СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены принципы построения творческих мастерских, рассмотрен алгоритм работы творческих мастерских на примере работы учащихся в качестве журналистов.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся"»



Твореские мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся

Творческие мастерские как инновационная форма обучения и воспитания – это составная часть образовательного пространства школьной жизни, создающего условия для полноценного развития ребенка в интеллектуальной, нравственной и других сферах. Мастерская – особый вид творческой деятельности учащихся, во время которой класс делится на группы по интересам, целевая установка формулируется каждым учащимся, что позволяет реализовать индивидуальные учебные маршруты. Творческая мастерская позволяет учащимся использовать знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в нашем примере - в выпуске газеты.

Важен и воспитательный потенциал творческих мастерских, на которых можно поднимать актуальные проблемы. Так, тема Великой Отечественной войны, тема народной памяти сегодня особенно значима. Чтобы школьники чувствовали себя новым поколением страны, принимающим эстафету памяти, они должны прикоснуться к страницам истории через знакомые реалии: семейные реликвии, рассказы родных о войне, минуты молчания у памятников защитникам Отечества – для каждого путь к осознанию роли памяти будет своим.

Принципы построения творческих мастерских: 1) атмосфера доброжелательности; 2)внимание к эмоциональной сфере ребенка; 3) совместная деятельность;4) инициативность учащихся; 5)отсутствие традиционной формы оценивания учащихся.

Рассмотрим алгоритм творческих мастерских на примере работы 8 класса как группы журналистов, выпускающих газету «Память». Шаг первый – «Индукция» - обращение к чувтвам, эмоциям учеников. Эту задачу помог решить рассказ Ю.Яковлева «Салют». Задумываемся: о чем говорят залпы салюта современным школьникам? Рассматриваем иллюстрации к стихотворению Р.Гамзатова «Журавли». Беседуем о роли семьи в судьбе страны, выясняем, что документы могут рассказать о войне, о детях войны – бабшках и дедушках. Обсуждение, как можно освещать тему войны, похоже на «мозговой штурм» - так много идей.

Шаг второй – «Самоконструкция» - индивидуальное построение гипотезы, зарождение плана проекта. Класс разбивается на группы, чтобы взять интервью, подготовить информцию о военном Старом Осколе, провести опрос младших школьников на тему «Что я знаю о Великой Отечественной войне». Появилась идея иллюстрирования стихотворения В.Харитонова «День Победы». Сформировалась группа фотокорреспондентов.

Шаг третий – «Социоконструкция» - состоял из обсуждения макета газеты с трехчастной композицией – прошлое, настоящее и память как связующее звено: «Война. Старый Оскол на линии огня. Война и дети. Прошло75 лет. Мы».

Началась работа. Каждая группа беседует с учителем, который вместо прямых ответов на вопросы дает рекомендации, например, прочитать интервью с маршалом Г.К.Жуковым в книге В.М.Пескова «Отечество». При следующей встрече обсуждаем варианты вопросов для интервью. Другая группа собирает материал к статье «Дети на войне». Читаем и обсуждаем фрагменты будущего очерка.

Шаг четвертый «Афиширование» - совместное обсуждение на редколлегиитого, что ссделано индивидуально, в паре, в группе. Журналисты подводят итоги опроса «общественного мнения». Иллюстраторы стихотворения «День Победы» объясняют свой замысел: «кадр» не повторяют информацию, которую дает словесная строчка, а должен быть художественным образом, рождающимся от восприятия стихотворной строки.

Шаг пятый – «Разрыв» - учитель подводит к выводу, что для полного решения проблемы нужны новые знания. Поэтому одним из основных элементов этого этапа будет обучение школьников созданию эссе «Память». При обучении мы остановились на приеме, который заключается в свободной записи своих мыслей, асссоциаций по ходу или после прочтения текста. Эта работа пробуждает чувства, что важно для реализации воспитательного аспекта творческих мастерских.

Шаг шестой – «Творчество» - выпуск газеты «Память». Шаг седьмой «Рефлексия» - оценка проделанной работы».

Таим образом, творческие мастерские как форма учебной деятельности создают пространство для развития речи учащихся, способствуют социализации личности.