Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-УСТОЙЧИВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ
НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сборник материалов
VIII Международной научно-практической конференции (Абакан, 19–21 ноября 2020 г.)
Абакан 2020
УДК 37(571.513) ББК 74.05я431
Р17
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
Редакционная коллегия: | М. Я. Добря, доцент, кандидат филологических наук (ответственный редактор); О. Е. Ефимова, старший преподаватель (ответственный редактор); М. И. Васильева, доцент, кандидат педагогических наук; О. Ф. Горбунова, доцент, кандидат педагогических наук; О. П. Гурова, доцент, кандидат педагогических наук; И. П. Золотухина, кандидат педагогических наук; В. В. Косова, доцент, кандидат педагогических наук; |
| М. Л. Мальчевская, доцент, кандидат педагогических наук; Г. А. Поваляева, старший преподаватель; К. И. Султанбаева, доцент, доктор педагогических наук; Е. Н. Теселкина, преподаватель; Н. М. Халимова, доцент, доктор педагогических наук; |
| О. Г. Япарова, доцент, кандидат психологических наук. |
Р17 | Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического обра- зования: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Абакан, 19–21 ноября 2020 г.) / отв. ред. М. Я. Добря, О. Е. Ефимова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакас- ский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2020. – 268 с. |
| ISBN 978-5-7810-2035-5 |
В издании освещены актуальные проблемы современного российского образования, методологические основы и условия инновационной деятельности в системе непрерывного педагогического образования; определены условия развития социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования; представлены идеи, проекты, разработки, технологии инновационной педагогической деятельности с целью распространения пози- тивного опыта в сфере непрерывного педагогического образования в регионе.
Сборник научно-методических материалов конференции может быть использован в деятельности ученых и пе- дагогов-практиков.
УДК 37(571.513) ББК 74.05я431
ISBN 978-5-7810-2035-5 | © ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2020 |
Наталья Александровна Бреус,
магистрант ИНПО ФГБОУ «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан
учитель МБОУ «СОШ № 4», г. Черногорск
Научный руководитель − Вера Васильевна Косова,
канд. пед. наук, доцент ИНПО ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан
ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в современном обществе, их динамизм влияют на повышение требований к обществу и личности, которая должна быть как творческой, так и саморазвивающейся, самосовершенствующейся. Обществу нужны граждане, способные взглянуть по-новому на решение актуальных проблем и повести за собой, если того потребует та или иная ситуация. В связи с этим актуализируется проблема воспитания у школьников лидерских качеств, при наличии которых закладываются и формируются основы лидерского потенциала личности.
Без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование любого коллектива, будь то коллектив в детском саду, школе, вузе, либо это коллектив работников любой отрасли. Поэтому проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров, ввиду еѐ актуальности, в настоящее время актив- но разрабатывается в психолого-педагогической науке. Данный аспект исследуется Л. Б. Зубановой, В. А. Ка- раковским, Н. Е Щурковоой и др. Можно видеть немало точек зрения и теорий, касающихся темы лидерства, при этом на сегодняшний день нет единой позиции в трактовке данного феномена.
При рассмотрении возрастных особенностей детей, развития и проявления их лидерского потенциала достаточно вспомнить себя или своего ребенка в дошкольном возрасте. Уже в этот период у некоторых детей начинают формироваться лидерские качества, что проявляется в игровой деятельности, в театральной, в про- цессе взаимодействия со сверстниками и т. д. Вначале это начинает проявляться с простого «командования» окружающими людьми (чаще всего, это происходит с ближайшими родственниками, в основном, – с родителя- ми). Они любят устанавливать свои правила в игре со сверстниками. В такой группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок- лидер. Нередко педагоги-воспитатели сдерживают «самодеятельность» таких детей, хотя эту энергию следует направлять в нужное русло.
Следует иметь в виду, что феномен лидерства на дошкольном возрастном этапе находится в «зародыше- вом» состоянии, так как ребенок не в полной степени осознает все то, что он делает, и связано это с тем, что его социальный опыт еще очень мал, деятельность его носит неосознанный характер, и для многих это всего лишь часть игры.
Следующий период детского онтогенеза – младший школьный возраст. С приходом в школу ребенок включается в новый для него коллектив, в котором есть свои правила и нормы, в котором он будет жить и раз- виваться на протяжении многих лет. И коллектив, в свою очередь, предполагает необходимость учѐта интере- сов всех его членов, умение каждого подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требователь- ность, взаимопомощь и коллективную ответственность.
Если рассматривать проблему детского лидерства применительно к начальной школе, то именно в это время у ребенка закладывается фундамент всего дальнейшего развития всех личностных качеств. Как правило, особенность воспитания и обучения детей на данной ступени заключается в том, что они реализуются в боль- шей части одним педагогом – классным руководителем. И именно от грамотной педагогической позиции руко- водителя, который в свой работе сочетает различные формы деятельности, направленные на формирование ли- дерских качеств у младших школьников, в немалой степени будет зависеть дальнейшая социальная успешность детей в учебной, личной и профессиональной деятельности. Необходимо обратить особое внимание и на тот факт, что реализация данных подходов должна выполняться при совместной деятельности всех членов коллек- тива, а значит, и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятель- ности педагогов – это актуализировано в исследовании В. В. Косовой [2].
Большое значение в развитии личности и формировании лидерских качеств имеет ситуация успеха. Н. Е. Щуркова считает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неуме- ние, незнание, неопытность» [4]. Педагогическая наука и практика свидетельствуют о том, что успех «окрыля- ет» ребѐнка, в то время как неудача заставляет его «сворачиваться», замыкаться от осознания своей второсте- пенности. На этом акцентирует внимание Ю. Е. Лукоянов, считая, что успех способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы [3].
Нужно научить ребенка ставить перед собой цели. Бывают такие случаи, когда быть лидером для самого себя труднее, чем быть им для окружающих. В том случае, если ребенок начинает ставить для себя какие-либо цели, он будет вынужден проявлять в себе качества лидера, воспитывать в себе настойчивость, упорство, целе- устремленность. Но для начала ребенка важно научить ставить такую цель, чтобы он на первых этапах смог ее достичь, и с каждым разом цель должна становиться более значимой. Только в этом случае (если задачи будут усложняться) ребенку необходимо будет находить эффективные пути их решения, чтобы добиваться желаемого результата.
В завершение следует отметить, что «секрет» воспитания лидерских качеств у младших школьников со- стоит в осознании ими своей успешности, в ощущении своего собственного роста и движения вперед. В свою очередь, как педагоги, так и родители должны находить любую возможность для поощрения ребенка, «погру- жать» его в ситуацию успеха, всячески его поддерживать – это и будет первым условием обеспечения ожидае- мого педагогического результата. Младшим школьникам, как правило, нравится быть в роли «первого», «побе- дителя». Но когда они сталкиваются с трудностями и неудачами, они могут ощущать негативные эмоции, свя- занные со страхами и разочарованием. Поэтому учителю начальных классов в организации учебно- воспитательного процесса следует нацеливать обучающихся на то, чтобы они учились преодолевать трудности и всегда позитивно проявляли свою субъектность, в том числе – лидерскую.
Библиографический список
Зубанова Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. 2007. № 2. С. 53–57.
Косова В. В. Основные условия и признаки создания новых педагогических форм внеурочной практики школы // Вестник Краснояр- ского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2. С. 18−22.
Лукоянов Ю. Е. Если вашему ребенку трудно учиться. М.: Знание, 1980. 62 с.
Щуркова Н. Е. Новые технологи воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1998. 38 с.
© Бреус Н. А., 2020
2