Виртуальное интервью с А.С. Пушкиным
– Александр Сергеевич, здравствуйте. Разрешите задать Вам несколько вопросов для стенгазеты Константиновского технологического техникума «Сокурсник». Один из Ваших коллег выразился так: «Поэт в России больше, чем поэт». Что Вы сами думаете об этом?
– Поэт, живущий на высотах создания, яснее видит, может быть, и недостатки справедливых требований, и то, что скрывается от взоров волнуемой толпы, но напрасно было бы ему бороться. Таким образом, Лопе де Вега, Шекспир, Расин уступали потоку, но гений какое направление ни изберет, останется всегда гений – суд потомства отделит золото, ему принадлежащие, от примеси.
– Так как же прикажете судить о Вас?
– Судите художника по законам, им самим над собою признанными!
– А зависть и злоба? Не приследуют ли они выдающегося человека?
– Как рано зависти привлек я взор кровавый. И злобной клеветы невидимый кинжал. «Клевета страшнее пистолета», зависть же – сестра соревнования, следственно из хорошего роду.
– Александр Сергеевич, поэзия поэзией, а как же жизнь со всеми ее заботами, невзгодами, бытом и т.д.?
– Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения.
– Конечно, труды требуют уединения, но наверняка не без вдохновения. Что же такое, по-Вашему, вдохновение?
– Вдохновение есть расположение души к живому принятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии.
– А Вы помните, когда впервые ощутили себя причастным к этому состоянию?
– Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
– И Вы всегда с трепетом склоняли «пред музами колени»?
– Ради бога, не думайте, чтоб я смотрел на стихотворство с детским тщеславием рифмача и как на отдохновение чувствительного человека: оно просто мое ремесло, отрасль частной промышленности, доставляющее мне пропитание и домашнюю независимость. Если я пишу по вольной прихоти вдохновения, то, написав стихи, я уже смотрю на них как на товар – по столько-то за штуку. Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.
– Но тогда, как понять Ваши строки: «Нас мало, избранных счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой» ...?
– Вообще пишу много про себя, а печатаю поневоле и единственное для денег: охота являться перед публикою, которая вас не понимает, чтоб четыре дурака ругали вас потом шесть месяцев в своих журналах только что не по-матерну. Было время, литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне – это вшивый рынок.
– Александр Сергеевич, а как по Вашему мнению можно отличить безнравственность в литературе?
– Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано общественное счастие или достоинство человеческое. Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее божественный нектар в воспалительный состав, а музу – в отвратительную Канидию. Но шутка, вдохновенная сердечною веселостью и минутною игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие, смешивая ее с нравоучением, и видят в литературе одно педагогическое занятие.
– Александр Сергеевич, а что Вы имели ввиду, когда говорили:
«История народа – принадлежит поэту»?
– Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более и менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, и поверий, и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.
– Многие философы, ученые, политики пророчествуют большое будущее России, а Вы, как поэт, что об этом думаете?
– Освобождение Европы придет из России, так как только там предрассудок аристократии не существует вовсе. В других местах верят в аристократию: одни, чтобы презирать ее, другие, чтобы ненавидеть, третьи, чтобы извлекать из нее выгоду, тщеславие и т.п. В России ничего подобного. В нее не верят, вот и все.
– Тогда, как же управлять государством, чтобы народ был более менее доволен?
– Если царствовать, значит знать слабости души человеческой и ею пользоваться. Устойчивость режима – первое условие народного счастья.
– Александр Сергеевич, Вы, как профессиональный литератор, чтобы посоветовали молодым поэтам?
– Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет. И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет: Хорошие стихи не так легко писать.
– Вы многое пережили в жизни, многое испытали. Может быть у Вас найдется рецепт для молодых людей только вступающих в жизнь?
– Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца.
– Александр Сергеевич, заканчивая интервью, хотелось бы узнать
Ваше заветное желание.
– Я хочу, что б меня поняли. Все от мала до великого.
Литература:
1. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Изд. «Художественная литература», М.,1978г.т.10.
2. B.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. В книге: В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VII. М., 1955.
3. Н.Г. Чернышевский. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения. Спб., 1856. (Соч. т. IV. М., 1939–1953.)
4. Н.А. Добролюбов. Полное собрание сочинений, т. I. М. – Л., 1934.
5. П.В. Анненков. Материалы для биографии А.С. Пушкина. Спб., 1873.