Созанский Ярослав Адамович, учитель музыки МОУ «Школа № 11 г. Тореза», Торез |
цифровыЕ технологии
на уроках музыки как средство повышения мотивации к обучению
аННОТАЦИЯ. В статье рассматривается использование цифровых технологий на разных этапах урока музыки, предлагаются приемы активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ, анализируется влияние компьютерных программ на повышение мотивации к учению.
Под цифровыми технологиями в настоящей работе понимается совокупность компьютерных, информационно-коммуникационных, электронных ресурсов обучения.
Ключевые слова: цифровые технологии, мотивация, музыкальное искусство, технологическая карта урока,
Функционирование современной школы в условиях цифрового пространства существенно изменило подходы к организации учебной деятельности. Поэтому применение информационно-коммуникационных технологий на уроках уже не является инновацией, а воспринимается как необходимое условие достижения различных образовательных задач.
Вопрос использования цифровых технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе рассматривается педагогами, учеными, исследователями как важный компонент современного учебного процесса. Этой проблеме посвящены работы Э.Б. Абдуллина, Д.У. Бекеновой, С.А. Гильманова, И.Б. Горбуновой, Н.Ш. Козловой, Н.В. Сусловой и других. В настоящей статье раскрывается мотивационный аспект использования ИКТ в процессе преподавания музыки.
Обратим внимание на специфику предмета «музыка» в общеобразовательной школе, которая предполагает постоянное обращение к эмоциям, к чувственной сфере человека, к его духовному миру. Следовательно, на уроках музыки необходимо искать баланс между активным применением компьютерных технологий и сохранением тесного межличностного контакта на уровнях «учитель - ученик», «ученик -произведение искусства». При таком подходе к проектированию уроков важно правильно определять цель использования цифровых технологий. Отметим, что использование ИКТ на уроках искусства способствует реализации дифференцированного подхода, обеспечивает быстрый доступ к актуальной информации, индивидуализирует образовательный процесс, усиливает образовательные эффекты, обеспечивает обратную связь между участниками образовательных отношений, насыщает урок визуальными образами. Вместе с тем все перечисленное является только вспомогательным средством достижения цели уроков музыки – «воспитание гармоничной, творческой и интеллектуальной личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, активной жизненной позицией в процессе продуктивной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности» [2, 7].
Основным ресурсом достижения образовательных результатов, на наш взгляд, является осознанная продуктивная деятельность и наличие у школьников положительной мотивации к обучению. Сформировать положительную мотивацию, повысить интерес учеников к урокам музыки, сблизить учебное музыкальное пространство и жизненное пространство учеников помогают цифровые технологии.
Цифровые образовательные ресурсы, используемые на уроках музыки, можно условно разделить на группы, а именно: технические средства обучения и прикладные компьютерные программы. Под техническими средствами подразумеваются компьютеры, планшеты, смартфоны, мультимедийное оборудование и пр. Среди программных ресурсов, применение которых уместно на уроках и во внеурочной деятельности, значатся виртуальные тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, компьютерные игры, программы обучения игре на музыкальных инструментах, нотные редакторы, программы развития музыкального слуха, электронные музыкальные инструменты. Известно, что формирование художественных предпочтений, усвоение эмоционального опыта, обогащение эстетического вкуса происходит при непосредственном участии в музыкальной деятельности. Учащиеся, как следует из педагогических наблюдений, предпочитают активные формы работы на уроках: сольное и хоровое пение, выполнение музыкально-ритмических упражнений, участие в музыкальной драматизации. Поэтому для развития творческих способностей, формирования умений самопрезентации, для приобретения навыков публичных выступлений и как следствие – повышение мотивации к учению - предлагаем использовать следующий подход к моделированию урока музыки.
Таблица 1
Примерная модель урока
№ | Структурный элемент урока | Ведущие формы и методы обучения | Цифровые ресурсы |
1. | Погружение в музыкальный контекст урока. Мотивация деятельности. | Метод междисциплинарных взаимодействий: выбрать цвет настроения, ассоциировать себя с предметом, музыкальным произведением, явлением и т.п. Комментирование эпиграфа урока. Использование индуктора для введения в тему (предмет, слово, рисунок). | Видеоряд: презентации, мультипликация, виртуальные экскурсии. Paint.NET SketchUpFree Canva Wordle |
2. | Определение темы и задач урока | Метод проблемного обучения, метод игры: расшифровать ребус, разгадать загадку, назвать ключевые слова. | Wordle rebus1. |
3. | Определение интриги урока, в основе которой лежит гипотеза, парадокс, проблема | Метод проблемного обучения, метод художественного контекста: мозговой штурм, проблемные вопросы, чтение провоцирующего отрывка из произведения, демонстрация произведения живописи. | ru.savefrom.net YouTube виртуальные выставки и концерты |
4. | Создание учебных ситуаций. | Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки: восприятие, анализ, сравнение музыкальных произведений. Лабораторные и творческие работы. Интерпретация музыки. | Электронные энциклопедии, караоке-программы, EarMaster.School MusicalExaminer электронные учебники |
5. | Возникновение новых учебных ситуаций и познавательных противоречий. | Метод перспективных и ретроспективных связей, метод эмоциональной драматургии: выявление вопросов, на которые ученики не получили ответа. Обсуждение ценностного значения музыки. Создание самостоятельных высказываний. | NoteMatch видео аудиофайлы электронные музыкальные инструменты тренажеры |
6. | Итоги урока. Рефлексия | Системный подход, метод проблемного обучения: самооценивание и взаимооценивание деятельности. Предложения по слушанию музыки, проектирование домашнего задания | Windows Movie Maker, Movavi Video Edit Plus |
Большой диапазон для творческой деятельности на уроках музыки открывают сетевые ресурсы: мессенджеры, социальные сети, сайты и блоги. Рассмотрим, как при помощи названных информационно-коммуникационных технологий можно воздействовать на мотивационную сферу учащихся через систему творческих домашних заданий (домашнее задание предлагается выполнять по желанию и на выбор).
Таблица 2
Тема урока | Домашнее задание, итоговый проект, коллективная или индивидуальная творческая работа | Интернет-ресурс |
6 класс. Джаз – музыка ХХ века. | Создание плей-листа «Популярные джазовые композиции» | размещение на странице ВКонтакте |
6 класс. Портрет в музыке и живописи | К оллективное виртуальной презентации к уроку | гугл-формы (таблицы, отчет о работе, презентации) |
7 класс. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» | Разработка телеграм-канала, страницы в ВКонтакте от имени персонажей трагедии | |
8 класс. В музыкальном театре. Балет | Тизер или трейлер по мотивам балетов Донбасс Оперы. | видеоредактор, размещение фильма на видеохостинге |
Разберем на примере урока углубления темы возможные результаты применения цифровых технологий.
Таблица 3
Технологическая карта урока
Тип урока. Урок углубления темы |
Тема урока. Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. 7 класс |
№ | Этапы урока (по Абдуллину Ю.Б.) | Музыкальный материал | Прием, форма технология, действие, ИКТ | Предполагаемый результат |
I. | Музыкальное приветствие. Введение в тему урока. Мотивация учебной деятельности | Ж. Бизе «Тореадор» | Вход в класс под музыку. Видеоряд мультимедийное оборудование | воздействие на эмоциональную сферу, создание соответствующего настроения у учащихся |
II. | Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта | | Вопрос: какое настроение создала у вас музыка. Кем вы себя представляли? | |
III. | Углубление темы: | |
| музыкально-слушательская деятельность | Демонстрация фрагмента «Кармен-сюиты» и оперы Ж. Бизе «Хабанера» | Слушание и анализ фрагмента, сравнение музыкальных образов. Видеофрагмент, электронная энциклопедия, видеолекция | Совершенствование навыка работы с различными источниками информации. Усиление музыкальных впечатлений визуальными образами. |
| музыкально-пластическая деятельность | музыкально-ритмические упражнения «Испанский танец» | аудиофайлы, виртуальная экскурсия, | Обогащение эмоционально-чувственного опыта |
| певческая деятельность | | Работа над песней: исполнение под аккомпанемент, исполнение под фонограмму-минус. NoteMatch | совершенствование певческих умений, формирование вокальной культуры, развитие уверенности в себе, повышение интереса к занятиям музыкой |
IV. Закрепление нового качества понимания темы |
| Перевод эмоционально чувственных впечатлений в практическую деятельность | Слушание музыкальных фрагментов | Работа в группах, составление словаря терминов, ребусов. Словесное рисование по мотивам оперы. | Совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности |
V. | Рефлексия. Итог урока | Обмен впечатлениями. | Самооценивание Домашний индивидуальный или групповой проект в гугл-презентации «Образ Кармен в и мировом искусстве» | Формирование регулятивных умений, формирование эстетического вкуса самомотивация в процессе кооперативной работы |
Итак, использование цифровых технологий на уроках музыки расширяет возможности для творческого сотрудничества, позволяет увеличить объем усваиваемой информации, расширяет музыкальный кругозор учащихся, повышает интерес к изучению музыки как искусства. Информационно-коммуникационные технологии являются средством создания творческой обстановки адекватной жизненным установкам современных школьников, способствуют интеллектуальной и эмоциональной активности учеников в процессе восприятия музыкальных произведений, позволяют построить траекторию движения «от музыки к пространству культуры и духовности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бекенова Д.У. Информационные технологии в музыкальном образовании/ Д.У. Бекенова, Ж.А. Мухатаева. – Текст://Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. научн. конф. (г.Чита, февраль 2013). – URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (дата обращения 15.10.2021).
Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 83-91. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Музыка». 5-8 классы / сост. Минасян Н.Г., Синенко-Панченко И.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021.
Созанский Я.А. Использование вариативности и взаимодействия искусств на уроке музыки.- Текст://материалы конференции (г. Донецк, 2016).
Суслова Н.В. Цифровые технологии на уроках музыки в школе. https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-na-urokah-muzyki-v-shkole/viewer (дата обращения 17.10.2021).
Тен Э.С. Музыкально-компьютерные технологии в работе учителя музыки. – Текст:// Мир науки, культуры, образования. - № 6 (61) 2016.