Чибров И.В.
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школьного образования. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, воспитание общечеловеческих норм является важнейшим этапом в формировании гражданственности и воспитании гражданина России.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Задача гражданско-патриотического воспитания - раскрыть и донести до сознания школьника преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Повышению эффективности воспитательной работы в этом направлении способствует использование разнообразных форм классных часов патриотической тематики. Патриотическая направленность занятий основывается на осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции.
Таким образом, воспитание патриотизма строится на конкретной исторической почве.
Понятие «гражданственность» также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина.
Таким образом, важную роль в воспитании гражданственности и патриотизма играют классные часы, посвященные тем или иным памятным датам. привлечение учащихся к организации внеклассных мероприятий позволяет им более полно ознакомиться с материалом и расширить знания по теме.
Список использованных источников и литературы
1. Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой
четверти XVIII века// Мировосприятие и самосознание русского
общества (ХI-ХХ вв.): Сб. ст. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 38-50.
2. Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и
гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-
74.
3. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ
уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание
школьников, 2012 С. 35-41.
4. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное
образование, Победа, 2012, № 9 С. 45.
5. Быков А. К. Формирование патриотического воспитания ///
Педагогика. 2010, № 9.
6. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников:
Теория и практика. М.: Педагогика, 1990.
7. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма //
Педагогика. 1998, № 5. С.112-118.