СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Трудности в усвоении терминов при изучении темы "Кровь и кровообращение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Трудности в усвоении терминов при изучении темы "Кровь и кровообращение"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Трудности в усвоении терминов при изучении темы "Кровь и кровообращение"»

Трудности в усвоении терминов при изучении темы «Кровь и кровообращение».

Автор: учитель биологии и химии МКОУ «Кужникская СОШ» Табасаранского района Махмудов Абдулла Махмудович.

Учебная тема "Кровь и кровообращение" как часть раздела «Человек и его здоровье» имеет специфические задачи, связанные с особенностями содержания. Содержание составляет система понятий, одни из них обширны и охватывают ряд тем курса, другие носят более частный характер.

В содержании этой темы выделяют анатомические, физиологические, медицинские понятия и др. Все группы указанных понятий тесно связаны между собой. Из закономерностей строения и функций органов выводятся гигиенические правила поведения, а хорошее усвоение понятий физиологии способствует выработке умений практически учитывать физиологические закономерности. В процессе формирования понятий следует устанавливать связь между ними и следить за их постепенным развитием.

Кроме связи друг с другом, понятия темы "Кровь и кровообращение" связаны со специальными понятиями изучающимися в курсе зоологии, которые подготовили учащихся к пониманию и усвоению понятий по анатомии, физиологии и гигиене человека. В свою очередь система понятий по данной теме способствует формированию общебиологических понятий и подготавливает обучающихся к восприятию материала общей биологии.

Содержание школьного темы "Кровь и кровообращение" характеризуется значительным количеством анатомических и физиологических понятий, обозначенных сложными (из нескольких слов) терминами. Многие термины иностранного происхождения, поэтому терминологическая работа должна планироваться особенно тщательно.

У обучающихся, при изучении темы "Кровь и кровообращение", наибольшие трудности усвоения вызывают физиологические понятия, так как материал по физиологии трудно, а подчас и невозможно представить для непосредственного наблюдения. Здесь необходимо искать дополнительные пути и средства, помогающие детям овладевать этим материалом. Одно из таких средств - работа с терминами, которая состоит из системы рассмотренных ниже приемов.

Осуществляя работу по усвоению научного языка темы "Кровь и кровообращение" учителю следует учитывать, что многие термины, особенно анатомо-морфологические, учащимся уже известны, поэтому нет необходимости вновь выяснять их смысловое значение, происхождение и т. д. Например «артерия», «вена», понятие «замкнутой кровеносной системы», «круги кровообращения», «предсердия» и «желудочки». Но это не означает, что работа с этими терминами не должна вовсе проводиться. Необходимо организовать работу таким образом, чтобы учащиеся чаще использовали свои знания в новой для них учебной ситуации. Изученные в предыдущих классах термины следует развивать дальше. Например «верхняя полая вена», «легочная артерия», «венечная артерия». Таким образом обучающиеся не только закрепляют изученные понятия, но и насыщают новым содержанием.

В данной теме имеются физиологические термины, такие как «резус-фактор», «иммунитет», «интерферон» и т.д. Учителю необходимо объяснять происхождение терминов, это также способствует лучшему их запоминанию. Имеются также медицинские термины, например «тонометр», «артериальное кровотечение», «электрокардиограмма».

Использование разных приемов и методов позволит учащимся лучше освоить знания по данной теме и в дальнейшем самостоятельно получать знания.

Список терминов по теме "Кровь и кровообращение"

Внутренняя среда организма – образована кровью, лимфой и тканевой жидкостью.

Кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

Эритроциты – красные кровяные клетки, лишены ядер, заполнены гемоглобином и переносят кислород к тканям, а углекислый газ к легким.

Лейкоциты – белые кровяные клетки, имеют ядра, выполняют защитную функцию.

Т-лимфоциты - распознают микробные и другие антигены, и уничтожают их

В-лимфоциты –вырабатывают антитела и обезвреживают антител.

Тромбоциты – кровяные пластинки , участвуют в свертывании крови.

Фагоцитоз – поглощение клетками крупных частиц пищи и патогенных бактерий

Красные костный мозг – кроветворный орган.

Иммунитет – способность организма бороться с инфекцией, невосприимчивость к инфекциям.

Врожденный иммунитет – присутствует у человека от рождения

Приобретенный – полученный в течение жизни

Активный иммунитет – выработан после вакцинации или после болезни

Пассивный – получен с молоком матери и после введения лечебной сыворотки

Антиген – чужеродное патогенное вещество или микроорганизм

Антитело – белок, вырабатываемый организмом против антигена

Резус-фактор – белок в эритроцитах, имеющийся у некоторых людей

Донор – человек, дающий кровь для переливания

Реципиент – человек, которому переливают кровь

Артерии – крупные кровеносные сосуды, с толстыми мышечными стенками, по которым кровь течет от сердца

Аорта – самая большая артерия

Вены – крупные кровеносные сосуды, снабженные клапанами, по которым кровь течет к сердцу

Капилляры – кровеносные сосуды с тонкими стенками из одного слоя эпителиальных клеток. В них происходит газообмен.

Венечная артерия – артерия, приносящая кровь к сердечной мышце.

Малый круг кровообращения – начинается в правом желудочке, проходит через легкие и заканчивается в левом предсердии. Кровь обогащается кислородом

Большой круг кровообращения – начинается в левом желудочке. Проходит через органы тела и заканчивается в правом предсердии. Кровь отдает кислород органам и тканям.

Миокард – мышечный слой сердца

Сердечный цикл:

1) сокращение предсердий (0.1 с. ), 2) сокращение желудочков (0.3 с.), 3) пауза (0.4 с).

Ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемое сердцем за один цикл.

Пульс – толчкообразные колебания стенок артерий

Гипертония – повышенное артериальное давлении

Гипотония – пониженное артериальное давление

Инсульт – кровоизлияние в мозг

Инфаркт миокарда – кровоизлияние в сердечную мышцу

Гиподинамия – недостаток двигательной активности

Кровотечение – нарушение целостности кровеносных сосудов

Виды кровотечений: Внешнее, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, носовое.

Гомеостаз – постоянство состава внутренней среды организма

Малокровие (анемия) – недостаток эритроцитов или пониженное содержание в них гемоглобина, возникает при кровотечениях, интоксикациях, дефиците витамина В12.

Гемофилия – несвертываемость крови

Лейкоцитарная формула - Соотношение различных видов лейкоцитов в крови

Группы крови человека представляют собой совокупность признаков, характеризующих антигенную структуру эритроцитов и специфичность антител плазмы