СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ВПР. Результаты объективности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

-

Просмотр содержимого документа
«Статья "ВПР. Результаты объективности"»

ВПР. Вопросы объективности результатов.

(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги.

(2 слайд) Свое выступление я хочу начать с высказывания Льва Толстого:

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.


(3 слайд) Всероссийские проверочные работы в школах стали писать пять лет назад. Но и сейчас вокруг ВПР не стихают споры: зачем они нужны? Что они дают ученикам, родителям, учителям? Зачем это нужно?


Родителям, ученикам, учителям и директорам они нужны для разных целей.

Для детей - чтобы посмотреть свой уровень знания предметов, сравнить его с тем, что знают сверстники. Потому что ВПР основаны на единых измерителях для всех.

Родителям они помогут понять, соответствует ли преподавание в школе Федеральным государственным образовательным стандартам.

Учителям – проверить какую тему, раздел ученики не освоили и помочь им в нем разобраться.

Управленцам системы образования – получить срез знаний, понимать, какие дефициты есть в преподавании, какие проблемы необходимо решать. Чем нужно помочь. Может быть отправить на курсы повышения квалификации, поработать с методистами.

(4 слайд) ВПР – это ни в коем случае не экзамен. Это контрольная работа. И далеко не единственная в школьной жизни. Сколько раз в году школьник пишет контрольные по одному предмету? Несколько. ВПР – всего одна из них.

Когда начинались ВПР, в самой меньшей степени предполагалось с их помощью вести региональный и уж тем более федеральный мониторинг оценки качества образования. С теми муниципалитетами, где по результатам ВПР пытаются делать оргвыводы, наказывают учителей, директоров.


Всероссийская проверочная работа проводится в форме тестирования, результаты которого позволяют оценить качество подготовки обучающегося. КИМ для проведения Всероссийской проверочной работы по географии разрабатываются на основе инвариантного ядра содержания географического образования, соответствующего содержанию ФГОС. Целью ВПР является проверка уровня знаний учащихся, изучавших географию на базовом уровне. Содержание ВПР по географии определяется ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программой, содержанием учебников, включенных в Федеральный перечень. Всероссийские проверочные работы по географии проводятся с учетом национально-культурной специфики российского общества.

(5 слайд) Продолжительность ВПР устанавливается от 60 минут (для учащихся шестых классов) до 90 минут (для учащихся седьмых - одиннадцатых классов). В материалах курса представлен ряд нормативно-правовых документов. С полной нормативной базой ВПР по географии можно ознакомиться на сайте ФИПИ и ФИСОКО.

(6 слайд) Содержание ВПР по географии формируется на основе ФГОС по географии. Задания разрабатываются в соответствии с содержанием рабочих программ по географии, учитываются УМК, наличие дополнительных материалов.

Основными подходами к отбору содержания ВПР является системно-деятельностный, компетентностный и уровневый. Кроме учебных результатов в процессе выполнения ВПР оцениваются и метапредметные результаты учащихся, степень сформированности УУД. Особую значимость приобретает усвоение учащимися навыков самообразования; системного подхода в формировании знаний, умений, навыков; способности к объективному само- и взаимоконтролю.

  1. Слайд) В любых международных исследованиях качества образования всегда стараются отслеживать объективность результатов.

Как? Способ единственный – статистика, аналитика. Массивы данных по результатам ВПР огромные. В них приняли участие 7 миллионов школьников. За пять лет в регионах сложилась картина того, какие школы, какие результаты могут показывать.

В списках те школы, про которые нельзя сказать, что они чем-то выдающиеся, это обычные средние школы, но показавшие аномально высокие результаты, которые даже местные власти объяснить не могут.


При проведении ВПР необходимо придерживаться следующих принципов объективности результатов: оценка за ВПР должна быть объективной, достоверной, прогнозируемой.

(8 слайд) По каким критериям Рособрнадзор принимает решение об объективности результатов ВПР

Рособрнадзор использует четыре методики.

Во-первых, соотносит результаты ВПР с текущей успеваемостью учеников. Например, сопоставляет высокие баллы за работу и число медалистов в школе. Если информация сильно не совпадает, то результаты признают необъективными.

Во-вторых, сравнивают результаты ВПР за несколько лет. Если у одних и тех же детей по одному предмету они сильно разнятся из года в год, то, скорее всего, школа завысила или занизила оценку.

В-третьих, сопоставляет результаты по школе с результатами контрольной выборки на федеральном или региональном уровне. Если ваши результаты сильно отличаются от результатов школ, где за ходом ВПР следили общественные наблюдатели, представители учредителя, то вы необъективно оценили работы учеников.

В-четвертых, проводит комплексный анализ данных разных контрольных работ: ВПР, НИКО, ЕГЭ, ОГЭ, международных исследований. Существенное различие между результатами этих работ в школе говорит об их необъективности.

(9 слайд) Как достичь объективных результатов ВПР

Чтобы обеспечить объективные результаты ВПР, проведите школьные мероприятия и работу с педагогами.

Школьные мероприятия. В этом году Рособрнадзор установил плавающее расписание ВПР. Каждая школа может выбрать конкретную дату, которая ей наиболее удобна. Составьте школьное расписание ВПР и ознакомьте с ним педагогов. Учителя должны проверить, какие темы пройдены, какие предстоит изучить и надо ли скорректировать тематическое планирование, чтобы все успеть.

Проанализируйте прошлогодние результаты ВПР. Сравните итоги по школе со всероссийскими. Так вы сможете заранее отследить, когда перепроверить учителей или к чему готовить учеников.

Поручите педагогу-психологу провести с учениками собрания и объяснить, что ВПР – обычная контрольная, которую не надо бояться. Главная задача – вспомнить пройденный материал и понять, как выполнять задания.

(10 слайд) Попросите педагога-психолога поучаствовать в родительском собрании. Специалист расскажет родителям, как помочь ребенку подготовиться к контрольной.

До начала проверочной работы убедитесь, что заданий нет в открытом доступе, в том числе в интернете. Если выявят факт утечки материалов из закрытого банка, то ответственность будет нести школа, которая ее допустила.

(11 слайд) Работа с педагогами. Разъясните на педагогическом совете, что школе важно получить объективные результаты ВПР. Учителя не должны подсказывать детям на контрольной, выполнять за них работу, завышать оценки. Учеников надо заранее подготовить к испытанию, но не натаскивать.

Образовательные организации, в которых с объективностью оценивания учебных достижений обучающихся и качеством преподавания предметов все в порядке, участие в независимой оценке качества образования – это дополнительное доказательство того, что они выбрали верный путь в обучении детей.

Не боятся выявить свои слабые позиции и своевременно принять меры к их устранению, направив все имеющиеся ресурсы на повышение качества образования.

От того, какие знания мы заложим детям и как научим преодолевать испытания в форме ВПР, зависит их успешное прохождение государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ и получение документа об образовании.

Желаю всем успешного учебного года и хороших результатов в обучении!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного ма­териала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под­готовки к ВПР.

3. Не говоритес учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течениегода вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методыи приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел­лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада­чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери­ал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали актив­ное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные про­екты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберитеподробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча­щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех егоучастников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра­зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва­ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значитель­ный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя большеответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?

(рекомендации для учителей)

Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:

- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

- создайте ситуацию эмоционального комфорта;

- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;

- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";

- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";

- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";

- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;

- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;

- помогайте ребенку избежать ошибок;

- поддерживайте учащихся при неудачах;

- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;

- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребенка;

- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

(рекомендации для обучающихся)


Советы по подготовке к проверочной работе

  • Готовься планомерно

  • Соблюдай режим дня

  • Питайся правильно

  • Во время подготовки чередуй занятия и отдых


Накануне проверочной работы

  • С вечера перестань готовиться.

  • Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.


Советы во время проверочной работы

  • Соблюдай правила поведения на проверочнойработе!

  • Слушай, как правильно заполнять бланк!

  • Работай самостоятельно!

  • Используй время полностью!


При работе с заданиями:

  • Сосредоточься!

  • Читай задание до конца!

  • Думай только о текущем задании!

  • Начни с легкого!

  • Пропускай!

  • Исключай!

  • Запланируй два круга!

  • Проверь!

  • Не оставляй задание без ответа!

  • Не огорчайся!


Советы после проверочной работы

Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:

  • Занятия спортом;

  • Танцы;

  • Йога;

  • Рисование;

  • Пение

  • И многие другие занятия интересные для человека

ПрИЛОЖЕНИЕ 4


Как помочь своему ребёнку подготовиться к Всероссийской проверочной работе?

(рекомендации для родителей)


Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребёнку подготовиться к проверочной работе?

Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями или нанять репетитора.

Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

Особенного внимания требуют старшеклассники, так как они страдают от перегрузок и стресса. Родители должны наблюдать за самочувствием ребёнка и при первых признаках переутомления убедить его в том, что чрезмерные занятия за месяц до проверочной работы дадут посредственный результат, а чередование занятий и отдыха помогут ясно мыслить на ВПР. И родителям, и детям надо помнить, что ущерб, нанесённый здоровью, невосполним.

Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.

Удачи и самообладания Вам и вашим детям!




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!