СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности трансформации живописного семейного портрета"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена исследованию семейного портретирования и семейного живописного портрета в аспекте трансформации изобразительного искусства и влияния современных тенденций в создании творческого продукта.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности трансформации живописного семейного портрета"»

УДК 75.041

ББК 85.14



Николаева Ксения Андреевна,

Магистр

Кафедра живописи,

Московский педагогический государственный университет,

109052, Российская Федерация Москва, Рязанский проспект, дом 9

[email protected]


Особенности трансформации живописного семейного портрета современности

Аннотация: Данная работа посвящена исследованию семейного портретирования и семейного живописного портрета в аспекте трансформации изобразительного искусства и влияния современных тенденций в создании творческого продукта. Семейный портрет в отечественном и зарубежном портретировании – обращение к временному образу группового или двойного портрета, персонажи которого объединены идеей семейной преемственности, духом сопричастности друг к другу, скрепами нравственности и лейтмотивом обращения к корням и сохранения традиций своего прошлого. Каждая эпоха оставляет свой отпечаток на развитии портретного искусства, потому важно проследить возможные изменения художественного языка современного портрета семьи.


Ключевые слова: портрет, живописный портрет, живопись, семейный портрет, цифровая среда, цифровизация, фотопортрет, цифровые инструменты, медиа живопись, цифровое искусство.


На протяжении всей истории развития портретного жанра живописный семейный портрет представляет собой произведение изобразительного искусства, уникальное по сакральности своей тематики и идейности, обладающее не только ценностями художественного мира, но и ценностями традиционного семейного почитания, выражения уважения к прошлому, ушедшим предкам, некая форма реминисценции, аллюзия на нравственность в отношении памяти поколений.

Современный живописный семейный портрет претерпевает изменения, трансформируясь в синтетические визуальные формы или приобретая черты абстрактного искусства, черты бесформенности.

Зачастую современный живописный семейный портрет имитируют с рядом этапов исполнения работы, повторяющих живописный портрет поверхностно и формально. Например, сначала создается рисунок, потом накладывается краска. Итогом служит полноценная картина, являющаяся полной копией фотографии, но с эффектом напыления красочного слоя и живости мазков. Такие подходы и техники современны и оправдывают реалии общественных тенденций третьего десятилетия XXI века. Информационное общество создает запросы на скорость исполнения, гибкость материала и дилетантскую тщательность и дотошность передачи сходства с реальностью. Психологический анализ и поиск глубинного образа с наложением отпечатка внутренних ощущений и переживаний собственной натуры художника, как прописано в классическом варианте создания любого портрета, предполагает затраты большого количества энергетического и временного ресурса, которые в бесконечной обработке и потреблении информационного потока бесценны и в то же время очень ограничены. Техничность, мобильность и гиперреалистичное искусство остаются главной современной тенденцией творческой стези. Изобразительная деятельность как процесс катарсиса, как путь к искусности и меткости образа изображения, как опора на конвенциальные ценности русского искусства, как комбинация фундаментальных художественных свойств и характеристик, как макрокосм явлений эстетики и искусства в целом прекращает свое существование, становясь рудиментом для современного поколения творцов. Экспрессия арт-объектов XXI века укореняется в формы скульптуры, в формы медиа искусства, медиа живописи (МАЖ Димы Горбунова [6] - рис. 1), в формы инсталляций и инсталляций в действии – перфомансов, в формы коллажей и многие другие абстрактные формы, не имеющие названия и классификации. Идея, то есть, содержание, зачастую теряет свое начало под массой формы аморфной, текучей, буквально, ликвидной. Лепка формы, присущая традиционному исполнению портрета, уходит на второй план и теряет свое значение, либо не образует должного единства с сутью объекта. Ни проникновенности, присущей работам многих художников, ни психологизма не существует и не возникает в отношении современного искусства. Идея существует, кропотливый труд по проработке этой идеи становится сначала неявным, потом необязательным, затем и вовсе ненужным.

Рис. 1 Выставка МАЖ (медиа живопись) Димы Горбунова. Граунд Cолянка. 2021.

Цифровое искусство становится примером для многочисленного подражания и серийного тиражирования. Тема семейного портрета раскрывается в большинстве случаев через цифровую среду, так диктует закон современности. Это могут быть склейки как пример компиляции чужих образов, родом из прошлых веков, хуманизация неодушевленного и совмещение в группу объектов как трансляции идеи о плоскости и скудности человеческих ценностей современного общества потребления. Можно заключить, что цифровые носители созданы для демонстрации содержания, яркое и доступное средство визуализации, но глубинное и осмысленное постижение смыслов, внутренняя работа, проделанная непосредственно человеком, не входит в список настроек и задач цифровизации. А ведь именно анализ реальности и рождение художественного образа этой реальности, его осмысление, работа душевная и физическая с ним и над ним и есть опора для творчества и искусства. В таком ракурсе трактованные семейного портрета сложнее и интереснее: это сублимация жизненного опыта поколений одной семьи, рефлексия над исторической картиной мира, синтез ценностей и принципов, подчеркивающих уникальность и непосредственность каждой семьи, это рассуждение над своей личностью и личностным ростом, творческий процесс преодоления самого себя и необратимый взгляд на судьбу собственного рода и человечества [3, с. 14]. Обладая такой внутренней силой и такими аналитическими характеристиками, семейный потрет приобретает свою фактурность и объем, облик его становится животворящим, святым и одухотворенным. Такое произведения искусства становится важным, оно не демонстрирует идею незыблемости традиций, оно и есть реликвия не только одного семейства, но и целого народа как наглядный срез исторической эпохи. Семейный портрет, как представитель своего жанра, тоже носитель, носитель информации, как и любой жесткий диск, но живой, сообщающий мысль, выстраивающий коммуникацию и диалог между потребителем-зрителем и непосредственно содержанием и духом картинной плоскости, а значит и самим художником-автором [2, с. 546]. И в этой незримой связи – жизнь и вечность. Современные произведения искусства и современные картины говорить не умеют.

В сравнении с портретом в живописи, фотопортрет является гораздо более популярным. Эта известность обусловлена четкостью результата, его правдивостью передачи, экономией времени, отсутствием трудоемкости, возможностью запечатлевать реальность мобильно, превращая в момент-впечатление. В портрете трехмерное проецируется на плоскость листа, трансформируясь в двумерное благодаря синтезу и анализу, абстрагированию и конкретизации при оценке и наблюдении модели. Б. В. Лушников утверждает [4, с. 22 ], что во многих произведениях В. А. Серова не только проницательность и мастерство взгляда автора-художника делает образ аутентичный и очень достоверным; в картинном образе больше жизни и сходства с моделью, поскольку портретист собирает воедино все то характерное, что присуще натуре в ее наклоне головы, ракурсе, позе, мимике, взгляде, жестах, стиле одежды, антураже. В фотографии же никогда не присутствует дух жизни, наоборот, жизнь замирает, остается только мгновение – плоское, иллюстрирующее сцену жизни. В живописном портрете изображение оживает потому, что оно пронесено сквозь призму внутренних переживаний и внутренней работы самого художника: он оценивает, приглядывается, анализирует, описывает, вычленяет самое важное, придает выразительности получившемуся образу [1]. Попытка отобразить идентичное сходство с натурой и отражается в выборе современных методов создания портрета, то есть создания его в цифровой среде ил с помощью специальных мобильных приложений и компьютерных программ. На данный момент изобретено и выпущено приложение Handy (an artist’s reference tool – рис. 2) для изучения различных ракурсов натурщика. В приложении представлена коллекция 3D-моделей (голова, руки), которые могут выступать референсами (references) для художественной работы. С точки зрения восприятия, художник имитирует процесс создания двумерного рисунка посредством трехмерной модели, однако эта модель представлена также в двумерной реальности, поэтому некоторых ошибок при анализе не избежать, поскольку это не процесс рисование с натуры.


Рис.2 Мобильное приложение Handy



Таким образом, семейное портретирование современности изменчиво, ликвидно и нестабильно в своей форме и визуальном способе передачи информации для зрителя, однако его содержание все еще сохраняет сущность данного вида портрета и доступно для рефлексии и рассуждения над преобразованиями современного портретного искусства для наблюдателя.





Библиография:

  1. Басин Е. Я. Статьи об искусстве. Режим доступа: https://uchebana5.ru/cont/3181670-p14.html . Дата обращения – [15.04.2023].

  2. Колмогорова Е.Е. Тема семьи в русском портрете второй половины XVIII – начала XIX века // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 1.- 546-555 с.

  3. Локотьков Н. М. Портрет. Портреты древности. Скульптурный портрет. Камерный. Двойной портрет в историческом интерьере. Жанровый. Групповой. Семейный. Портрет в пейзаже. Парадный автопортрет. Необычный портрет. - Санкт-Петербург: Арка, 2014.

  4. Лушников Б. В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для вузов. – М.: 2004.

  5. Выставка Лики и лица: путешествия образов. Программа «Коллекция. Точка обзора. ММОМА. 2023. Режим доступа: https://mmoma.ru/exhibitions/ermolaevsky17/liki_i_lica_puteshestviya_obrazov_programma_kollekciya_tochka_obzora/ Дата обращения - [23.04.2023].

  6. Выставка МАЖ Димы Горбунова. Граунд Солянка. 2021. Режим доступа: https://solyanka.org/maj. Дата обращения - [23.04.2023].








Nikolaeva Kseniya Andreevna,

Master,

Department of Fine Art,

Moscow Pedagogical State University, 109052, Russian Federation, Moscow, Ryazansky prospect, 9

[email protected]



Specifics of modern representation and transformation of family group portrait


Abstract:

The scientific study is regarded to the subject of transforming family portraiture and family portraiture. In addition, the work is considered the influence of modern trends in the creation of creative products. Family portrait is the temporary form of group or double portrait. Depicted characters are united by the idea of family continuity, the spirit of belonging to each other, the staples of morality and the leitmotif of appeal to the traditions of the past. Every decade, year and era are imprinted on the plane of portrait. That is why this study aims to define possible changes of artistic language in the modern family group portrait.


Keywords: portrait study, family group portrait, portrait, painting, digital sphere, digitalization, photo portrait, digital tools, media painting, digital art.

References:

  1. Basin E. Y. Articles about art. Access mode: https://uchebana5.ru/cont/3181670-p14.html. Date of address - [15.04.2023].

  2. Kolmogorova E.E. The theme of the family in the Russian portrait of the second half of the 18th - the beginning of the 19th century // Culture and civilization. 2017. Volume 7. 1.- 546-555 p.

  3. Lokotkov N. M. Portrait. Portraits of antiquity. Sculptural portrait. Chamber. Double portrait in the historical interior. Genrovy. Group. Family. Portrait in the landscape. Ceremonial self-portrait. Non ordinary portrait. - St. Petersburg: Arch, 2014.

  4. Lushnikov B. V. Drawing. Portrait: Tutorial for universities. - M.: 2004.

  5. Lika and Faces Exhibition: Travel Images. Program Collection. Point of Review. MMOMA. 2023. Access mode: https://mmoma.ru/exhibitions/ermolaevsky17/liki_i_lica_puteshestviya_obrazov_programma_kollekciya_tochka_obzora/ Date of address - [23.04.2023].

  6. Exhibition of IAJ Dima Gorbunova. Ground Solyanka. 2021. Access mode: https://solyanka.org/maj. Date of address - [23.04.2023].



3