуков, В.Я. Кикоть. – М.: Юни-ти-Дана, 2014. – 431 с.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей. – М.: Советский спорт, 2003. -116 с. 13.
Онгарбаева, Д.Т. Возрастные особенности подготовки в избранном виде спорта (легкая атлетика): учеб. пособие./ Д.Т. Онгарбаева, Г.Б. Мадиева, С.Ж. Отаралы. - Алматы: Қазақ университеті, 2020. - 118c.
Ленченков, И.С. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в образовательных учреждениях: Учебное пособие./ Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2003. - 179c.