уровни развития живописного видения у учащихся ДШИ
Преподаватель изобразительного искусства Лихих В. Г.
Данная статья посвящена критериально-уровневой характеристике живописного видения учащихся ДШИ. В ней описаны компоненты живописного видения и способы их диагностики. Также автор приводит примеры диагностических заданий, которые могут быть использованы для определения уровня развития живописного видения учащихся ДШИ.
Развитое живописное видение для занятий живописью на профессиональном уровне является неотъемлемым условием. Однако развитие этого феномена, а если быть точнее, то методика его развития требует серьезного изучения проблем цветоведения, цветовосприятия, теории живописи. Закладка профессионального художника, педагога, дизайнера и представителей многих творческих профессий в области изобразительного искусства происходит еще на ранних стадиях обучения, и, чаще всего – в школе искусств.
Нами была предложена методическая система, направленная на развитие живописного видения, которая помимо системы развивающих заданий и упражнений, включает в себя систему диагностики, которая призвана выявить не только уровень развития компонентов живописного видения учащихся ДШИ, но также определить круг проблем, с которым сталкиваются преподаватели и учащиеся в процессе освоения программы «Живопись».
В разработанной нами методической системе развития живописного видения мы выделяем такие компоненты живописного видения как когнитивный, технологический и эмоционально-ценностный. Также мы выделяем три уровня развития живописного видения - высокий, средний и низкий.
Для оценивания уровня развития живописного видения учащихся мы разработали ряд критериев, которые имеют своей целью конкретизировать выделенные нами компоненты. В процессе отбора были оставлены те критерии, которые в полной мере мы можем проанализировать непосредственно на занятиях по живописи:
Знание технологии и техники живописи, основ цветоведения;
Способность видеть объемную форму, светотень и тон, пространственное положение предметов, а также владение техническими навыками моделировки формы средствами светотени, лепкой формы цветом;
Цветовое видение, живописное понимание и видение цвета.
Целостное живописное видение всех взаимоотношений между предметами и характеристик натуры. Целостное видение живописного строя портрета, умение определять его доминирующий цветовой строй;
Умение передачи характера освещения по теплохолодности, теплохолодного контраста между освещенными и теневыми участками;
Умение работать пропорциональными отношениями, видение цветовых отношений в натуре и на картине;
Умение применять технические приёмы работы акварелью в соответствии с поставленными задачами, комбинировать технические приёмы работы акварелью для достижения плановости, фактурности и материальности изображения.
Для получения необходимой информации и определения уровня развития живописного видения учащихся ДШИ, мы пользуемся следующими методами диагностики:
наблюдение за учебной деятельностью учащихся;
беседа;
анкетирование;
тестирование;
анализ и обработка данных эксперимента.
Диагностика живописного видения состоит из 7 заданий, разделенных на блоки:
диагностика когнитивного компонента;
диагностика технологического компонента;
диагностика эмоционально-ценностного компонента.
В диагностике когнитивного компонента нас интересует уровень развития ранее обозначенного нами критерия «Знание технологии и техники живописи, основ цветоведения». Он делится на три подпункта:
владение знаниями о различных живописных техниках, представлениями об их возможностях в решении творческих задач;
представление о жанрах в живописи, знание истории искусств, навыки анализа произведений истории искусств;
представление о роли цвета в живописи, владение знаниями о основах цветоведения.
Для того, чтобы определить знания учащихся из области цветоведения и теории изобразительного искусства нами был разработан тест, состоящий из 21 вопроса, в которых мы попытались отобразить все ранее заявленные нами подкритерии.
Для диагностики технологического компонента мы стараемся учитывать уровень развития гораздо большего количества критериев, чем в когнитивном компоненте, т.к. он является в нашем исследовании ведущим. Это следующие критерии:
Видение объёмной формы, светотени и тона, пространственного положения предметов, технические навыки моделировки формы средствами светотени и тона, лепка формы цветом
Целостное живописное видение всех взаимоотношений между предметами и характеристик натуры. Целостное видение живописного строя портрета, умение определять его доминирующий цветовой строй
Цветовое видение, живописное понимание и видение цвета
Умение передачи характера освещения по теплохолодности, теплохолодного контраста между освещенными и теневыми участками
Умение работать пропорциональными отношениями, видение цветовых отношений в натуре и на картине
Следовательно, этот компонент требует большего количества заданий для диагностики, как чисто визуальных, так и требующих практической работы испытуемых.
Нами было разработано 5 заданий, среди которых задания, направленные на выявление чувства композиции, цвета, тона в живописи, а также практические задания, направленные на выявление уровня работы с цветом, на его образное восприятие и понимание того, как он действует на зрителя.
Задание № 1. Чувство композиции
Первое задание направлено на выявление у учащихся уровня композиционных умений и навыков. Поскольку цвет в живописи является неотъемлемой составляющей, одним из средств композиции, мы считаем целесообразным ввести композиционные умения и навыки как один из компонентов живописного видения. В данном задании мы предлагаем учащимся определить, является ли увиденное им изображение картиной или же это ее фрагмент. В данном случае, мы можем проанализировать, насколько у учащихся развито чувство композиции, могут ли они понять, что композиция гармонична или недостаточно гармонична и описать, почему им так кажется. Кроме того, композиционные умения и навыки можно проверить опосредованно с помощью других заданий, основной целью которых мы видим выявление уровня непосредственно колористического видения у каждого отдельного учащегося.
Задание № 2. Видение цвета
Следующие задания направлены на выявление у учащихся способности видеть и чувствовать цвет.
Это задание разбито на 2 блока – манипуляционный и изобразительный.
В первом блоке учащимся предлагается «манипулировать» созданными заранее элементами заданий.
Так, например, в первом задании учащимся предлагается определить предмет, который выполнен не в колорите картины. Для этого задания нами были подготовлены репродукции работ, в которых мы преднамеренно изменили цвет одного из предметов. Учащимся предлагается определить этот предмет и предположить, каким цветом он должен был быть на самом деле. После того как будут сделаны все предположения мы можем показать учащимся исходное изображение. Кроме того, нами была выбрана одна работа, в которой цвет предмета не менялся. Это было сделано для того, чтобы заставить учащихся начать размышлять над тем, как художник строит композицию и для чего он использует тот или иной цвет, и оправдано ли использование этого цвета в данной конкретной работе.
Следующее задание этого блока было направлено на поиск правильного варианта из предложенных. Мы предлагаем учащимся подобрать к предложенной репродукции цветовую раскладку, «палитру», которой мог бы пользоваться художник. Предлагается три варианта, достаточно близких друг другу, однако, различные в нюансах.
Следующий блок заданий – изобразительный – был направлен на выявление умения учащихся работать с цветом. Мы предлагаем им несколько вариантов заданий, где они должны изобразить то или иное явление (Печаль, радость, зло, добро и др.). Перед выполнением задания делается пояснение, что в данном случае, нам необходимо работать не изображая предмет фигуративно, а выполняя его цветом, так как они его ощущают. В самом конце данного задания мы попросили детей ответить на вопрос, почему они пользовались теми или иными цветами. Данный вопрос должен был подвести черту под этим блоком и выяснить, насколько дети понимают роль цвета в изобразительном искусстве.
Последнее задание, которое мы проводили на диагностику технологического компонента частично может пойти в диагностику компонента эмоционально-ценностного, т.к. в цвете наиболее полно отражаются эмоции ребенка.
Для оценки эмоционально-ценностного компонента мы подготовили для испытуемых анкету, призванную выявить их личное отношение к цвету и его роли в нашей жизни. Кроме того, эта анкета позволит выявить, интересно ли детям рассматривать цвет с теоретической, научной точки зрения, интересуются ли они цветоведением как наукой, или же пользуются цветом интуитивно, наугад сочетая те или иные цвета для достижения выразительности.
Данная анкета направлена не столько на выявление определенного уровня у испытуемых, сколько на определение круга проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и педагоги ДШИ.
Таким образом, при условии, что все задания данной диагностики будут соблюдены, мы сможем получить целостную картину уровня развития живописного видения у учащихся ДШИ.
Приложение
Диагностика уровня развития живописного видения у учащихся ДШИ
Приложение 1.1. Анкета для диагностика когнитивного компонента живописного видения
Анкета 1. Выберите три основных цвета (правильные ответы обведите кружком) а) оранжевый; б) синий; в) зеленый; г) красный; д) желтый; е) черный; ж) белый; 2. Что такое цветовой круг? (правильный ответ обведите кружком) а) цветовой спектр, замкнутый по кругу; б) круг из трех основных цветов; в) группы дополнительных цветов; г) светотеневая растяжка одного выбранного цвета, замкнутая в круг. 3. Назовите две основные части, на которые делится цветовой круг (правильный ответ обведите кружком) а) темную и светлую; б) холодную и теплую; в) ахроматическую и хроматическую. 4. Какие из этих цветов принято считать холодными, а какие теплыми? (в окошке рядом с названием цвета напишите «хол», если цвет холодный или «тепл», если цвет теплый) желтый; оранжевый; зеленый; синий; фиолетовый; оранжево-красный; пурпурный; фиолетово-синий; оранжево-желтый; голубой (бирюзовый); красный; изумрудный; цвет морской волны; охристый; черный; белый; 5. Что художник может передать в своей картине с помощью холодных и теплых цветов? (правильные ответы обведите кружком) а) состояние природы (день, закат, зима, осень); б) светотень; в) пропорции; г) колорит. 6. Меняется ли насыщенность цвета в зависимости от освещения? а) нет; б) да. 7. Каким будет свет на предмете при разном освещении? (правильные ответы обведите кружком) Дневное освещение: а) теплый; б) холодный. Электрическое освещение: а) теплый; б) холодный. 8. Какой будет тень на предмете при разном освещении? (правильные ответы обведите кружком) Дневное освещение: а) теплая; б) холодная. Электрическое освещение: а) теплая; б) холодная. 9. Могут ли «теплые» цвета иметь холодные оттенки? а) да; б) нет. 10. Могут ли «холодные» цвета иметь теплые оттенки? а) да; б) нет. 11. Перед вами несколько цветов, напишите под каждым из них, холодный или теплый оттенок они имеют 12. Какие оттенки мы можем назвать родственными? а) в которых присутствует один и тот же цвет; б) в которых присутствуют разные цвета; в) одинаковые по тону; г) одинаковые по насыщенности. 13. Что такое «цветовой контраст»? а) группа цветов одного оттенка; б) цветовые сочетания; в) ярко выраженная противоположность цветов друг другу. 14. Что такое «дополнительные цвета»? а) группа цветов одного оттенка; б) пары контрастных друг другу цветов; в) черный и белый. 15. Где на цветовом круге расположены дополнительные цвета? а) друг напротив друга; б) рядом друг с другом; в) через один. 16. Какие цвета будут дополнительными желтому, красному и синему цвету? Красный - ________________ Синий - __________________ Желтый - _________________ 17. Что такое колорит? а) наличие света и тени в работе; б) пестрота; в) соответствие натуре цветов в работе художника; г) богатство и согласованность цветов в художественном произведении. 18. Можно ли передать с помощью колорита настроение? а) да; б) нет. 19. Можно ли передать с помощью колорита состояние природы? а) да; б) нет. 20. Можно ли передать с помощью колорита пропорции предметов? а) да; б) нет. 21. Можно ли передать с помощью колорита пропорции предметов? а) да; б) нет. |
Приложение 1.2. Ключ к анкете для диагностика когнитивного компонента живописного видения
№ вопроса | Низкий уровень (о баллов) | Средний уровень (5 баллов) | Высокий уровень (10 баллов) |
1 | Ни одного правильного ответа | 1-2 правильных ответа | 3 правильных ответа |
2-3 | Нет правильного ответа | - | Правильный ответ |
4 | Верно названы 0-6 цветов | Верно названы 7-12 цветов | Верно названы 13-16 цветов |
5 | Неправильный ответ | Один правильный ответ | Два правильных ответа |
6 | Нет правильного ответа | - | Правильный ответ |
7-8 | Неправильный ответ | Один правильный ответ | Два правильных ответа |
9-10 | Нет правильного ответа | - | Правильный ответ |
11 | 1-3 правильных ответа | 4-8 правильных ответов | 9-12 правильных ответов |
12-15 | Нет правильного ответа | - | Правильный ответ |
16 | 0-1 правильный ответ | 2 правильных ответа | 3 правильных ответа |
17-21 | Нет правильного ответа | - | Правильный ответ |
Приложение 1.3. Задания, направленные на диагностику технологического компонента живописного видения: чувство композиции
а) Задание на чувство композиции
б) Ключ и правильные ответы к заданию на чувство композиции
№ задания | Низкий уровень (о баллов) | Средний уровень (5 баллов) | Высокий уровень (10 баллов) |
1 | 0-3 правильных ответа | 4-7 правильных ответов | 8-10 правильных ответов |
Приложение 1.4. Задания, направленные на диагностику технологического компонента живописного видения: чувство цвета, первый блок
а) Примеры заданий на выбор правильного цвета и тона предмета
б) Ключ к заданию на выбор правильного цвета и тона предмета
№ задания | Низкий уровень (о баллов) | Средний уровень (5 баллов) | Высокий уровень (10 баллов) |
2 | 0-2 правильных ответа | 3-4 правильных ответа | 5 правильных ответов |
в) Пример задания на выбор правильной палитры
г) Ключ к заданию на выбор правильной палитры
№ задания | Низкий уровень (о баллов) | Средний уровень (5 баллов) | Высокий уровень (10 баллов) |
3 | 0 правильных ответов | 1-2 правильных ответа | 3 правильных ответа |
д) Пример задания на сопоставление работы и палитры
е) Ключ к заданию на сопоставление работы и палитры
№ задания | Низкий уровень (о баллов) | Средний уровень (5 баллов) | Высокий уровень (10 баллов) |
4 | 0 правильных ответов | 1 правильный ответ | 3 правильных ответа |
Приложение 1.5. Задания, направленные на диагностику технологического компонента живописного видения: чувство цвета, второй блок
Вопрос: почему Вы пользовались теми или иными цветами?
Приложение 1.6. Критерии для анализа заданий на чувство цвета второго блока и оценки творческих работ учащихся ДХШ
Критерии | Низкий уровень (о баллов) | Средний уровень (5 баллов) | Высокий уровень (10 баллов) |
Технологический компонент |
Композиция | Композиция не отражает настроение образа, затруднения в построении композиции | Пытается через композицию передать черты изображаемого явления, но ему это удается лишь наполовину, не хватает технических навыков, композиция не всегда гармонична. | Композиция полностью отражает изображаемое явление и его характеристики, гармоничная композиция |
Техническая раскованность | «Боится» пользоваться цветом, сочетать его с другими, пользуется однообразными техническими приемами | Пробует различные цветовые сочетания, но они не всегда оправданы при создании того или иного образа, пробует различные технические приемы, но достаточно скован в их использовании | Умело пользуется цветовыми сочетаниями и различными приемами (по-сухому, alla prima и т.д.) |
Технические умения и навыки (применительно к заданию с портретом) | Не соблюдает пропорции, испытывает технические сложности с изображением человека, лица и т.д. | Старается соблюдать пропорции, однако фигура человека выглядит скованно, неестественно, есть попытки построения частей лица, однако не всегда это удается | Достаточно хорошо владеет построением фигуры и лица человека, рисунок пропорционально верен. |
Эмоционально-ценностный компонент |
Использование подходящего цвета для образа | Цвет не передает образ, использует теплые и слишком яркие оттенки для явлений требующих более мрачных или нежных оттенков и наоборот | Попадает в цвет, характеризующий данное явление, но промахивается с яркостью и насыщенностью тона | Идеальное попадание цвета, его яркости и насыщенности для достижения образной выразительности |
Эмоциональность образа | Отсутствует эмоциональность образа | Есть отдельные элементы эмоциональной выразительности образа | Яркий, эмоционально-выразительный образ |
Приложение 1.7. Анкета для диагностики эмоционально-ценностного компонента живописного видения учащихся ДХШ
а) Анкета для диагностики эмоционально-ценностного компонента
Анкета В данной анкете вам надо оценить насколько важную роль цвет играет в вашей жизни и ваших творческих работах. Оцените по пятибалльной шкале следующие утверждения (1 – никогда; 2 – очень редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – всегда): Часто ли вы выбираете одежду любимого цвета? _____ Считаете ли вы, что цвет играет в нашей жизни важную роль? _____ Часто ли вы используете цвет, чтобы выразить свои эмоции в творческой работе? _____ Считаете ли вы, что можно выразить цветом (колоритом) характер человека в портрете? _____ Интересуетесь ли вы особенностями цветовосприятия и основами цветоведения? _____ Как вы думаете, могут ли помочь знания по цветоведению вам в творческой работе? _____ Играет ли роль цвет в создании художественного образа? _____ Спасибо за внимание! |
б) Ключ к анкете для диагностики эмоционально-ценностного компонента
Уровень | Количество баллов |
низкий уровень | 0-12 баллов |
средний уровень | 13-25 баллов |
высокий уровень | 26-35 баллов |