ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дурницына М.А.
Почетный работник общего образования РФ,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
В воспитание обучающихся включаются следующие структурные элементы: эстетическое, морально-этическое, трудовое воспитание и др. Оно реализуется как во время аудиторной, так и во внеаудиторной и работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания студентов.
В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания обучающихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения.
Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года студентам, а также в конце учебного, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении к национальным языкам, об интернационализме, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает студентов идейно-политически и морально-этически. В данном направлении необходимо систематически работать, подсказывать детям правильный взгляд на языковую политику в нашей стране.
Дидактический материал, используемый для целей обучения, - это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые преподавателем из жизни колледжа, страны, аудиторной и внеаудиторной работы.
Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства студентов, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.
Воспитывает студентов и их деятельность по сбору материала на патриотические, морально-этические и другие темы (составление тематических словариков, подбор студентами художественных и публицистических текстов на указанные темы, запись рассказов героев войны и использование их на уроках русского языка и т.п.).
Разумеется, работа над отдельными словами, предложениями и даже текстами не решает всех воспитательных задач. Она должна сочетаться с внеаудиторными мероприятиями, проводимыми в колледже. Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить о том, что центральной задачей урока является сообщение знаний и формирование умений и что воспитательная работа должна органически вплетаться в его ткань.
В процессе воспитания обучающихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:
- попутные разъяснения преподавателя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
- фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой студенты будут составлять предложения или писать сочинения;
- словесное поощрение обучающихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.;
- эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке;
- внеаудиторные встречи студентов с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений;
- написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.