СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание гуманности у детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной статьи является воспитание гуманности у детей младшего школьного возраста. В данной статье описывается педагогогический опыт по применению внеклассных мероприятий и методов на практике. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание гуманности у детей младшего школьного возраста"»

Статья: «Воспитание гуманности у детей младшего школьного возраста»

Автор: Гревцева Наталья Викторовна

Василий Александрович Сухомлинский говорил, что основным предметом в школе должен быть «Человековедение», он имел в виду, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть пронизан воспитанием в молодом человеке, тех свойств, которые в последующем будут присуще гуманности т.е. человечности, любви к людям, высоким уровням психологической терпимости (толерантности), мягкости в человеческих отношениях, уважении к личности и ее достоинству, любви ко всему живому.

В настоящий момент одной из немало важных задач школы становится ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть носителем ценностей гражданского общества. Идеологической основой ФГОС начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Стоит отметить, что значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, который является патриотом своей Родины.

Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость, доброжелательность, сострадание, взаимоуважение, толерантность, принадлежит учителю. Стоит отметить, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог в свою очередь, не является главным для детей примером нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Дети в свою очередь через любовь и уважение к своему учителю входят в мир знаний и осваивают моральные ценности общества в целом.

Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со сверстниками.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.
Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь своим ровесникам, умеют сопереживать. Сколько нежности, ласки и заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за ними, сердятся, когда кто-то причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится воспитание гуманности у младших школьников: коллективные творческие работы (оформление класса к новогодним праздникам, оформление стенгазеты), классные часы.

Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей уважительного отношения к пожилым людям. Каждый год в сентябре во многих школах проходит благотворительная акция для пожилых людей «Урожай». С детьми проводится беседа о том, что некоторые пожилые люди часто болеют, живут далеко от своих родственников, поэтому у них нет возможности выращивать урожай в огородах и садах. Эти люди нуждаются в нашей заботе и с удовольствием примут подарки от ребят. Младшие школьники нашей школы принимают в этой акции самое активное участие. Дети соревнуются не только в количестве собранных овощей, но и в оформлении урожая. Невольно вовлекаются в эту работу и родители. Они помогают детям проявить фантазию и представить часть урожая в виде сказочных героев и животных. Впечатляет детей и количество собранных овощей, среди которых много овощей-великанов.

Встречи с ветеранами проходят с особой теплотой, они нужны и детям, и взрослым. Мы должны пробуждать в каждом ребенке чувство благодарности к пожилым людям, вызвать у детей желание оказывать им помощь и поддержку.

Очень важно воспитывать у младших школьников уважение и интерес к своей семье, формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй традицией стало поздравлять наших мам 29 ноября. Праздник этот — своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь.

Один из любимых семейных праздников – праздник «Хобби нашей семьи». На празднике мамы и папы знакомят детей со своим хобби, организуется выставка работ. Мамы обычно удивляют ребят своими кулинарными способностями, угощают всех выпечкой. Заканчивается этот праздник чаепитием в теплой дружеской обстановке.

Очень интересуют детей семейные праздники. На праздник «Труд в моей семье» дети приносят альбомы с фотографиями членов семьи, рассказывают о профессиях родителей, бабушек и дедушек. Это воспитывает гордость за родных людей, вызывает у детей желание продолжать добрые семейные традиции.

В младшем школьном возрасте интересен детям и такой вид деятельности, как проектная деятельность. В целях воспитания у детей уважения к своим родным и близким, интереса к своей семье предлагаю выполнить проекты семейной тематики, уж очень сближают детей и родителей эта тема.

Туристические походы, поездки в лес, в зоопарк способствуют воспитанию гуманного отношения ко всему живому, к животным, к окружающей среде. Нужно неторопливо и бережно вводить детей в мир природы, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать природу, разумно ее использовать. Очень нравятся детям такие мероприятия, как: организация в классах живых уголков, решение задач экологического содержания, игры-прогулки и игры-викторины.

Интересна младшим школьникам и исследовательская деятельность. Дети сами или с моей помощью выбирают вопросы для исследования, выдвигают гипотезы, подбирают материал, ищут информацию, оформляют в виде реферата и выступают на мини- конференции, ребята с удовольствием готовят о них фоторепортажи, пишут сочинения, сочиняют загадки и стихи.

Таким образом, в данной статье говорится о том, что воспитание гуманности является первостепенной задачей педагога. Ведь только педагог может обеспечить для ребенка в ученическом коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, доверия друг к другу, творения добра, а также сможет организовать практическую-ученическую деятельность в природе, что в свою очередь поможет детям наладить общение ребенка с природой и окружающей его средой.