СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Стратегии развития визуальной культуры педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство является целостным способом познания мира, а для ребёнка-дошкольника – средством самореализации, определения своего места в окружающей действительности и познания самой действительности. Среди культурно-образовательных программ значится стратегия развития визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства, которая включает в себя технологию фасилитированной дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Стратегии развития визуальной культуры педагога"»

Стратегия визуальной культуры педагога

«…Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества…»

В.А.Сухомлинский

Переориентация образования на личностно-ориентированную модель приводит к необходимости создания воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию личностных потенциалов ребенка.

Необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к определённым видам занятий, создаются специфические условия для развития творческих возможностей детей.

В основе творческой активности ребёнка лежит его личная заинтересованность и переживание, его мотивация и внутренняя самооценка, а также поведенческие характеристики, которые определяют эмоциональную составляющую ребёнка и лежат в основе его развития художественно-творческого замысла.

Чем больше ребёнок видел и знает, чем ярче его эмоции, тем больше возможностей для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем.

Искусство является целостным способом познания мира, а для ребёнка-дошкольника – средством самореализации, определения своего места в окружающей действительности и познания самой действительности.

Образовательный процесс занимает значительное место в жизни человека и не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его заверше­нии. Результатом образования является все последующее поведе­ние, деятельность, образ жизни человека.

Педагог является организатором учебной деятель­ности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступа­ет в качестве партнера и человека, облегчающего педагогичес­кое общение, т.е. «фасилитатора», по К. Роджерсу.1

Среди культурно-образовательных программ значится стратегия развития визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства, которая включает в себя технологию фасилитированной дискуссии.

Фасилитированная дискуссия – это метод, который позволяет поддерживать активность группы в процессе внимательного изучения и обсуждения предмета, которая включает в себя определённую последовательность вопросов, задаваемых учителем в соответствии с особенностями развития визуального мышления и технику перефразирования мысли ребёнка.

Её цель – содействовать развитию способностей детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установление собственной системы связей с искусством, которая послужит основой для дальнейшего их развития.2

Исходным материалом служат произведения искусства мировой художественной культуры, которые дети самостоятельно без вмешательства взрослых рассматривают, высказывают свои наблюдения. Создаётся единое культурно-образовательное пространство, в котором педагог выстраивает ситуацию общения учащихся с произведением искусства таким образом, чтобы способствовать развитию духовного мира ребёнка, расширять границы визуальной интерпретации произведениями искусств.

Развитие визуальной культуры личности – это непрерывный процесс постепенного освоения личностью новых возможностей восприятия и интерпретации визуальных объектов.

Педагогический инструментарий:

  • вопросы

  • перефраз

  • обобщение

Перед детьми ставятся следующие задачи:

  • Научить детей вглядываться, развивать способность видеть;

  • Научить задумываться над увиденным – развитие способности интерпретировать;

  • Научить эмоционально воспринимать увиденное – развивать способность получать эстетическое удовольствие;

  • Научить защищаться от деструктивных визуальных воздействий.

Составляющие фасилитированной дискуссии:

Ведущий – педагог-фасилитатор;

Участники дискуссии;

Предмет-обсуждение;

Результат – совокупность обоснованных интерпретаций.

Для развитии дискуссии используются открытые вопросы.

Что вы видите на этой картине? – вопрос, запускающий механизм дискуссии.

Вопрос: Что ещё вы видите? – ориентирует и направляет взгляд ребёнка на неназванные детали художественного произведения.

Что происходит на этой картине?

Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?

Как вы думаете, кто этот человек (эти люди)?

Что еще мы можем сказать об этом человеке?

Как вы думаете, где это происходит?

Что еще мы можем сказать о том месте, где это происходит?

Как вы думаете, когда это происходит?

Что еще мы можем сказать о времени, когда это происходит?

Как бы вы назвали эту картину?

Алгоритм исследования:

Даётся 30 секунд тишины, чтобы почувствовать образ и настроиться на него.

Рассматривая картину, делается акцент на то, что изображено и как изображено.

Ставится проблемно-исследовательский вопрос: почему это изображено именно так?

Принципы проведения фасилитированной дискуссии:

  • Не давайте предварительной информации о произведении (предмете обсуждения)

  • Задавайте вопросы открытого типа

  • Предоставьте каждому участнику обсуждения возможность быть услышанным

  • Не высказывайте собственного мнения и не оценивайте ответов детей

  • Направляйте обсуждение, увязывая сходные суждения и сопоставляя различные точки зрения

  • Подведите итог совместной работы

Субъектно-субъектная форма общения способствует с одной стороны снятию внутренних зажимов ребёнка, а с другой стимулирует обучающий процесс к саморазвитию чувственного восприятия, способствует смотреть на вещи глазами ребёнка.

Что дает использование метода участнику дискуссии:

  • Развитие визуальной культуры

  • Развитие исследовательской культуры

  • Развитие коммуникативной культуры

Стадии эстетического развития, включающая пять типов восприятия художественного образа:

  • Стадия начинающего зрителя (стадия рассказчика)

  • Конструктивная стадия

  • Стадия классифицирования

  • Интерпретативная стадия

  • Рекреативная стадия («многовариантности восприятия»)

Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.

Визуальная культура общения с произведением искусства предполагает развитие глубинных внутренних психические процессов ребёнка. Это и переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального мышления – с памятью и воображением; фантазии, представлении – с реальностью.

Картина как произведение искусства – это особое пространство личностных смыслов, переживаний, установок, мнений, опыта, добытого и воплощенного в художественной форме автором.3 Это пространство художественной визуализации ребёнка, в которой он получает возможность максимально и полно реализовать свой природный личностный потенциал.

Таким образом, методика фасилитированной дискуссии отвечает на запрос современной школы, находящейся на пути поиска нового личностно-ориентированного содержания и форм образования. Диагностирует и корректирует проблемные зоны в развитии ребёнка. Занятия развивают навыки визуального восприятия, способствуют актуализации собственного «Я» и эстетическому развитию речи, логического мышления, формируют культурного участника дискуссии.4

Пример педагогической технологии развития визуальной коммуникации старших дошкольников в процессе восприятия музыкально-художественных образов (авторство).

Задачи:

1) развитие сенсорно-перцептивной сферы;

2) развитие творческого воображения и фантазии;

3) развитие произвольного внимания, логического мышления

4) стимуляция раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка

  1. Приветствие

  2. Вхождение в мир искусств

Детям предлагается попасть в страну живописи, в которой художники с помощью кисти и красок рисуют картины. Для этого детей просят протянуть ладошки, по которым педагог тактильно проводит кисточкой, таким образом, приобщая и погружая ребёнка к миру живописи.

  1. Подобрать цвета красок для рисования сюжета определённой тематики.

  2. Упражнение «Рассмотри и дай название картине»

На выбор даются 2 картины, например:
Юон.К. «Весенний солнечный день» и Богданов-Бельский Н. «Ловля форели»

Проходит фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства.

  1. Упражнение «Музыкальная картина»

Хорошая живопись – это музыка, мелодия, недаром музыку называют сестрой живописи.

Задание: Послушать музыку, которой озвучена рассмотренная картина, и скажи, соотносится ли музыкальный образ с живописным (сопоставление музыкальных средств выразительности с цветовым решением ).

  1. Упражнение «Собери картину» (игра в Power Point)

  2. Упражнение «Моё воображение» построено на сюжете рассматриваемой картины, например, Юон К. «Весенний солнечный день».

Закройте глаза и представьте себе, что вы:

- Сели в санки и заслушались перезвоном колоколов церквей

- откусили вкусную булочку, а остатком накормили собачку

- скатились с горки и столкнулись со своим приятелем

- взяли в руки снег и слепили снежок

- подошли к окну, открыли его и взлетели

А теперь опишите то, что больше всего вам понравилось представлять.

  1. Упражнение «Я – художник»

По желанию педагога, отталкиваясь от подготовки опыта восприятия ребёнка можно предложить:

  1. метод наложения картины на лист бумаги и рисования продолжения картины, того, что осталось за рамкой художественного произведения

  2. нарисовать свою весеннюю картину

  3. найти место для себя или выбранного предмета, явления непосредственно на картине.

Самое важное - это атмосфера равно партнёрского игрового общения - детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам.

Очень важно, чтобы в активности ребенка не устанавливалась доминанта привычного стереотипного исполнительства, а был стимул инициативы, стремления к достижению, к проявлению своего Я, притязания на признание своих успехов взрослыми.
































Список литературы:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -Москва :«Логос»,2000

  2. Кравченко А.И. «Психология и педагогика».- М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.

  3. Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребёнком в музее. –СПб.: «Специальная литература», 1998. С. 127-169



1И.А. Зимняя. Педагогическая психология. -Москва «Логос»,2000

2 А.И. Кравченко. «Психология и педагогика» М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.


3 О.Л.Некрасова-Каратеева, М.В Осорина. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребёнком в музее. СПб, «Специальная литература», 1998. С. 127-169

4 А.И. Кравченко «Психология и педагогика» М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.