Просмотр содержимого документа
«Статья "Творческие задания на уроках русского языка"»
Творческие задания на уроках русского языка
Познание начинается с удивления. Каждый раз убеждаемся в этой древней мудрости. Как быстро растут дети! Что скрыто внутри у них? И что должен делать учитель, чтобы скрытое стало явным? Поиск ответа на этот вопрос помогает нам выстраивать медодику развития творческих способностей учащихся при изучении русского языка и литературы. Поскольку процесс творчества связан с познанием, то вместе с креативной деятельностью ребенок осуществляет и когнитивную (познавательную) деятельность.
Когда ввели ЕГЭ, стало понятно, что учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту необходимо готовить с 5 класса. В данное время предлагается учащимся выполнять задания, предназначенные для дифференцированного контроля знаний. Эти упражнения предполагают анализ различных лингвистических явлений, требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовать в практической деятельности. Например:1) Выпишите слова из текста с обозначенными орфограммами, распределив их по группам. Критерии группировки выберите сами.2)Выполните морфологический разбор выделенных существительных. 3)Напишите письмо. Расскажите о том, что для вас означает понятие «дружба», какие у вас есть друзья. Подумайте , что можно посоветовать одноклассникам.
Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания. При изучении имени существительного предлагаем написать письмо в редакцию детской газеты. Начать его нужно было следующими словами: «Дорогая редакция! Пишу вам в первый раз, заставило меня это сделать вот что….» Дополнительно просим в составленном тексте подчеркнуть все существительные с предлогами и указать падеж.
Часто используем в работе творческие диктанты, которые сопровождаются дополнительными заданиями, связанными с созданием либо продолжения текста, либо создания самостоятельного текста по указанной теме. Такие диктанты служат хорошим средством развития речи учащихся, способствуют формированию их самостоятельности, критического мышления и могут помочь при повторении и закреплении изученного материала.
Например, в 7 классе при изучении темы «Наречие» в качестве домашнего задания предлагается написать лирическую зарисовку по данному началу.
Учащимся необходимо выбрать одно из предложений и придумать текст, используя в своей работе наречия с изученными орфограммами.
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Ф.И.Тютчев).
Снежные заносы слепяще, нестерпимо блещут. (М.А.Шолохов).
Кусты и деревья стоят неподвижно, молчаливо. ( Павленко).
Давай всерьез, по-настоящему, поговорим с тобой про счастье. (Асеев).
Иногда у учителей вызывает беспокойство тот факт, что творчество в обучении «уменьшает формальные знания», на изучение которых остается мало времени. В работе наиболее эффективным оказывается путь частичного включения отдельных элементов эвристического познания в традиционный образовательный процесс. Тогда технология продуктивного обучения применяется при изучении только главных объектов и проблем, остальные темы в целях экономии времени изучаются традиционно.
Приняв все проявления ребенка, необходимо сопровождать его позитивную самореализацию. Если помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать творческие наклонности, то именно они будут расти в нем и развиваться.