СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Театр кукол"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о театре кукол для педагогов дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Статья "Театр кукол"»

Театр кукол

Во многих городах нашей страны афиша театра кукол занимает достойное место рядом с афишами театра драматического и оперного, му­зыкальной комедии и тюза. Растет число кукольных театров, растет и чис­ло людей, увлекающихся куклами: одни делают это своей профессией, другие посвящают «игре в куклы» свободное от работы время, а третьи становится постоянными зрителями кукольных спектаклей. Последние годы оказались временем очень большого оживле­нии и искусстве играющей куклы. Появилось много новых, интересных кукольных театров и у нас и в других странах. На счету у кукол много побед, но немало и поражений. Так же как в любом другом виде искусства, здесь важны талант, чувство времени, способность выражать идею языком пластики. Однако в победах и поражениях есть и свои закономерности, связанные (как и во всяком другом виде искусства) со спецификой «языка» — в данном случае ку­кольного. Так что же может и чего не может кукла, в чем специфика кукольно образа? Люди начали играть с куклой давно. То почти совсем исчезая, то вновь оживая, игра эта продолжается уже много веков... Мы не будем сейчас предпринимать подробный экскурс в историю, тем более что сведений до нас дошло немного. Но заглянуть в «глубь веков» и вспомнить предков наших современных кукол безусловно стоит. Если даже до сих пор вы не читали специальных книг по истории ку­кольного театра, вряд ли вы не слыхали таких имен, как Петрушка. Полишинель, Пульчинелла, вряд ли не встречали их в литературе, музыке, драме или балете. У каждого народа был свой кукольный персонаж, которого любили и взрослые и дети. Это герои народных кукольных представлении, очень распространенных в Европе в эпоху Возрождения. Представления эти еще не самое на­чало кукольного театра. Есть сведения, что кукольный театр существовал гораздо раньше — и на Востоке, и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но мы не знаем, каким он был и в какой мере связан с ним доживший до XXI века народный театр кукол.

Национальный герой русского народного театра кукол Петрушка — кукла в красном колпачке, с большим носом и пронзительным голосом — веселил русский народ на ярмарках, в балаганах, а то и просто на улице. Бродячие кукольники разыгрывали одну и ту же комедию о том, как Пет­рушка покупал у цыгана лошадь, лечился у «лекаря-аптекаря», дрался с квартальным, проваливался в преисподнюю. Чешский брат Петрушки — Кашпарек — в XVIII—XIX веках играл пьесы на запрещенном тогда чешском языке (Чехия была под гнетом Австро-Венгерской империи). Народ благодарен своему Кашпареку, как и всем, кто помогал сохранить национальную культуру. Недаром куколь­нику Матею Копецкому в Чехословакии поставлены памятники. Семья кукольных героев большая. В Италии — Пульчинелла, во Фран­ции — Полишинель, в Германии — Каспер, в Англии — Панч, в Испа­нии — дон Кристобаль. Все они разные, но характеры у них похожи. Шум­ные, озорные, резкие, порой даже жестокие, они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и к самой смерти вселяли в зрите­лей оптимизм. Все они играли сценки, отчасти похожие на те, что исполнял Петруш­ка, у всех эти сценки в основе своей сохранялись неизменными, но каждый раз дополнялись деталями в духе времени и нации.