СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: трудности адаптации к новому коллективу младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья: трудности адаптации к новому коллективу младших школьников»

Балейский филиал

ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»











Трудности адаптации к новому коллективу младших школьников

(Сообщение по МДК 04.01)















Выполнил(а): Цветкова Кристина

студентка 313

Проверил(а): Юсова Валентина Ивановна,

преподаватель психолого-педагогических наук



















Балей 2023г

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Одна из важнейших задач педагогического коллектива - успешная адаптация (от лат. adapto — приспособляю) ребёнка в школе. Адаптация — это процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы (то есть поддержание её основных параметров) при изменении условий внешней и/или внутренней среды. Нередко адаптацией, или адаптированностью, называют и результат такого процесса — наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды (Джон Рональд Руэл Толкин). [2]

Трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение, и даже агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. Важными показателями психологической адаптации к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем и овладение навыками учебной деятельности. Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут учиться с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Трудности адаптации:

1. Усвоение правил школьного режима: обязанности школьника, своевременность прихода на занятия, соблюдение школьного режима, выполнение домашнего задания.

2. Усвоение правил взаимоотношений с учителем: неправильное восприятие ситуации урока, непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли.

3. Усвоение правил взаимоотношений детей со сверстниками: недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми.

4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями: личностное пространство в семье, отношения с братьями и сестрами, стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком.

5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, к своим результатам: высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя.

Также в школьной практике наблюдается дезадаптации и Р.В. Овчарова предложила следующую классификацию форм школьной дезадаптации: неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением; неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз или «фобия школы» — неумение разрешить противоречие между семейным и школьным «мы». [3] Р.В. Овчарова выделяет семейное влияние в качестве главной причины школьной дезадаптации в младших классах. По мнению автора, ребенок приходящий в школу из семьи, где он не чувствует переживания «мы», проецирует данные ощущения и на учебный процесс. Соответственно ему будет трудно войти в новую социальную общность. Стремление к отчуждению на бессознательном уровне, неприятие общественных норм и правил, ради сохранения неизменного «я» составляет основу дезадаптации детей к школьному обучению, воспитывающихся в семьях с несформировавшимся чувством «мы» Сравнительно недавно в отечественной психологии появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка.[1] Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога. Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в новый коллектив, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего ребенка в школу. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое школа и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на приход, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд. Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать. Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? [1] Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других. Адаптация – это привыкание, приспособление организма к новой среде обитания и протекает на: - психологическом, -  физиологическом -  поведенческом уровнях.  Для быстрой адаптации необходим индивидуальный подход к выбору игр и увлечений ребят.

Как себя вести в новом классе: советы школьникам. Основная проблема многих детей, идущих в новый класс - незнание, как вести себя в незнакомом коллективе. Даже для взрослого человека это может быть стрессовое. Ребенку же, имеющему не очень обширный опыт социальных взаимодействий, знакомства даются еще тяжелее, особенно если были проблемы со сверстниками в старой школе. Чтобы облегчить первые дни в новом классе, можно дать советы, как себя вести.

  1. Быть приветливым, следить за осанкой. Дружелюбная улыбка, спокойный голос, расправленные плечи - все это демонстрирует уверенность и располагает к себе.

  2. Выглядеть аккуратно, содержать в порядке рабочее место. Можно объяснить ребенку, что одноклассникам может быть неприятно подходить к товарищу, если он сидит за грязной партой, а на нем самой помятая одежда.

  3. Выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса. Это поможет быстрее сориентироваться в новой обстановке и лучше к ней приспособиться.

  4. Дать классу время привыкнуть к новенькому. Важно дать понять ребенку: ничего страшного, если в первый-второй день он не заведет близких знакомств. На установление контакта, как правило, нужно время.

  5. Не подхалимничать. Конечно, на какое-то время привлечь к себе внимание с помощью подарков или грубой лести подростку, может быть, и удастся, однако одноклассники потеряют к нему интерес, как только у него закончится этот ресурс.

  6. Не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе. Одноклассники, как и, впрочем, педагоги, могут принять это близко к сердцу и решить, что подросток считает их недостаточно хорошими для себя.

  7. Не рассказывать, как было плохо в прежней школе. Даже если причина перехода в другую школу заключалась в травле, новым одноклассникам лучше об этом не знать, так как подобная информация приоткрывает уязвимые стороны подростка.

Советы для педагога по общению с новым учеником [3]

  1. В первую очередь в личной беседе необходимо посвятить новичка в правила школьной жизни, рассказать о досуге ребят, традициях класса и школы, вкратце охарактеризовать ребят-одноклассников. Следует сообщить о готовности выслушать ученика в любой ситуации и помочь в решении его проблем. Важно сделать акцент на том, что содержание разговоров не будет никому разглашаться.

  2. Необходимо представить новичка одноклассникам, рассказать о нем ребятам в положительном ключе. Очень важно следить, как будут развиваться отношения в классе, чтобы вовремя отследить негативные реакции со стороны «старичков».

  3. Прежде чем вовлекать новичка в работу на уроках, необходимо дать ему какое-то время прийти в себя, почувствовать себя в своей тарелке.

  4. В идеале нужно подстроить уроки под нового ученика так, чтобы он мог проявить себя естественным образом.

  5. Чтобы адаптация проходила быстрее, можно посадить новенького вместе с одним из лидеров класса, который сможет ввести его в коллектив. Или дать нескольким ребятам, включая лидера и новенького, совместное поручение. Уместна будет и просьба «подтянуть» новичка по школьной программе (особенно подходит для младших школьников).

  6. Совместной может быть не только учебная деятельность. Дежурство по классу, уборка после уроков (если это принято в школе) способствуют налаживанию контакта.

  7. Неплохо будет заранее выяснить, чем увлекается ребенок, каковы его интересы и любимые предметы. Это можно сделать в ходе анкетирования всего класса. Узнав, что нравится большинству, можно организовать для ребят интересное мероприятие и тем самым сделать еще один шаг на пути к адаптации ребенка и сплочения коллектива.

  8. Важно поговорить с родителями и узнать побольше о новом ученике: его характере, учебе в прошлой школе, друзьях и т.п.

  9. Если предпосылок нет, но новичок длительное время сторонится одноклассников, следует проконсультироваться со школьным психологом.

Игры для адаптации новых учеников в классе

Новые ученики в классе легче адаптируются в ходе игровой деятельности. Рассмотрим несколько вариантов игр:

  • «Сосед справа». Учитель вручает эстафетную палочку ученику, который должен как-то охарактеризовать одноклассника, сидящего справа. Затем палочка передается дальше – тому, о ком говорили. Новый ученик может рассказать о себе сам.

  • «Переходящий мяч». Педагог спрашивает у учеников «Чем ты любишь заниматься после уроков?» и бросает мяч любому ребенку. Тот дает ответ и бросает мяч обратно. Учитель задает вопрос: «Кто еще любит проводить время так же?». Дети поднимают руки.

  • «Тайный комплимент». Ученики пишут свои имена на листочках и запускают их по кругу. Каждый, кто получает листик с именем, должен написать пару приятных характеристик этого одноклассника. После полного круга листик попадает к учителю, который зачитывает написанное. Дети же угадывают, о ком идет речь.

Список используемых источников

  1. Адаптация ребёнка в школьном коллективе [электронный режим]. Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2014/08/06/adaptatsiya-rebyonka-v-shkolnom-kollektive (дата обращения: 30.01.2023);

  2. Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе [электронный ресурс]. Режим доступа: https://roditeli.maximumtest.ru/cards/kak-podruzhitsya-s-odnoklassnikami-i-naiti-druzei-v-novoi-shkole (дата обращения 30.01.2023);

  3. Новые ученики в классе: методы успешной адаптации [электронный режим]. Режим доступа: https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/novye-ucheniki-v-klasse/ (дата обращения: 30.01.2023);

  4. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе [электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/183/46927/ (дата обращения: 30.01.2023).