СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. При этом приоритетом выступает деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Данного принципа придерживается Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Эта Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В данной Программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение этих методов и средств в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Основные задачи: последовательное знакомство детей дошкольного возраста с различными видами театра; поэтапное освоение различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование исполнительских навыков в плане переживания и воплощения образа; моделирование навыков социального поведения в созданных условиях.

            В Программе выделены два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических перевоплощений, необходимых для участия в детских спектаклях. (5, с.3-5)

            Такого же принципа придерживается Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой. Эта Программа способствует реализации новых форм общения с воспитанниками, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьями воспитанников. (2, с.5)

            Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводиться только к подготовке выступлений. Занимаясь с детьми, главной целью должно быть развитие творческих способностей детей. Театрализованная деятельность развивает личностные качества ребенка, прививает устойчивый интерес к произведениям художественной литературы, театру, позволяет формировать взаимоотношения со сверстниками. (3, с.8-9)

            Содержание театрализованной деятельности в детском саду включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных инсценировок по литературным произведениям;
  • Упражнения по формированию выразительности и исполнительских навыков;
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Таким образом содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

            Главное условие – эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств и эмоций.

            Педагогическое руководство театрализованной деятельностью включает в себя:

            - воспитание у детей основ общей культуры;

            - приобщение дошкольников к театральному искусству;

            - развитие творческой активности и исполнительских умений.

            Предметно-развивающая среда является одним из средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность дошкольников, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с детьми – это источник формирования чувств дошкольников. (1, с.4-5) Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность дошкольников, следует учитывать:

  1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.
  2. Особенности эмоционально-личностного развития.
  3. Интересы, потребности, предпочтения детей.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и полоролевые особенности.

Основные направления работы с дошкольниками:

            Театральная игра.

            Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на предложенную тему. Развивать способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова роли, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

            Ритмопластика

            Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно. Развивать координацию движений, образно передавать позы.

            Культура и техника речи

            Задачи: Развивать речевое дыхание и артикуляцию, четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Учить сочинять небольшие сказки. Учить произносить скороговорки, стихи, обогащение словарного запаса.

            Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у воспитанников -  это длительная работа, требующая участия не только педагогов, но и родителей воспитанников. Участие родителей вызывает у детей множество положительных эмоций, чувство гордости за семью. Родители так же проявляют живой интерес к театрализованной деятельности, оказывают помощь в изготовлении костюмов и декораций.

            Работа в ДОУ по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованной деятельности способствует объединению детей, педагогов и родителей общим и интересным делом.

 

 

 

Список литературы:

1.Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006 – 112с.

2.Маханева М.Д. Программа «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера. 2003. – 128с.

3.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ.2003 – 160с.

4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети, кукольный театр и театрализованные игры для детей. – М. Обруч. 2012. – 240с.

5. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр.  – М. Обруч. 2009.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Театрализованная деятельность в ДОУ»»

Статья

«Театрализованная деятельность в ДОУ»

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. При этом приоритетом выступает деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Данного принципа придерживается Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Эта Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В данной Программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение этих методов и средств в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Основные задачи: последовательное знакомство детей дошкольного возраста с различными видами театра; поэтапное освоение различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование исполнительских навыков в плане переживания и воплощения образа; моделирование навыков социального поведения в созданных условиях.

В Программе выделены два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических перевоплощений, необходимых для участия в детских спектаклях. (5, с.3-5)

Такого же принципа придерживается Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой. Эта Программа способствует реализации новых форм общения с воспитанниками, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьями воспитанников. (2, с.5)

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводиться только к подготовке выступлений. Занимаясь с детьми, главной целью должно быть развитие творческих способностей детей. Театрализованная деятельность развивает личностные качества ребенка, прививает устойчивый интерес к произведениям художественной литературы, театру, позволяет формировать взаимоотношения со сверстниками. (3, с.8-9)

Содержание театрализованной деятельности в детском саду включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • Разыгрывание разнообразных инсценировок по литературным произведениям;

  • Упражнения по формированию выразительности и исполнительских навыков;

  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Таким образом содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Главное условие – эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств и эмоций.

Педагогическое руководство театрализованной деятельностью включает в себя:

- воспитание у детей основ общей культуры;

- приобщение дошкольников к театральному искусству;

- развитие творческой активности и исполнительских умений.

Предметно-развивающая среда является одним из средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность дошкольников, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с детьми – это источник формирования чувств дошкольников. (1, с.4-5) Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность дошкольников, следует учитывать:

  1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

  2. Особенности эмоционально-личностного развития.

  3. Интересы, потребности, предпочтения детей.

  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

  5. Возрастные и полоролевые особенности.

Основные направления работы с дошкольниками:

Театральная игра.

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на предложенную тему. Развивать способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова роли, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно. Развивать координацию движений, образно передавать позы.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и артикуляцию, четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Учить сочинять небольшие сказки. Учить произносить скороговорки, стихи, обогащение словарного запаса.

Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у воспитанников - это длительная работа, требующая участия не только педагогов, но и родителей воспитанников. Участие родителей вызывает у детей множество положительных эмоций, чувство гордости за семью. Родители так же проявляют живой интерес к театрализованной деятельности, оказывают помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа в ДОУ по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованной деятельности способствует объединению детей, педагогов и родителей общим и интересным делом.







Список литературы:

1.Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006 – 112с.

2.Маханева М.Д. Программа «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера. 2003. – 128с.

3.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ.2003 – 160с.

4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети, кукольный театр и театрализованные игры для детей. – М. Обруч. 2012. – 240с.

5. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр. – М. Обруч. 2009.