СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья в сборник материалов Республиканской научно-практической конференции "Русско-национальное двуязычие в полилингвальных условиях дагестанской школы: поиски, проблемы, решение""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья в сборник материалов Республиканской научно-практической конференции "Русско-национальное двуязычие в полилингвальных условиях дагестанской школы: поиски, проблемы, решение""»

Игровые технологии – один из путей формирования ключевых компетенций в условиях русско-национального двуязычия


В рамках образовательного стандарта второго поколения по каждому выделено фундаментальное ядро содержания образования - свод основных понятий, идей, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной профессиональной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально–личностных качеств. Стандарт, таким образом, устанавливает самые общие требования к результатам образования, необходимые для успешной социализации.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения” знаний на формировании ‘’компетентности”. Освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы - вот компетенции, которые становятся жизненно необходимы. Компетентность - это на самом деле стандарт, связанный с обеспечением того или иного эффективного действия. Компетентность – это способность к осуществлению эффективного поведения при решение разного рода задач. Идея компетентностно–ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования.

Формирование компетентностей обучающихся, то есть способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Поэтому проблема ключевых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворение и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда.

Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самоорганизационная или самообразовательная. В связи с этим необходимо кардинальное изменение методов и приемов работы с учащимися на уроке и вне его. Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые формируют не просто умения, а компетенции, т.е умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Одним словом, нужны активные педагогические технологии и формы проведения урока.

Для формирования коммуникативных компетенций у учащихся в условиях русско-национального двуязычия наиболее результативными являются игровые технологии.

В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства активизирующие деятельность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Дидактические игры позволяют пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшать наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и самооценки.

Игра применима ко всем типа урока, и учитель имеет неограниченный выбор при определении тема урока, на котором будет проводится игра. Первая простейшая функция игр - облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее. Вторая функция – “театрализация” учебного процесса. Третья функция – игровые формы вводят как элемент соревнования, конкурса, возбуждая активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качества и глубине знаний. Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Эффективнее использовать игру как форму обучения, значение которой невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит феномен игры, что являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Используя игровые технологии на уроках, учитель должен быть сценаристом (проектировочные умения), режиссером (адаптационные умения), организатором (организационные учения), речевым партнером (коммуникативные умения), исследователем. Кроме того, учитель должен владеть контролем и самоконтролем. Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса путем формирования и активизации обучающихся умением и навыкам творческой, мыслительной, познавательной деятельности.