Трудности в усвоении терминов при изучении темы «Кровь и кровообращение».
Автор: учитель биологии и химии МКОУ «Кужникская СОШ» Табасаранского района Махмудов Абдулла Махмудович.
Учебная тема "Кровь и кровообращение" как часть раздела «Человек и его здоровье» имеет специфические задачи, связанные с особенностями содержания. Содержание составляет система понятий, одни из них обширны и охватывают ряд тем курса, другие носят более частный характер.
В содержании этой темы выделяют анатомические, физиологические, медицинские понятия и др. Все группы указанных понятий тесно связаны между собой. Из закономерностей строения и функций органов выводятся гигиенические правила поведения, а хорошее усвоение понятий физиологии способствует выработке умений практически учитывать физиологические закономерности. В процессе формирования понятий следует устанавливать связь между ними и следить за их постепенным развитием.
Кроме связи друг с другом, понятия темы "Кровь и кровообращение" связаны со специальными понятиями изучающимися в курсе зоологии, которые подготовили учащихся к пониманию и усвоению понятий по анатомии, физиологии и гигиене человека. В свою очередь система понятий по данной теме способствует формированию общебиологических понятий и подготавливает обучающихся к восприятию материала общей биологии.
Содержание школьного темы "Кровь и кровообращение" характеризуется значительным количеством анатомических и физиологических понятий, обозначенных сложными (из нескольких слов) терминами. Многие термины иностранного происхождения, поэтому терминологическая работа должна планироваться особенно тщательно.
У обучающихся, при изучении темы "Кровь и кровообращение", наибольшие трудности усвоения вызывают физиологические понятия, так как материал по физиологии трудно, а подчас и невозможно представить для непосредственного наблюдения. Здесь необходимо искать дополнительные пути и средства, помогающие детям овладевать этим материалом. Одно из таких средств - работа с терминами, которая состоит из системы рассмотренных ниже приемов.
Осуществляя работу по усвоению научного языка темы "Кровь и кровообращение" учителю следует учитывать, что многие термины, особенно анатомо-морфологические, учащимся уже известны, поэтому нет необходимости вновь выяснять их смысловое значение, происхождение и т. д. Например «артерия», «вена», понятие «замкнутой кровеносной системы», «круги кровообращения», «предсердия» и «желудочки». Но это не означает, что работа с этими терминами не должна вовсе проводиться. Необходимо организовать работу таким образом, чтобы учащиеся чаще использовали свои знания в новой для них учебной ситуации. Изученные в предыдущих классах термины следует развивать дальше. Например «верхняя полая вена», «легочная артерия», «венечная артерия». Таким образом обучающиеся не только закрепляют изученные понятия, но и насыщают новым содержанием.
В данной теме имеются физиологические термины, такие как «резус-фактор», «иммунитет», «интерферон» и т.д. Учителю необходимо объяснять происхождение терминов, это также способствует лучшему их запоминанию. Имеются также медицинские термины, например «тонометр», «артериальное кровотечение», «электрокардиограмма».
Использование разных приемов и методов позволит учащимся лучше освоить знания по данной теме и в дальнейшем самостоятельно получать знания.
Список терминов по теме "Кровь и кровообращение"
Внутренняя среда организма – образована кровью, лимфой и тканевой жидкостью.
Кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.
Эритроциты – красные кровяные клетки, лишены ядер, заполнены гемоглобином и переносят кислород к тканям, а углекислый газ к легким.
Лейкоциты – белые кровяные клетки, имеют ядра, выполняют защитную функцию.
Т-лимфоциты - распознают микробные и другие антигены, и уничтожают их
В-лимфоциты –вырабатывают антитела и обезвреживают антител.
Тромбоциты – кровяные пластинки , участвуют в свертывании крови.
Фагоцитоз – поглощение клетками крупных частиц пищи и патогенных бактерий
Красные костный мозг – кроветворный орган.
Иммунитет – способность организма бороться с инфекцией, невосприимчивость к инфекциям.
Врожденный иммунитет – присутствует у человека от рождения
Приобретенный – полученный в течение жизни
Активный иммунитет – выработан после вакцинации или после болезни
Пассивный – получен с молоком матери и после введения лечебной сыворотки
Антиген – чужеродное патогенное вещество или микроорганизм
Антитело – белок, вырабатываемый организмом против антигена
Резус-фактор – белок в эритроцитах, имеющийся у некоторых людей
Донор – человек, дающий кровь для переливания
Реципиент – человек, которому переливают кровь
Артерии – крупные кровеносные сосуды, с толстыми мышечными стенками, по которым кровь течет от сердца
Аорта – самая большая артерия
Вены – крупные кровеносные сосуды, снабженные клапанами, по которым кровь течет к сердцу
Капилляры – кровеносные сосуды с тонкими стенками из одного слоя эпителиальных клеток. В них происходит газообмен.
Венечная артерия – артерия, приносящая кровь к сердечной мышце.
Малый круг кровообращения – начинается в правом желудочке, проходит через легкие и заканчивается в левом предсердии. Кровь обогащается кислородом
Большой круг кровообращения – начинается в левом желудочке. Проходит через органы тела и заканчивается в правом предсердии. Кровь отдает кислород органам и тканям.
Миокард – мышечный слой сердца
Сердечный цикл:
1) сокращение предсердий (0.1 с. ), 2) сокращение желудочков (0.3 с.), 3) пауза (0.4 с).
Ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемое сердцем за один цикл.
Пульс – толчкообразные колебания стенок артерий
Гипертония – повышенное артериальное давлении
Гипотония – пониженное артериальное давление
Инсульт – кровоизлияние в мозг
Инфаркт миокарда – кровоизлияние в сердечную мышцу
Гиподинамия – недостаток двигательной активности
Кровотечение – нарушение целостности кровеносных сосудов
Виды кровотечений: Внешнее, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, носовое.
Гомеостаз – постоянство состава внутренней среды организма
Малокровие (анемия) – недостаток эритроцитов или пониженное содержание в них гемоглобина, возникает при кровотечениях, интоксикациях, дефиците витамина В12.
Гемофилия – несвертываемость крови
Лейкоцитарная формула - Соотношение различных видов лейкоцитов в крови
Группы крови человека представляют собой совокупность признаков, характеризующих антигенную структуру эритроцитов и специфичность антител плазмы