Люнченко В.Д.
МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска»,
Изучение личностных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) – фактор успешного освоения математических знаний в основной школе.
Аннотация. Каковы пути повышения качества математических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья? Как сделать так, чтобы достичь при обучении математике единства взаимопонимания педагога с обучающимся, создавая ситуацию успеха у ребенка на уроке? Что должен учитывать преподаватель, приступая к обучению в новом классе?
Всем этим вопросам и посвящается данная статья.
Одной из особенностей ФГОС является ориентация стандартов на результаты образования и формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала основного общего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для этого в процессе обучения педагогу очень важно опираться на личностно-ориентированные технологии [4; 5] Личность представляет собой системное качество. Система отличается тем, что в ней отдельные составляющие не проявляются сами по себе, они обнаруживаются во взаимодействии, их влияние зависит от тех характеристик, которые организуют все «хозяйство» в единый целостный организм. Можно иметь хорошую память и плохо запоминать какой-либо учебный материал, особенно, если это не очень любимый предмет. Некоторые дети плохо учатся при хороших интеллектуальных способностях. Поэтому очень важно для педагога, который вошел в какой-то класс впервые, начать не с преподавания своего предмета, а с исследования личностных особенностей школьников. Потратив один-два урока, такой педагог обретет богатый запас сведений о внутреннем потенциале обучающихся класса, которым он пришел давать знания по своему предмету. Предметом анализа педагога должна прежде всего стать
мотивационная сфера ученика: мотивы, целеполагание, эмоции, а также состояние его умения учиться, весьма сильно влияющего на мотивацию. При этом хорошим помощником будет метод наблюдения за ребенком. Опытный учитель, умеющий целостно воспринимать ребенка , всегда мысленно сопоставляет мотивацию учения с тем, как умеет этот обучающийся учиться. Внимательно наблюдая за обучающимися, педагог подмечает, что интерес к учению, возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и , наоборот, успешное выполнение учебной работы за счет владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Всякий раз, прежде чем заниматься анализом характера мотивации обучающегося, педагог фиксирует прежде всего отношение школьника к учению. Результаты анализа мотивации учения можно внести в таблицу, где будут отражены фамилии обучающихся и предпочтительные виды их мотивации. Для
отрицательного отношения школьников
к учению (низкая мотивация) характерно следующее:
не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности; отсутствует умение выполнять действие по развернутой инструкции взрослого.
При
положительном (аморфном) отношении школьников к учению в мотивации наблюдаются:
неустойчивые переживания новизны, любознательности; возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем.
При
положительном (познавательном, осознанном, инициативном) отношении школьника к учению мотивация характеризуется:
переопределением и доопределением задач учителя; постановкой новых целей; осмыслением соотношения своих мотивов и целей. наблюдается овладение школьником умения планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, проверять и корректировать себя на каждом этапе работы, самоконтроль и самооценка.
При
положительном (личностном, ответственном, действенном) отношении школьника к учению, мотивация характеризуется:
сбалансированностью и гармонией между отдельными мотивами; умениями ставить нестандартные цели и реализовывать их; предвидением социальных последствий своей учебной деятельности; умением преодолевать препятствия при достижении цели.[1, с.12].
Приступая к процессу обучения, педагог должен владеть информацией о мотивационной направленности каждого ученика.
А.Ф.Ануфриев экспериментально установил, что причиной возникновения типичных трудностей в обучении и низкого уровня познавательных процессов является несформированность таких личностных качеств, как произвольность, самоконтроль, саморегуляция, эмоциональная стабильность, устойчивая положительная самооценка.[5]. Оценку этих личностных качеств обучающихся педагогу желательно взять у школьного психолога.
И наконец, очень важно учитывать педагогу темперамент обучающегося. Школьники, отличающиеся быстротой реакции, молниеносно реагирующие на все, в том числе и на отвлекающиеся факторы (сангвиники, холерики), могут начать отвлекаться уже при первичном прочтении задания, если они сразу чего-то в нем не уяснили. Поэтому при организации самостоятельных работ учитель должен обратить внимание прежде всего на таких ребят, не дав им возможности переключиться на другое. В то же время, флегматики и в особенности меланхолики не сразу переключаются на другой вид деятельности и могут просто еще не услышать задания, проговариваемого учителем.
Людей, обладающих явными характеристиками темперамента определенного типа, очень мало. Поэтому и в классах преобладают учащиеся, чей тип нервной деятельности имеет смешанные характеристики. Но тем не менее какой-то тип темперамента у ребенка преобладает.
По несколько человек (2-3 на класс) встречаются такие ребята, у которых тип темперамента приближается к ярко выраженному меланхолико-флегматическому или холерико-сангвиническому. Таким учащимся полезнее всего предлагать самостоятельные работы по индивидуальным карточкам-заданиям. Приведу пример составления таких карточек-заданий по теме 9 класса «Построение функций».
Задание, предлагаемое всему классу:
Найдите значение функции f в точке х0, если f (х)=3х2 +5, хo=2. Найдите значение аргумента для этой же функции f (х)=3х2 +5 , если значение функции равно 20. Найдите координаты точек пересечения этого графика функции с осями координат. |
Покажем теперь , как можно модифицировать это задание для учащихся, чей тип нервной деятельности близок к холерико-сангвиническому. Прежде всего, таким учащимся надо облегчить самое начало работы, чтобы они не отвлекались, если сразу не поймут, что следует воспользоваться данной формулой. Но услышав слово «формула» в задании 1, большая часть таких учащихся поймут, о чем идет речь. При переходе к заданию 2, внимание сангвиников и холериков уже сосредоточено на работе, поэтому для этих учеников второе задание можно не изменять. При переходе к заданию 3 у учащихся рассматриваемой группы наступает первичное утомление, и они могут отвлечься из-за любого пустяка. Трудность еще в том, что задание 3 требует логического перехода: формулу предыдущих заданий теперь следует применять для нахождения координат точек пересечения с осями координат. Таким образом, начинать выполнение задания надо именно с вышеназванной формулы. Требуется всего лишь напомнить ученикам, на какую формулу требуется обратить внимание с самого начала.
Для учащихся, чей темперамент приближается к меланхолико- флегматическому типу, текст заданий должен отличаться от выше предлагаемых формулировок в карточке. Для того чтобы помочь обучающимся сосредоточиться на задании 1, придется напоминать алгоритм его выполнения. Поэтому задание 1 состоит из двух этапов. Что касается задания 2, то тут надо показать, что по сути оно дублирует задание 1. Об этом целесообразно прямо сказать в формулировке задания 2. В задании 3 требуется дальнейшие усилия по применению алгоритма работы с формулой для нахождения координат точек пересечения с осями координат. В задании 3 подсказываются первые шаги этого алгоритма.
Т.о. постоянно наблюдая за каждым обучающимся, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за школьником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения ( индивидуальных программ обучения и т. п.).[4, с.210.] Анализ индивидуальной карты развития ребенка позволяет отслеживать динамику его развития и в случае отрицательной динамики определиться и с причинами неспешности в учебе.
Список литературы
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - Москва, «Просвещение», 1990. – 192с.
Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею института специального образования (30-31 октября 2014 г., Екатеринбург, Россия) / Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 312с.
Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, Т. В. Беглова и др. – М. : Сентябрь, 2015. – 208с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва, «Народное образование», 1998.- 256 с.
Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования. Москва, «Сентябрь»,2000.- 187с.