СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Типы рейтинга учащегося.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрены понятия "Рейтинговая система",типы рейтинга учащегося, виды контроля  уровня учебных  достижений студентов рейтинговой системы, цели рейтинговой системы, фиксация оценок.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Типы рейтинга учащегося.»

Типы рейтинга учащегося


Преподаватель высшей категории

Основы микробиологии

иммунологии Ломакина М.И

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся.

Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого рабочего. Вместе с тем, это действенное средство контроля эффективности учебного процесса в учебном заведении, так как информация о результатах такого контроля используется для разработки управляющих воздействий на учебный процесс.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Анализ представленных определений позволяет заключить, что рейтинг студентов - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения обучающихся относительно друг друга. Уже по истечении двух - трех месяцев можно выделить лучших и худших учащихся группы. Это дает преподавателю возможность поощрять лучших и наказывать худших.

Что такое «рейтинговая система»

Суть рейтинговой системы в следующем:

  • итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты вашей учебной работы в течение всего семестра;

  • для того, чтобы объективно оценить результаты вашей работы, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных рубежей, каждый из которых оценивается определенным числом баллов;

  • итоговая оценка по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных срезов, включая финальный (зачет/экзамен);

  • итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки и баллы по нему также являются частью итогового рейтинга, который вы набрали при изучении дисциплины.

Таким образом, вы в процессе изучения дисциплины накапливаете баллы, зарабатывая рейтинг, который в итоге показывает вашу успеваемость.

В системе используется несколько понятий, в которых, во избежание недоразумений, надо разобраться:

- нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую можно набрать. Нормативный рейтинг дисциплины составляет 50 или 100 баллов, в зависимости от дисциплины. По каждой работе и виду контроля есть свой нормативный рейтинг. Эти баллы указываются в кафедральной методичке;

- фактический рейтинг – это те баллы, которые выставляет вам преподаватель за работу, на рубежном контроле или зачете/экзамене.

- проходной рейтинг – это тот минимум, набрав который, вы будете считаться аттестованным по дисциплине. Другими словами, предмет будет считаться сданным. Проходной рейтинг есть для каждого вида работ или контролей. Общий проходной рейтинг для дисциплины – 55% от норматива, или 28 баллов для дисциплины с нормативом 50 баллов и 55 баллов

– для 100-балльной дисциплины. Если набираете меньше – это двойка со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Типы рейтинга учащегося

Исследователи выделяют различные типы рейтинга учащегося:

  • рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене (зачете);

  • совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном отрезке времени;

  • заключительный (итоговый) рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

  • интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения

Рейтинговый контроль оценки знаний позволяет обучающимся:

  • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;

  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;

  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзамена;

  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение полугодия;

  • вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Виды контроля уровня учебных достижений студентов рейтинговой системы

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов в рамках рейтинговой системы являются:

  • -текущий контроль;

  • - рубежный контроль;

  • - промежуточный контроль (сессия).

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за уровнем усвоения знаний, умений и навыков за фиксируемый период времени. Текущий контроль осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию.

Формами текущего контроля могут быть:

  • - опросы,

  • - самостоятельная работа студента (конспектирование, реферирование, подготовка сообщений по теме и др.);

  • - проверка выполнения домашних заданий;

  • - дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования.

Рубежный контроль по дисциплине(модулю) - осуществляется по самостоятельным разделам по окончании изучения материала раздела в установленные сроки. Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения студентом данного модуля и возможного добора баллов, планируемого в ходе освоения дисциплины. В течение семестра должно быть не менее трех рубежных контролей. Мероприятия рубежного контроля проводятся за счет часов, отведенных на изучение дисциплины, их график соответствует расписанию учебных занятий.

Формами мероприятий рубежного контроля могут быть:

  • - письменные контрольные (практические или лабораторные) работы,

  • - тестовые задания;

  • - коллоквиумы;

  • - выполнение определенного числа заданий с защитой.

Промежуточный контроль (сессия)- это форма контроля, проводимая по

завершению изучения дисциплины в семестре. В рабочих учебных планах СПО предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: экзамен, дифференцированный зачет, зачет. Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам семестра устанавливается графиком учебного процесса колледжа. Промежуточный контроль по дисциплине не позволяет предопределить положительного результата обучения при низком числе баллов, набранных студентом в ходе текущего контроля. Полная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Цели рейтинговой системы

Основными целями введения рейтинговой системы являются:

-формирование у студентов мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;

-снижение роли случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;

-упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего, рубежного и промежуточного контроля;

-реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;

-повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора;

- получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям студентов, информации об учебных достижениях студента, группы, отделения за любой промежуток времени.

Как фиксируются оценки

После того, как вы выполнили и сдали работу или прошли рубежное тестирование, преподаватель вашу работу оценивает и эту оценку вносит в рейтинг-лист (он отчасти заменяет журнал успеваемости и зачетно-экзаменационную ведомость).

Текущий рейтинг выставляется в конце семестра (как правило, перед зачетом или экзаменом) и добавляется к общей сумме баллов, набранной за выполнение работ и прохождение рубежей. Для этого в рейтинг-листе тоже есть специальная колонка.

После зачета/экзамена в рейтинг-лист вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть ваш итоговый фактический рейтинг. Он выражен в баллах (допустим, от 55 до 100). К сожалению, в зачетки и приложение к диплому надо выставлять балл в принятой в России традиционной 4- балльной шкале: отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно.

Поэтому после того, как баллы будут внесены в нашу автоматизированную информационную систему «косинус», в ней происходит автоматический пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале (в соответствии с приведенной ниже таблицей). По дисциплинам, по которым в качестве формы контроля учебным планом установлен зачет, в ведомости (приложении к диплому) запись «зачтено» формируется при условии, что набранная сумма баллов превышает 55% от норматива. В зачетную книжку выставляется балл по традиционной 4-балльной шкале или запись «зачтено».

Нормативный

рейтинг по дисциплине

Оценки в традиционной

4-балльной шкале

50 баллов

100 баллов

Фактически набранная сумма баллов

45-50

90-100

5 (отлично)

36-44

71-89

4 (хорошо)

28-35

55-70

3 (удовлетворительно)

менее 28

менее 55

2 (неудовлетворительно)



В ходе проделанной работы, мы разобрались, зачем нужна рейтинговая система:

Во-первых, повышается объективность оценки ваших достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляемое к оценке - в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые вы наберете за семестр.

Во-вторых, рейтинговая система более точно позволяет оценить качество вашей учебы. Опять же все знают, что тройка тройке рознь. Как говорят преподаватели: «три пишем, два в уме». А в многобалльной рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Между прочим возможен такой случай: вы за все промежуточные работы получили наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) средний. Так вот по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетку заслуженную пятерку (по привычной шкале оценок, о переводе – далее).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если вы по завершении курса получаете достаточную сумму баллов, то можете быть освобождены от сдачи экзамена или зачета. Но это все-таки не правило, а исключение.

Ну и, наконец, качество вашей подготовки при введении рейтингового контроля обязательно повысится, что немаловажно для занятия в будущем приличного места на рынке труда.








Источники информации

1. Рейтинговая система https://www.muiv.ru

2. Рейтинговая система оценки http://www2.asu.ru

3. О рейтинговой системе оценки https://www.muiv.ru

4. Рейтинговая система https://solncesvet.ru