Просмотр содержимого документа
«Статья "Театр кукол"»
Театр кукол
Во многих городах нашей страны афиша театра кукол занимает достойное место рядом с афишами театра драматического и оперного, музыкальной комедии и тюза. Растет число кукольных театров, растет и число людей, увлекающихся куклами: одни делают это своей профессией, другие посвящают «игре в куклы» свободное от работы время, а третьи становится постоянными зрителями кукольных спектаклей. Последние годы оказались временем очень большого оживлении и искусстве играющей куклы. Появилось много новых, интересных кукольных театров и у нас и в других странах. На счету у кукол много побед, но немало и поражений. Так же как в любом другом виде искусства, здесь важны талант, чувство времени, способность выражать идею языком пластики. Однако в победах и поражениях есть и свои закономерности, связанные (как и во всяком другом виде искусства) со спецификой «языка» — в данном случае кукольного. Так что же может и чего не может кукла, в чем специфика кукольно образа? Люди начали играть с куклой давно. То почти совсем исчезая, то вновь оживая, игра эта продолжается уже много веков... Мы не будем сейчас предпринимать подробный экскурс в историю, тем более что сведений до нас дошло немного. Но заглянуть в «глубь веков» и вспомнить предков наших современных кукол безусловно стоит. Если даже до сих пор вы не читали специальных книг по истории кукольного театра, вряд ли вы не слыхали таких имен, как Петрушка. Полишинель, Пульчинелла, вряд ли не встречали их в литературе, музыке, драме или балете. У каждого народа был свой кукольный персонаж, которого любили и взрослые и дети. Это герои народных кукольных представлении, очень распространенных в Европе в эпоху Возрождения. Представления эти еще не самое начало кукольного театра. Есть сведения, что кукольный театр существовал гораздо раньше — и на Востоке, и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но мы не знаем, каким он был и в какой мере связан с ним доживший до XXI века народный театр кукол.
Национальный герой русского народного театра кукол Петрушка — кукла в красном колпачке, с большим носом и пронзительным голосом — веселил русский народ на ярмарках, в балаганах, а то и просто на улице. Бродячие кукольники разыгрывали одну и ту же комедию о том, как Петрушка покупал у цыгана лошадь, лечился у «лекаря-аптекаря», дрался с квартальным, проваливался в преисподнюю. Чешский брат Петрушки — Кашпарек — в XVIII—XIX веках играл пьесы на запрещенном тогда чешском языке (Чехия была под гнетом Австро-Венгерской империи). Народ благодарен своему Кашпареку, как и всем, кто помогал сохранить национальную культуру. Недаром кукольнику Матею Копецкому в Чехословакии поставлены памятники. Семья кукольных героев большая. В Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Германии — Каспер, в Англии — Панч, в Испании — дон Кристобаль. Все они разные, но характеры у них похожи. Шумные, озорные, резкие, порой даже жестокие, они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и к самой смерти вселяли в зрителей оптимизм. Все они играли сценки, отчасти похожие на те, что исполнял Петрушка, у всех эти сценки в основе своей сохранялись неизменными, но каждый раз дополнялись деталями в духе времени и нации.