СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о патриотическом воспитании в литературно-журналистской студии "Модлодые голоса". О результатах воспитательной деятельности, о продуктах труда воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования"»


Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования


Становление личности через патриотическое воспитание


Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. Так же он является важным ресурсом консолидации общества и выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Поэтому патриотическое воспитание молодёжи особенно сейчас, когда обстановка в мире крайне напряжённая, очень важно.

Что представляет собой патриотическое воспитание? Это скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств: любви к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

А кто такой патриот? Если мы заглянем в толковые словарь, то у В. Даля сказано, что он – «любитель отечества, ревнитель о благе его». У С. Ожегова следующая трактовка: «человек, преданный своему отечеству, своему народу, родине». Оба эти толкования говорят о том, что патриотизм проявляется в конкретных поступках и в деятельности человека.

И дополнительное образование может в полной мере мотивировать обучающегося на поступки, которые смогут развить у подрастающего поколения любовь к Родине и ответственность за её благополучие и счастье.

Тем более, что внеурочная деятельность в рамках ФГОС предполагает возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие учащегося: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.

Опираясь на теоретические аспекты, перечисленные ранее, постаралась в своей педагогической деятельности уделить как можно больше внимания патриотическому воспитанию. Тем более, что основной целью моей работы в литературно-журналистской студии «Молодые голоса» «Дома детского творчества» станицы Староминской Краснодарского края является формирование гармонично развитой, творческой личности, обладающей чувством патриотизма и высокими морально-нравственными принципами, занимающей активную гражданскую позицию.


Проблемы, к которым нельзя быть равнодушными


На этапе активного введения в рабочий процесс методов патриотического воспитания в студии занимались подростки в возрасте от 14 до 17 лет, которые учились писать творческие материалы в разных жанрах: заметки, репортажи, интервью, очерки, невыдуманные истории, рассказы, стихи и сказки. Самые качественные, талантливые материалы публикуются в газете Староминского района «Степная новь», с которой студия сотрудничает на протяжении 12 лет. И материалы, о которых пойдёт рассказ далее, тоже нашли своё место на страницах газеты.

На диагностическом этапе выяснилось, что ребят очень волнуют экологические проблемы: состояние почв нашего сельскохозяйственного района и реки Сосыка, обстановка с вывозом и утилизацией мусора, большое количество бродячих собак на улицах станицы и т. д. Мы стали разрабатывать эти актуальные темы. Неравнодушие ребят вылилось в два полноценных журналистских материала: проблемный очерк Алины Чайко «В зарю над пашнями лечу я…», где как раз освещается проблема использования удобрений и состояние реки, и статью Лианы Исраелян «Куда девать мусор?».

С кем поговорить на тему патриотизма как ни с бывшим военным. Собеседником Виктории Чуприны стал ведущий специалист по гражданской обороне отдела ГО и ЧС муниципального образования Староминский район, председатель районного общества «Боевое братство» В. В. Шамраев. Он не только рассказал о своём непростом жизненном пути, службе в 22-ой  бригаде специального назначения ГРУ, в 173-ем отряде «Кобра», но и о необходимости вести здоровый образ жизни и самое главное – о ценности мира на земле. Вот отрывок из интервью: «Никогда я не смогу забыть тех людей, которые в Грозном сидели в подвале и боялись выйти, боялись окна открыть, потому что в них кидали гранаты ради забавы. Человек учится на своих ошибках, он привык сравнивать свою жизнь с чьей-то жизнью, свои действия – с действиями других. Если бы можно было записать жизнь человека в 5D в то время, а потом снять предполагаемую жизнь во время боевых действий на территории России, тогда бы земляне научились ценить мир. Чего вам еще надо, люди»?

Патриотом не может называться человек, который не любит родной язык, великую русскую литературу. О сохранности нашего русского языка и культуре его использования Алина Чайко решила побеседовать с учителем русского языка и литературы с 45-летним стажем работы в школе – О. Г. Середой. В нём опытный педагог сделал важнейший вывод: «Чтобы сохранить русский язык, нужно любить Родину. Чтобы в СМИ меньше встречалось иностранных слов. Мы должны гордиться тем, что мы русские. Наша история – это история борьбы за выживание, честь, достоинство. Русский язык очень богат оттенками слов. И самое главное – в нашем языке душа, и её обязательно нужно хранить».

Проведённая работа выявила содержательно-деятельностный показатель эффективности патриотического воспитания, характеризующий стремление обучающихся к овладению знаниями, умениями и навыками по основам безопасной жизнедеятельности и защиты интересов Родины, степень их участия и активности в проводимых мероприятий по плану патриотической работы.


«Сороковые-роковые…»


Обязательно нужно хранить и память о неимоверно трудных годах Великой Отечественной войны. Екатерина Кибалко собрала материалы о своём прадеде, Майкове Дмитрии Никитовиче, который ушёл на фронт, оставив жену и четырёх детей. Сражался с фашистами, был тяжело ранен и попал в плен. Считался пропавшим без вести, но супруга его ждала, и он вернулся на Родину только спустя три года после Победы. Так же Е. Кибалко собрала воспоминания детей войны в пронзительную зарисовку «Дыхание военного детства».

А Лиана Исраелян написала трогательный очерк о людях искусства, которые были на фронте в эти годы «А музы не молчали…». В нём она рассказала о староминчанине, поэте-фронтовике И. Ф. Варавва, известном на всю Россию. Иван Фёдорович прошёл всю войну. Писал стихи для дивизионной газеты в окопах и во время коротких передышек между боями. Его произведения, начиная с 1942 года, публиковались на страницах армейских печатных изданий. О художнике Г. А. Булгакове, работавшем в газете «Армейская правда», чьи картины: «В минуту затишья» и «Бывалый воин» – говорят о главном и вечном: о любви к родной земле, о чувстве долга, о красоте окружающего мира. И ещё о композиторе Г. М. Плотниченко, который ушёл на фронт добровольцем, был тяжело ранен: ему до плечевого сустава ампутировали руку. Несмотря на увечье, не пал духом, а научился виртуозно играть на инструментах, окончил музыкальное училище. Его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» «Маки на малой земле», «У старого кургана» – любит вся страна.

Именами Героев Советского Союза: Петренко, Сергея Целых, Александра Артюха – названы улицы Староминской, а полный кавалер Орденов Славы Цыгикало является почётным гражданином станицы. Узнать об этих достойных людях как можно больше решили Алина Чайко и Екатерина Кибалко. Я посоветовала обратиться за информацией в районный архив и музей, побеседовать с родственниками героев. В результате, составлены описания подвигов, совершённых во время советско-финской войны и Великой Отечественной, юные корреспонденты познакомились с Наградными листами и познакомили остальных учащихся студии «Молодые голоса» с собранной информацией.

Здесь прослеживается конгитивный (интеллектуальный) индикатор эффективности  патриотического воспитания, характеризующий уровень знания обучающимися истории, культуры своего Отечества, традиций российского народа, государственного обустройства России, российской символики, состава и структуры Вооружённых Сил России, порядка прохождения военной службы и защиты рубежей Отечества.



Герои, живущие рядом


В прошлом году наш Краснодарский край отмечал своё 80-летие. Проводилась краевая поисково-просветительская акция «Имя Кубани». Юные корреспонденты тоже приняли в ней активное участие. Мы собирали информацию, о героях Первой и Второй Чеченских войн, награждённых орденами и медалями. Ребята ходили по указанным адресам и выясняли, живут ли там те, кому довелось служить в Чечне. Если они там проживали, то юнкоровцы старались узнать у них как можно больше о том непростом времени, о подвигах во время боевых действий. Оказалось, что эти люди не считают себя героями, живут в тени и очень скромны. Но всё же ребятам удалось добыть ценную информацию о Романе Ковыреве, награжденном Орденом Мужества. Он в селе Ачхой-Мартан вытаскивал ротного и других тяжелораненых бойцов за линию боевых действий, хотя сам был ранен в голову. По итогам акции Р. Е. Ковырев был награждён Медалью Краснодарской Краевой Народно-патриотической Общественной организацией «За веру, Кубань и Отечество!» в номинации «Боевое имя Кубани-80».

Также в архив Староминского района и в районный музей были отданы материалы о Евгении Викторовоиче Шульгине, который был огнемётчиком, участвовал в боях за Аргун, был контужен. В результате, награждён медалью «За Отвагу». Такую же медаль заслужил ещё один староминчанин, Андрей Иванович Сомко, будучи связистом в артиллерийском полку, который участвовал в штурме Грозного.

Юные корреспонденты выяснили, что Александр Викторович Петров на своей машине, заправленной дымообразующим веществом, создавал непросматриваемую дымовую завесу длиной не менее 1 км за 5-7 мин. Маскировка велась в условиях постоянного обстрела или во время бомбёжек. За выполнение ответственных заданий в районе Грозного награждён медалью «Суворова». Эту же медаль заслужил и Сергей Александрович Филько, участвовавший в кровопролитном сражении на площади «Минутка» в Грозном, а так же в тяжёлых боях в Аргунском ущелье в феврале 2000 года.

Ребята осознали, что герои нашего времени, истинные патриоты живут среди нас. Значит, герой – это не рафинированный образ, в котором собрано только всё лучшее и ценное, а обычный человек, способный пожертвовать собой ради благополучия других людей, ради идеи или долга. Не надо искать искусственно созданных кумиров, в которых привлекает лишь «эффект», ими произведённый, своего рода «аура», вокруг них созданная, а не действия, поступки, в которых, как в зеркале, отражается личность, многообразная натура человека. Надо быть только более чуткими и внимательными к окружающим.

На благо Родины


Тема патриотизма вновь зазвенела на разные голоса, когда участницы студии «Молодые голоса» работали над материалами на Международный конкурс «На благо Родины», который проводился в 2017-2018 г.

Анастасия Смитюк провела опрос среди молодёжи и выяснила её отношение к России: какие проблемы молодые люди считают основными и что надо сделать, чтоб их решить. В результате юным журналистом был написан живой и динамичный материал «Россия глазами молодёжи»

А Елизавета Фесенко писала о людях чести, которыми она считает военных. В своём очерке она рассказала о земляках. Один из них Дмитрий Юрьевич Фоменко, воевавший в Судане, потом в Чечне. Он награждён шестью медалями за время службы в органах. А в 2010 году Дмитрий Юрьевич победил в национальном конкурсе «Миротворец года» в номинации «Гражданский полицейский ООН». «Получить то, что ты хочешь, без усилий и упорства не получиться!» – такую формулу успеха усвоил ещё мальчишкой следующий герой очерка Е. Фесенко – Олег Юрьевич Ульянов. Он подполковник запаса, совершивший более трёх тысяч прыжков с парашютом. В течение тринадцати лет обучал этому мастерству курсантов Ейского военно-авиационного училища. В 2013 году организовал в Ейске авиационный клуб «Крылатая гвардия», на базе которого отважные мальчишки могут приобщиться к парашютному спорту и подготовиться к службе в армии.

Алина Чайко подготовила очерк к 75-ой годовщине Сталинградской битвы. Она была на экскурсии в городе-герое и передала свои ощущения о пребывании на Мамаевом кургане, но гораздо больше девушка рассказала о подвиге мирного населения, которое оказалось в адском котле сражений и выстояло под бомбёжками и обстрелами, сдюжило в условиях отсутствия еды и воды.

Эти творческие работы были опубликованы на интернет-портале Молодёжного интеллектуального клуба «Ключ», являющегося СМИ. Юнкоровцы получили Свидетельства о публикациях в различных номинациях.

Как видите, очень важен эмоционально-ценностный показатель, характеризующий духовно-нравственную деятельность и поведение обучающихся в повседневной жизни, их активность и сознательность.

Воспитательный результат проявился в изменениях, которые произошли с учащимися благодаря специально организованному процессу в социокультурной среде: овладение знаниями, умениями и навыками; владение универсальными учебными действиями, сформированные компетенции плюс большой опыт практической деятельности и взаимодействия в студии «Молодые голоса».

Литература и журналистика выполняют много задач: обучающую, познавательную, информирующую, развлекательную… И все же их социально-формирующая роль, на мой взгляд, очень велика. Но этот мир так огромен, что начинающий путник в нем может растеряться. К духовной пище молодое поколение надо привлекать аккуратно и ненавязчиво, открывая двери в сокровищницы литературы, воспитывать сокровенное чувство патриотизма, чувство ответственности за свою страну, её будущее. Я часто повторяю своим воспитанникам: «Верь в себя – и всё получится!» И тогда через годы страну наших детей назовут страной реализованных возможностей.

Елена Анатольевна Букурова -

Педагог МАУДО «дом детского творчества»

станицы Староминской Краснодарского края